Проектирование эксперимента. Достоверность проведения эксперимента: внутренняя и внешняя. Факторы, влияющие на достоверность эксперимента.
При проектировании эксперимента следует создать такие обстоятельства, которые гарантируют влияние на зависимую переменную одной или нескольких независимых переменных и исключают при этом влияние внешних факторов. Успешность проведения эксперимента также зависит от следующих основных условий:
- изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных фиксируется:
- внешние условия проведения эксперимента должны быть стабильными;
- период проведения эксперимента должен быть достаточным для получения достоверных результатов.
Степень достоверности полученных результатов в ходе эксперимента оценивается по таким критериям, как:
-внутренняя достоверность - мера точности результатов эксперимента, позволяющая определить действительно ли изменение независимой переменной вызвало изменение зависимой. Например, как изменится объем сбыта стирального порошка, если этот товар выложить с учетом мерчендайзинга;
- внешняя достоверность характеризует пределы, в которых можно обобщить и использовать выявленные причинно-следственные зависимости, полученные в ходе эксперимента. Например, можно ли распространять на другие типы магазинов выявленную (если она имеется) зависимость между объемом продаж и расположением стиральных порошков на прилавках.
На внутреннюю и внешнюю достоверность влияют определенные факторы, которые следует учитывать и стремиться максимально нейтрализовать (табл. 1)
Факторы, влияющие на достоверность эксперимента | |
внутренние | внешние |
- внешний фон - наличие побочных явлений или факторов, влияющих на результаты эксперимента; - естественное, изменение - влияние, которое оказывает на участников эксперимента течение времени (например, усиление чувства голода или усталости). К таковым относят биологические, социальные, психологические изменения исследуемого объекта в процессе эксперимента; - эффект предварительного измерения (эффект обучения) - однородность с точки зрения точности и чувствительности инструментов измерения в течение всего эксперимента; - идентичность характеристик контрольной и экспериментальной групп | - эффект взаимного влияния процедуры изменения в группах и характера экспериментального воздействия - уровень репрезентативности единицы выборки (выборка испытываемых единиц); - эффект взаимного влияния процедуры отбора участников эксперимента и характера экспериментального воздействия - наблюдаемый результат может быть свойственен только данной группе и не проявляться в других частях изучаемой совокупности (насколько выборочная совокупность отражает генеральную); - эффект контроля условий организации эксперимента - соответствие условий эксперимента «реальной жизни» |
31 Этапы процесса планирования и проведения эксперимента.
Процесс планирования и проведения эксперимента осуществляется в три этапа:
1. Подготовительный этап:
- определение цели и задач эксперимента;
- выбор зависимых и независимых переменных и методики их оценки;
- определение логической структуры доказательств гипотезы эксперимента;
- выбор схемы проведения эксперимента;
- формирование объекта эксперимента в соответствии с логической структурой доказательства гипотезы.
2. Полевой этап - проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей.
3. Аналитический этап:
- анализ выявленных зависимостей;
- определение внутренней и внешней достоверности результатов эксперимента;
- составление отчета о проведении эксперимента.
При проведении любого эксперимента возникают две основные проблемы:
- насколько изменения зависимой переменной можно отнести на счет независимых (насколько однозначно могут быть интерпретированы результаты эксперимента);
- насколько пригодны результаты эксперимента для других условий среды (репрезентативность эксперимента).
В этой связи при проектировании эксперимента выбирается соответствующая схема его проведения /5, с. 214-218/. В классическом смысле его можно определить.как порядок исследования. Эксперименты классифицируются по американской терминологии с точки зрения двух критериев:
- измерение у контрольной (С - control group) или экспериментальной группы (Е - experimental group);
- оценка до (В - before) или после воздействия фактора (А - after).
Исходя из этого можно выделить несколько схем проведения эксперимента:
1. ЕВА - измерение характеристик у одной экспериментальной группы до и после воздействия фактора. Например, определение объема продаж до и после проведения рекламной кампании. На ход такого эксперимента могут повлиять результаты прошлых мероприятий и другие посторонние факторы, которые вызывают трудности с однозначной интерпретацией результатов.
2. ЕА-СА - измерение характеристик у контрольной и экспериментальной групп после воздействия фактора. При такой организации влияние перечисленных выше эффектов уменьшается, но возникают проблемы из-за возможного наличия различий между группами уже до эксперимента. В качестве возможного решения предлагается образование групп по случайному принципу, что, правда, не всегда возможно.
3. ЕВА-СВА - измерение характеристик до и после воздействия фактора с привлечением контрольной группы. Подобные эксперименты часто применяются в исследовании торговли для определения влияния мероприятий по поддержке сбыта на предпочтения покупателей. Недостаток заключается в необходимости предварительного измерения, что может вызвать эффект обучения.
4. ЕА-ЕВА-СВА - измерения проводятся уже у трех групп. Возрастают как точность результатов, так и затраты на эксперимент.