Количественные и качественные исследования: определение и их сравнительная характеристика.
По классификации ESOMAR методы проведения маркетинговых исследований делятся на количественные, качественные, панельные.
Качественные исследования - неструктурированный метод, основанный на небольших выборках, целью которого является более глубокое понимание проблемы.
Количественные исследования - метод, целью которого является получение количественных данных с использованием ряда методов статистического анализа.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика качественных и количественных исследований.
Количественные исследованияобычно отождествляют с проведением различных формализованных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются четко определенные форматы собираемых данных и источники их получения, обработка собранною материала осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдений за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной иной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Применение качественных методов исследования для решения маркетинговых задач позволяет не только выявить систему ценностей, мотивов, норм поведения и позиций, детерминирующих потребительское поведение, но и раскрыть их содержание, особенности и культурную специфику.
Один из важных принципов маркетинговых исследований — взаимодополняемость качественного и количественного методов.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика качественных и количественных исследований
№ | Показатели | Методы проведения исследований | |
качественные | количественные | ||
Выбор метода | Поисковые (разведочные исследования) | Описательные (дескриптивные исследования) | |
Ответы на вопросы | «Как именно?», «Почему?» | «Кто?», «Что?», «Когда?», «Сколько?», «Как часто?» | |
Цель | Получение данных, объясняющих наблюдаемо явление (скрытые причины и мотивы) | Получение достоверных данных и прослеживание количественных закономерностей | |
Предмет изучения | Единичные случаи и «штучные ситуации» | Массовые тенденции | |
Объект изучения | Широкий спектр феноменологии, процессуальных хар-к, раскрытие причинно-следственных связей изучаемого явления | Рынок, потребители, посредники и поставщики, конкуренты, внутренняя среда предприятия | |
Выборка | Нерепрезентативная маленькая | Большая репрезентативная | |
Сбор данных | Неструктурированный | Структурированный | |
Анализ данных | Нестатистический | Статистический | |
Результат | Понимание проблемы | Разработка рекомендаций для принятия окончательных решений | |
Область использования результатов | Выявление глубинных мотивов, рациональных и иррациональных причин поведения потребителей, их восприятия отдельных объектов | Обоснование решений по выбору целевого рынка (или сегмента), маркетинговых инструментов или решений инвестиционного характера | |
Ключевые особенности | Мягкие или приблизительные | Жесткие или точные | |
Гибкие и субъективные | Фиксированные и объективные | ||
Ориентированы на изучение мнений, пристрастий, оценок и их глубинных причин | «свободные от оценочности» - объективно отражают реальность | ||
Отсутствие рабочей гипотезы, но исследование направлено на ее выработку | Проверка рабочей гипотезы – является основной задачей | ||
Анализ слов и образов | Анализ цифр | ||
Неструктурированное интервью, неформализованные вопросники | Структурированное интервью, формализованные вопросники | ||
Выводы основаны на конкретном материале | Выводы требуют обобщения и абстрагирования от конкретных результатов |
Для качественных исследований характерен отказ от естественнонаучных моделей исследования, предпочтение отдастся индуктивному исследованию, выработке гипотез, а не их проверке. В этой связи возникает существенный вопрос как осуществляется категоризация описываемых событий или действий качественного исследования?
Как известно, надежность информации обеспечивается следующими действиями:
− сопоставлением высказываний с реальными фактами:
− выявлением противоречий в высказываниях одною и того же индивида или разных источников информации;
− сопоставлением с аналогичными обстоятельствами у других людей, т.е. в рамках близких, сходных социальных контекстов;
− сравнением полученных данных с другими источниками информации, прежде всего, с количественными для определения степени репрезентативности данного случая.
Для повышения надежности результатов при исследовательской интерпретации данных применяется метод триангуляции перекрестной интерпретации некоторого фрагмента несколькими исследователями, работающими в команде. Впервые этот термин использовал Дж. Кемпбелл. Перекрестная триангуляция осуществляется как:
− сопоставление различных интерпретаций разных исследований:
− сравнение интерпретаций с позиций разных методов;
− сопоставление данной ситуации с аналогичными результатами, полученными в других исследованиях;
− повторение результатов на том же объекте через определенное время.
Триангуляция повышает надежность данных путем выявления коллективного мнения (или междисциплинарного взгляда) относительно одного и того же эмпирического объекта. В ходе коллективной дискуссии мнения каждого участника обсуждаются, крайние позиции отбрасываются, а в оценке выделяется общее рациональное зерно.
Выбор метода исследования (количественного или качественного) часто зависит от дальнейшего использования полученных результатов. Если результаты предназначены для использования в процессе развития (разработки), то обычно применяется качественный подход. В ситуациях, когда исследование направлено на изучение картины рынка в данный момент времени, более подходящим является количественный подход (табл. 2).
Таблица 2 – Сравнительный обзор выбора качественного и количественного исследования
Предпочтительные ситуации выбора метода исследования | |
Качественные | Количественные |
− идея (концепция) перед се окончательным воплощением требует оценки и, в случае необходимости, внесения изменений; − требуется быстрое получение необходимой информации; − бюджет, выделенный на проведение исследований, ограничен; − присутствие наблюдателей со стороны заказчиков на процедуре исследования обязательно; − требуется проведение глубинных исследований к ситуациях наблюдаемого поведения; − в случаях когда респонденты не хотят и не могут ответить (это касается вопросов, касающихся их личной жизни, смущающих их либо задевающих их самолюбие); − в случаях, когда респонденты не могут правильно ответить на вопросы, задевающие их подсознание | − требуется представление о картине рынка в настоящий момент; − необходима информация, которая может быть распространена на более широкую аудиторию; − целевые потребители, необходимые для участия в исследовании, географически удалены друг от друга и существуют трудности для их сбора в определенном месте; − целью исследования является получение большою объема специфической информации от участников; − получаемая информация должна быть статистически значимой и репрезентативной, отражающей представленность очень широкой географической области |