Основные этапы проведения маркетинговых исследований(подробно см.дальше)
I РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Идентификация проблемы
- Планирование методологии исследования
- Построение аналитических моделей
- Выявление объекта и предмета исследования
- Определение целей исследования
- Выделение релевантных характеристик
- Разработка рабочей гипотезы
- Постановка задач исследования
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Разработка плана исследования
- Планирование выборки
- Планирование шкалирования
- Формирование бюджета
Ш. СБОР ИНФОРМАЦИИ:
- Подготовка полевого персонала
- Выбор формы контроля работы персонала
- Сбор информации и контроль работы персонала
IV. ПОДГОТОВКА И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ:
- Редактирование и кодирование данных
- Обработка и анализ информации
V. ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА И ЕГО ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
- Подготовка отчета
- Презентация отчета
14 Разработка концепции исследования. Идентификация проблемы, последовательность определения проблемы.
Эффективность результатов маркетингового исследования зависит от правильной и четкой концепции сбора информации.
Концепция маркетингового исследования включает подробное определение проблемы, планирование методологии исследования (его теоретической основы), построение аналитических моделей, выявление объекта и предмета, определение цели и рабочей гипотезы, выделение релевантных характеристик и постановку. Рассмотрим более подробно элементы, направленные на определение концепции, включающей идентификацию проблемы.
Идентификация проблемы маркетингового исследования является отправным пунктом первого этапа маркетинговых исследований.
Проблема - это:
- некоторая противоречивая ситуация, сложный вопрос, требующий решения;
- несоответствие текущего реального состояния дел желаемому, выраженное своеобразным расхождением между тем, чего хозяйствующий субъект фактически может добиться, сохраняя свою нынешнюю политику без изменений;
- препятствие на пути достижения маркетинговых целей.
Существуют три основных источника маркетинговых проблем:
1. Непредвиденные изменения - ориентированы на прошлое и связаны с реакцией на уже произошедшие события. Их источником может стать изменение одного или нескольких факторов внешней среды функционирования хозяйствующего субъекта.
2. Спланированные изменения - ориентированы на будущее, определяют предстоящие события. Планируемые изменения - это те, которые хозяйствующий субъект старается вызвать, отвечая на вопрос, как именно это следует сделать. Например, организация в рамках инновационной политики старается расширить сферу своей деятельности и с этой целью планирует различные маркетинговые мероприятия: внедрение новых товаров, улучшение распределения, изменения в ценообразовании и системе продвижения. В этом случае роль маркетинговых исследований заключается в изучении реальных возможностей рассматриваемых изменений.
3. Интуитивное принятие маркетинговых решений и случайных идей (интуитивная прозорливость в форме новых идей) - например, модификация старого товара с учетом пожеланий потребителей.
Неотъемлемым условием успешного разрешения проблемы служит ее правильная постановка с ясным и четким изложением. Идентификация проблемы включает выделение проблемы в общем виде и определение отдельных компонентов.
Можно выделить следующую последовательность определения маркетинговой проблемы:
1. Выявление симптомов - на практике зачастую за проблему маркетингового исследования принимаются видимые симптомы. Так, например, констатация снижения объемов сбыта, сокращения рыночной доли являются лишь симптомами. В этой связи важно выявить причины их проявления, так как в противном случае маркетинговое исследование не будет адресовано реальной проблеме, и маркетолог не сможет найти объяснения той или иной сложившейся ситуации. Во избежание неадекватного определения проблемы, приводящего к провалу маркетинговых исследований, следует рассмотреть все возможные причины проявившихся симптомов. Исследование причин их проявления рекомендуется осуществлять на основе:
а) организации встреч исследователя с руководством или с лицами, принимающими решения (ЛПР) в целях проведения аудита маркетинговой проблемы.
К примеру, в ходе обсуждения симптомов целесообразно рассмотреть вопросы, касающиеся истории возникновения проблемы, предполагаемых альтернативных вариантов ее решения и выбора критериев для их оценки, маркетинговой деятельности конкурентов и другие в зависимости от сложившейся противоречивой ситуации. При этом взаимодействие исследователя с ЛПР должно основываться на принципах этики;
б) экспертного опроса руководителей и специалистов - интервью с ключевыми экспертами в целях выявления знаний и опыта тех, кто наиболее близок к общей проблематике исследуемого явления. Например, интервью с отраслевыми экспертами, владеющими информацией о деятельности хозяйствующего субъекта и о рынке, на котором он осуществляет конкурентную активность.
