Классификация вторичной информации. Достоинства и недостатки внутренней и внешней вторичной информации.
Вторичная информация | ||
Внутренняя | Внешняя | |
Готовая к использованию | Опубликованные материалы | Официальные издания и документы |
Неофициальные источники | ||
Требующая дальнейшей обработки | Компьютерные базы данных | |
Синдикативные источники информации | ||
Специфические источники |
Вторичная информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя информация - это данные, имеющиеся в рамках хозяйствующего субъекта, для которого проводится маркетинговое исследование.
Хозяйствующие субъекты располагают значительным объемом накопленной вторичной информации, часть которой легкодоступна и готова к использованию, например:
- бюджет и данные по достижению миссии и целей хозяйствующего субъекта;
- бюджет маркетинга хозяйствующего субъекта;
- отчеты о прибылях и убытках по хозяйствующему субъекту в целом и детализированные по отдельным подразделениям и товарам/услугам;
- показатели сбыта по ассортиментным группам, отдельным товарам/услугам, географическим регионам, сезонам или дням недели (времени дня);
- счета клиентов, объем и периодичность их покупок;
- учетные ведомости товарно-материальных ценностей и данные о запасах готовой продукции;
- отчеты коммивояжеров;
- отчеты ранее проведенных маркетинговых исследований;
- гарантийные карточки;
- другая внутренняя статистика хозяйствующего субъекта.
Внешняя информация - данные, поступающие от источников, находящихся за пределами хозяйствующего субъекта, для которого проводится маркетинговое исследование.
Охарактеризуем внешние источники информации:
1. Опубликованные материалы:
официальные издания и документы - издания государственных учреждений; статистические справочники; отраслевая, периодическая и учебная литература; годовые отчеты конкурентов (публикации рекламных агентств, отчеты коммерческих банков и др.); документы профессиональных ассоциаций; справочники; материалы (отчеты и обзоры) консалтинговых, маркетинговых фирм и научных центров и институтов и др.;
неофициальные источники (канал из «уст в уста») - информация, полученная на основе контактов с потребителями, посредниками, служащими хозяйствующего субъекта, а также на выставках, ярмарках, совещаниях, конференциях, презентациях, днях открытых дверей; слухи и др.
2. Компьютерные базы данных:
с доступом в режиме online - информация хранится в центральном банке данных, доступ к ним обеспечивается посредством компьютера (или иного терминала) через телекоммуникационную сеть;
Internet-базы данных - доступ для пользования, поиска и анализа информации обеспечивается посредством сети Internet;
базы данных в режиме offline - сохранены на дискетах или компакт-дисках.
Все компьютерные базы данных подразделяются на:
• библиографические - представляют собой информацию, включающую цитаты из статей периодической литературы, отчетной документации маркетинговых исследований, технических отчетов, правительственной документации и т.п., могут содержать краткие изложения и отрывки из цитируемых материалов;
• цифровые - содержат цифровую и статистическую информацию;
• текстовые - содержат полные тексты из оригиналов документов (например, информация из периодической литературы);
• справочные - содержат информацию о частных лицах, хозяйствующих субъектах, товарах/услугах;
• специализированные - содержат информацию, относящуюся к какой-либо специальной сфере деятельности (например, отраслевую информацию о легкой промышленности).
3. Синдикативные источники информации - информация, полученная в ходе панельных (повторных) исследований, предоставляемая маркетинговыми исследовательскими организациями из общей базы данных. Иначе эту информацию называют синдикативными услугами - платными информационными услугами, предлагаемыми из общей базы данных маркетинговыми исследовательскими организациями различным хозяйствующим субъектам, являющимся подписчиками этих услуг. Следует отметить основное достоинство синдикативных услуг - их долевую стоимость, обусловленную разделением стоимости между несколькими подписчиками. Маркетинговые исследовательские организации могут предоставлять синдикативные услуги из различных баз данных за ряд лет по потребительской панели, торговой панели, панели предприятий промышленного рынка, панели специальной формы (опрос группы специалистов/экспертов, предприятий услуг).
4 Специфические источники информации – информация, полученная входе сбора сведений о конкурентах или потенциальных партнерах, характеристик их продукции или технологии.
