Методы сбора первичной информации на основе количественных исследований.
Методы количественного исследования.Если требуется получение первичной информации, которую можно распространить на генеральную совокупность, то применяют количественное исследование.
Главной специфической чертой количественных исследований является строгая стандартизация и формализация всего хода исследования. Под формализацией понимается сбор информации по заранее подготовленному детально разработанному плану; все полевые работники, осуществляющие сбор данных, действуют однотипно, стандартно. Отклонения от этого плана не допускаются.
Классификация методов количественного исследования представлена на рисунке 1.
![]() ![]() |
К ним относятся те же методы опроса и наблюдения, с той лишь разницей, что они должны быть формализованными.
При формализованном опросе план сбора информации обычно фиксируется в анкете, последовательность и формулировки вопросов которой неизменны в каждом интервью, а также в подробных инструкциях по отбору респондентов, по завязыванию контакта с ними и т.д.
При формализованном наблюдении план сбора информации строго фиксируется в подробных инструкциях и в стандартизованной форме, которая аналогична анкете формализованного опроса.
Формализованные опросы имеют ряд преимуществ перед качественными методами:
- их проведением легче управлять, поскольку анкета структурирована;
- данные опросов надежны и их результаты мало зависят от личности интервьюера, так как варианты возможных ответов на большинство вопросов заранее предусмотрены;
- процедуры анализа и интерпретации данных относительно просты, поскольку каждый вопрос по сути разделяет респондентов на заранее запланированные группы в зависимости от выбранного ими ответа.
К основному недостатку формализованных опросов можно отнести сложность, а чаще невозможность выявления информации, которую респонденты не могут или не хотят давать.
При проведении количественных исследований применяется формализованный анализ документов (информации), который включает методы, использующие унифицированные (стандартные) методики регистрации элементов содержания документа. Формализованный, количественный анализ оперирует конкретными количественно измеряемыми параметрами. Стандартизация методик сбора информации позволила маркетологам перейти на автоматизированную регистрацию и обработку информации с помощью специальных компьютерных программ. К его основному недостатку относят сложности в разработке однозначных правил фиксирования нужных элементов и невозможность исчерпывающего раскрытия содержания документа.
Формализованный анализ вторичной количественной информации осуществляется с помощью метода контент-анализа - техники выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает в себя некоторые стандартизованные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.
Алгоритм проведения контент-анализа состоит из 10 этапов:
1 Постановка задач контент-анализа.
2 Определение системы категорий анализа.
3 Определение единицы анализа.
4 Выбор количественных и качественных характеристик текста, которые интересуют исследователя, для определения взаимосвязи содержания с внешними параметрами.
5 Выбор источников для обследования.
6 Разработка таблиц сбора данных на каждую категорию анализа.
7 Разработка инструкций для кодировщика, где описывается система правил сбора эмпирических данных, пояснения для правильного понимания персоналом процедур регистрации заданных единиц анализа, алгоритм действий.
8 Сбор информации.
9 Обработка результатов и их интерпретация.
10 Подготовка отчета.
Формализованный анализ первичной информации включает следующие группы количественных методов:
1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.).
2. Многомерные методы, направленные на выявление влияния одного или многих факторов на интересующий параметр (в первую очередь, факторный и кластерный анализы). Они используются для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные. Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.
3. Регрессионные и корреляционные методы, используемые для установления взаимосвязей между группами переменных, описывающих маркетинговую деятельность.
4. Имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.
5. Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации. Можно выделить два главных направления применения этих методов: для статистических испытаний гипотез о структуре рынка и предположений о состоянии рынка, например исследование степени лояльности к торговой марке, прогнозирование рыночной доли.
6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь, линейное и нелинейное программирование) применяют тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение (например, вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения).
7. Гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики (например, динамическое и эвристическое программирование), применяется, прежде всего, для исследования проблем товародвижения.
Эти семь групп количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия. Все они относятся к группе экономико-математических методов и для проведения исследований необходимо использовать компьютерную технику.
Отличительными чертами количественных методов являются формализация и массовость. Под формализацией понимается строгая фиксация набора анализируемых переменных и их измеряемость. Однотипность собираемых данных, возможность их количественной обработки позволяют обеспечить массовость в сборе информации, то есть охватить опросом достаточно большое число людей.
Время, необходимое для выполнения количественного исследования, варьируется в зависимости от используемых методов и содержания анкеты.