Опросы экспертов зачастую используют при проведении маркетинговых исследований на рынке товаров производственного назначения;
в) исследования вторичной информации - ранее мы отмечали, что любое маркетинговое исследование следует начинать с анализа вторичных данных, носящих поисковый характер;
г) проведения качественного исследования - осуществляется, когда проблема касается личной жизни респондентов или вопросов, задевающих их подсознание.
При выявлении симптомов в дополнение к вышеотмеченным действиям следует оценить влияние факторов маркетинговой среды функционирования хозяйствующего субъекта на проблему, заострив внимание на изучении:
- ретроспективной и прогнозной информации о маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта на рынке (емкость рынка, доля рынка, перспективы развития рынка, объем продаж и т.п.);
- ресурсов (финансовых, трудовых) и ограничений (бюджет на маркетинг и время) хозяйствующего субъекта;
- целей непосредственно хозяйствующего субъекта и лично лица, принимающего решения;
- поведения потребителей и прогнозирования их реакции на определенные маркетинговые усилия;
- экономической и политической среды;
- маркетинговых и технологических навыков персонала хозяйствующего субъекта. Например, хозяйствующий субъект планирует осуществлять обработку шкур для пошива из них верхней женской одежды. Если хозяйствующий субъект переоценит свои силы в области организации сложной технологии обработки шкур или продвижения на рынке верхней женской одежды из кожи, то ему будет обеспечен провал.
2. Преобразование управленческой проблемы в проблему маркетингового исследования.
Проблема, требующая решения, возникает перед руководством и для ее устранения требуется проведение маркетинговых исследований. В свою очередь, результаты маркетинговых исследований направлены на обеспечение информацией руководства или специалиста-маркетолога для принятия решения. В этой связи можно дать следующую дефиницию понятиям «управленческая проблема» и «проблема маркетинговых исследований».
Управленческая проблема, требующая решения, связана с определенными действиями руководства для получения ответа на вопрос «Что необходимо сделать лицу, принимающему решение?»
Проблема маркетингового исследования связана с получением необходимой информации посредством выбора наиболее оптимальных методов ее сбора.
Остановимся подробнее на определении проблемы маркетингового исследования. Основной принцип ее идентификации заключается в обеспечении исследователя всей необходимой информацией относительно управленческой проблемы, определении причин возникшей противоречивой ситуации и возможных путей выхода из нее. При определении проблемы следует минимизировать следующие два типа ошибок:
- проблема маркетингового исследования определяется слишком широко - такая постановка проблемы приводит к отсутствию ясного понимания действий по реализации проекта. Например, разработать маркетинговую стратегию для брэнда, улучшить конкурентные позиции и имидж организации. Такие неконкретные проблемы не позволяют разработать концепцию и план исследования;
- проблема маркетингового исследования определяется слишком узко - такая постановка проблемы может исключить рассмотрение некоторых направлений маркетинговых действий, например, касающихся инновационной деятельности или других неочевидных аспектов. Например, управленческая проблема заключалась в том, как отреагировать на снижение цены, предпринятое конкурирующей фирмой. Предполагаемые маркетинговые действия включали следующие варианты: снизить цену на товар фирмы до уровня цены конкурента; оставить цену на товар прежней, но при этом увеличить расходы на его продвижение; немного снизить цену, но при этом оставить ее выше уровня цены конкурента и умеренно увеличить расходы на продвижение. Ни один из этих вариантов не оказался перспективным, так как в ходе качественных исследований было выявлено, что потребители не могут различить товары, предложенные под различными торговыми названиями, и полагаются на цену как на индикатор качества товара. В этой связи было предложено увеличить цену товара существующей торговой марки и создать две новые торговые марки - одну с ценой на уровне цен товара конкурента, а другую с ценой ниже, чем у конкурента. А сама проблема была переопределена в следующем изложении - предложить способы увеличения доли рынка и прибыльности продуктовой линии фирмы.
Для снижения вероятности возникновения описанных выше ошибок следует выявить проблему маркетингового исследования в общем смысле и разбить ее на отдельные компоненты.
Общее определение проблемы маркетингового исследования - исходная широкая идентификация проблемы, позволяющая увидеть все ее стороны (определяется как мера предосторожности от совершения ошибок второго типа).