Таблица 2 - Достоинства и недостатки внутренней и внешней вторичной информации и их основное назначение
Вторичная информация | ||||||||
Источники | Достоинства | Недостатки | Основное назначение | |||||
Внутренняя информация | ||||||||
1.1 | Внутренние документы | - достоверна; - доступна; - обладает высокой экономичностью; - эксклюзивна; - релевантна; - подлежит систематизации по объектам или функциям управления | - возможна перегруженность данными; - дублирование данных; - формы сбора могут быть несопоставимыми с запросами пользователя; - возможны внутренние препятствия к доступу информации | - оценка принятых маркетинговых решений; - оценка и поиск конкурентного преимущества; - оценка уровня обслуживания; - оценка качества товара/услуги; - анализ затрат; - сегментирование существующих потребителей | ||||
1.2 | Отчеты ранее проведенных МИ | - позволяет поддерживать традиции изучения рынка; - достигается сопоставимость данных | - данные могут быть устаревшими; - данные могут не соответствовать текущей проблеме | - ретроспективнз.ш анализ рынка; - ретроспективный анализ исследовательской деятельности хозяйствующего субъекта; - возможность предварительного ознакомления с объектом исследования (рынком или хозяйствующим субъектом); - возможность выяснения предыстории текущих проблем хозяйствующего субъекта; - подготовка рабочих гипотез для новых исследований аналогичных проблем | ||||
2. | Внешняя информация | |||||||
2.1. | Опубликованные материалы | |||||||
Официальные источники и документы | - высокая доступность; - низкая стоимость; - предсказуемая достоверность | данные могут быть: - устаревшими; - неполными; - несопоставимыми; - хорошо известны конкурентам | - более четкое определение проблемы исследования; - анализ конъюнктуры и маркетинговой среды рынка; - обоснование содержания необходимой информации и методов ее сбора; - подготовка сравнительных данных для более глубокого понимания первичной информации | |||||
Неофициальные источники | - возможность получения эксклюзивной информации | - нерегулярность контактов; - неструктурированность информации; - трудоемкость организации контактов идентична полевым процедурам; - значительный удельный вес бесполезной и недостоверной информации | - применение информации о конкурентах, партнерах и других субъектах для выработки конкурентных стратегий хозяйствующего субъекта | |||||
3. | Компьютерные базы данных | |||||||
Базы данных в режиме online; Intemet-базы данных; базы данных в режиме offline | - информация является «свежей», актуальной; - упрощенный процесс поиска информации обеспечивает ее доступность и быстроту получения; - плата за доступ к компьютерным базам данных относительно небольшая, благодаря высокой скорости передачи информации | - получение информации из баз данных в режиме online и Internet-баз данных возможно лишь при наличии компьютера | - изучение разнообразной вторичной информации | |||||
4. | Синдикативные источники информации | |||||||
Синдикативные услуги | Синдикативные услуги (информация о рынках, розничных ценах, динамике продаж, потребителях, аудиториях и рейтинге СМИ, мониторинг публикаций): - высокое качество; - регулярность обновления; - стоимость информации ниже стоимости индивидуального исследования (сбор рутинной информации, неоднократный сбор) | - результаты панельных исследований могут приобретаться и конкурирующими организациями; - подписчики практически не могут повлиять на состав покупаемой по подписке информации; - подписка на услуги обычно осуществляется на длительный срок, как минимум на один год; - возможна несопоставимость методов сбора и информации | - изучение отношений потребителей к товарам и маркам; - определение рыночных сегментов; - отслеживание рыночных тенденций; - оценка эффективности различных методов продвижения; - аудит процесса управления распределением на оптовых и розничных предприятиях | |||||
5. | Специфические источники информации | |||||||
Приобретение/потребление товаров/ услуг конкурентов, посещение собраний акционеров, осуществление экскурсий на производство | - относительная доступность; - информация характеризует конкретного субъекта (конкурента или потенциального партнера) | - информация может быть неполной и нерелевантной; - высокая трудоемкость; -возможны высокие финансовые затраты | Изучение достижений конкурентов (качество т/у, производства, сервисное обслуживание, системы распределения и др.) | |||||