Понятие наблюдения и классификации его основных форм.
Наблюдение - это систематическая фиксация поведения людей, объектов и вариантов развития событий для получения информации об интересующем феномене.
Наблюдение в маркетинговом исследовании применяется в различных ситуациях, выступая как инструмент сбора и источник информации:
1. Для предварительного получения представления об объекте, предмете, проблеме и рабочей гипотезе исследования.
2. В ходе изучения процесса, явления и/или ситуации в качественных исследованиях. Например, изучение процесса выбора стиральной машины покупателем.
3. В целях проверки и подтверждения данных, полученных посредством других методов сбора первичной информации. Например, в ходе анкетирования респондент дал на вопрос определенный ответ, хотя предположительно известно, что в реальной ситуации он поступит по-иному. Такой результат ставит под сомнение достоверность ответа и корректность анкеты как инструмента исследования.
4. Для описания распространенности явления или ситуации. Например, при аудите розничных и оптовых компаний (наличие товара на складе или в торговой точке (ассортимент, цены), выбор марки товара и т.п.).
5. При анализе поведения потребителей и его последствий, которые люди не имеют желания запоминать или не в состоянии выразить словесно свое отношение к исследуемому процессу, явлению, ситуации. Например, маленькие дети не могут словесно выразить свое отношение к новой игрушке, однако такую информацию можно получить, наблюдая, играют дети с ней или нет.
6. Метод наблюдения как способ получения первичной информации используется гораздо реже, чем опрос, но к нему прибегают в указанных выше случаях. Рекомендуется использовать данный метод в сочетании с методом опроса для определения качественных характеристик инструментария при пилотажных исследованиях.
В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности.
Для проведения эффективного наблюдения должны выполняться следующие условия:
1. Процессы и явления должны быть доступны для наблюдения, происходить на публике (открытое поведение).
2. Событие должно происходит часто и быть предсказуемым. Наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, должны подлежать регистрации.
3. Наблюдения должны осуществляться на относительно коротком отрезке времени, а событие быстро завершаться, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение, явление.
Наблюдение является достаточно гибким методом сбора первичной информации, так как может осуществляться в различных формах (табл. 1).
4. В частности, по форме проведения наблюдение классифицируется в зависимости от уровня стандартизации, степени скрытости, характера окружающей обстановки, места исследователя в изучаемом процессе, регулярности проведения и способа восприятия объекта наблюдения.
Таблица 1 - Основные формы наблюдения и их краткая характеристика
Признаки | Формы наблюдения и их краткая характеристика |
Уровень стандартизации наблюдения | - стандартизированное (структурированное, формализованное) -наблюдение четко определенной проблемы, когда исследователь имеет конкретное представление о действиях (моделях поведения), за которыми следует наблюдать, а также методах измерения и оценки его результатов (категориях, используемых для записи и анализа ситуации) |
- нестандартизированное (неструктурированное, неформализованное, свободное) - наблюдение, в котором проблематика четко не определена заранее, поэтому исследователь фиксирует все относящиеся к феномену действия, не определяя детали наблюдения заблаговременно | |
Степень скрытости и характер наблюдаемых событий | - открытое - субъекты наблюдения предупреждаются о том, что за ними наблюдают (например, при проведении специальных экспериментов) |
- скрытое - участники не осведомлены о том, что они стали объектом наблюдения | - прямое - предполагает непосредственное наблюдение за поведением людей |
- косвенное (непрямое) - предполагает изучение результатов определенного поведения, а не само поведение | |
Характер условий проведения (окружающей обстановки) | - искусственное (лабораторное, контролируемое) - субъекты наблюдения изучаются в специально сконструированной обстановке, созданной для наблюдения за их поведением |
- естественное (полевое) - субъекты наблюдения исследуются в естественной среде, где им свойственно обычное поведение | |
- лабораторно-полевое - наблюдение проводится в естественных условиях в сочетании с принятием ряда мер по сохранению их стабильности в течение некоторого времени | |
Регулярность проведения наблюдения | - систематическое - проводится на регулярной основе с использованием регламентированного графика выполнения процедуры наблюдения |
- эпизодическое - не имеет четко установленного регламента фиксации событий | |
- однократное - исследование проводится в течение запланированного времени в соответствии с целями единовременно, в последующем разработанная процедура наблюдения не используется | |
- случайное - незапланированное наблюдение факта, явления, действия или поведения, результаты которого зачастую применяются для пересмотра маркетинговых решений хозяйствующего субъекта | |
Способ восприятия объекта наблюдения | - персональное (личное (человеком)) - наблюдаемые события фиксируются лично специально обученным исследователем, который заполняет листы регистрации наблюдений за феноменом |
- механическое (неперсональное, при помощи технических средств) - наблюдаемые события фиксируются с помощью технических средств, которые самостоятельно осуществляют необходимые записи |