Выявление конкретных компонентов проблемы маркетингового исследования используется для определения ключевых вопросов проблемы и четких направлений действий при проведении исследований. Например, руководство запланировало повысить заполняемость санаторно-курортного учреждения А.
Управленческая проблема состояла в определении способов увеличения показателя загрузки санаторно-курортного учреждения. Общая проблема маркетингового исследования - выявить степень удовлетворенности клиентов санатория А качеством санаторно-курортного обслуживания. Отдельные компоненты проблемы включали определение степени удовлетворенности клиентов составляющими услугами, по которым впоследствии были рассчитаны показатели оценки качества по следующим направлениям:
- организация встречи, приема и размещения, питания;
- медицинское обслуживание;
- бытовое обслуживание;
- культурно-массовое обслуживание;
- лечебная физкультура, спортивно-развлекательная и санитарно-просветительная работа;
- организация отъезда.
На основе результатов маркетингового исследования было выявлено, что клиенты оценили качество санаторно-курортных услуг на адекватном уровне. Низкая оценка качества санаторно-курортного обслуживания обусловлена неудовлетворительными оценками качества бытового, культурно-массового обслуживания, организации лечебной физкультуры и спортивно-развлекательных услуг, санитарно-просветительной работы. В этой связи был разработан комплекс маркетинговых мероприятий для повышения качества услуг по этим направлениям.
Все остальные этапы процесса маркетингового исследования, направленные на формирование концепции, вытекают из выявленной проблемы. Так, после идентификации проблемы следует приступить к разработке представления о возможной направленности маркетингового исследования посредством:
- планирования методологии исследования (его теоретической основы);
- разработки аналитических моделей, направленных на выявление взаимосвязей между различными переменными и/или параметрами;
- выявления объекта и предмета исследования;
- формулирования целей и рабочей гипотезы исследования;
- определения релевантных характеристик, которые могут повлиять на изменение плана исследования.
Планирование методологии маркетингового исследования.
Маркетинговое исследование должно основываться на использовании теоретико-методологической базы в целях научно-обоснованной разработки концепции и плана проведения. Методология исследования направлена на решение следующих задач:
1. Формирование концепции и выделение ключевых переменных - обеспечивает методологическую основу и понимание процессов, являющихся источником проблемной ситуации. На основе их анализа определяются зависимые и независимые параметры.
2. Операционализация ключевых переменных - маркетолог может использовать теоретически обоснованные переменные, отражающие реальное положение дел.
3. Выбор типа маркетингового исследования - теоретические причинно-следственные закономерности позволяют выбрать дескриптивный или причинно-следственный тип маркетингового исследования (II этап).
4. Определение типа выборочного наблюдения - на основе методологии определяется генеральная совокупность, выборка, единица выборки, рамка выборки, тип и метод выборки (II этап).
5. Анализ и интерпретация информации - методология, а также основанные на ней аналитические модели, поисковые вопросы и рабочие гипотезы обуславливают выбор стратегии анализа данных и интерпретации результатов (IV этап).
6. Обобщенные результаты, полученные в маркетинговом исследовании, можно объяснять в свете предыдущего исследования и объединять с имеющимися материалами.
Так при планировании методологии маркетингового исследования оцениваются возможные методы исследования (эмпирические, экспертные, экономико-математические (имитационные)), выбор которых тесно связан с ответом на вопрос «Каким образом планируется изучать объект исследования?».
Итак, проведение репрезентативного маркетингового исследования невозможно без использования теоретических знаний в области разработки его концепции.
Планирование методологии маркетинговых исследований
Теоретически данный этап подразумевает выполнение следующих мероприятий.
Разработка так называемого Технического задания на проведение маркетингового исследования
Цель разработки этого документа - четкая формулировка маркетинговой проблемы, а также требований к информации, которая должна быть предоставлена компанией, проводящей исследование.
Четкое формулирование требований сужает и конкретизирует поле маркетингового исследования, что позволяет существенно сократить бюджет такого исследования, а впоследствии - проконтролировать качество его проведения.
Проведение тендера среди специализированных маркетинговых организаций
К наиболее существенным ошибкам на этапе планирования маркетинговых исследований относятся:
- -нечеткое формулирование целей и задач, вследствие чего может быть получено большое количество несущественной информации, затрудняющей принятие правильного маркетингового решения;
- -неправильный выбор объекта исследования.