Стимулирование сбыта: понятие, особенности, виды. Разработка программы стимулирования сбыта.

Стимулирования сбыта, как форма продвижения товара представляет собой маркетинговую деятельность по стимулированию роста продаж. Служит для поддержки, информирования и мотивации всех участников процесса сбыта в целях создания непрерывного потока реализации товара. Координирует рекламу и продажу товара.

Применяется в ситуации, когда:

- на рынке имеется семейство товаров-конкурентов с одинаковыми потребительскими характеристиками;

- рынок характеризуется отсутствием или спадом спроса;

- новый товар выводится на рынок или фирма выходит на новый рынок с товаром, ранее получившим признание;

- товар переходит из фазы роста в фазу насыщения;

- на рынке покупатели недостаточно осведомлены о предлагаемых товарах.

Существуют три вида мероприятий:

1. Мероприятия по содействию производителю преследуют цель увеличения объема сбыта путем стимулирования собственных внутренних и внешних служб фирмы, поощрения наиболее активных и производительных сотрудников, мотивирования труда руководителей этих служб, активизации процесса внутренне внешнего бенчмаркинга между сотрудниками, в функции которых входит движение товара. Премии лучшим работникам, конкурсы продавцов фирм, и т.д.

2. Мероприятия по содействию торговым посредникам способствуют росту объема продаж; стимулированию максимизации объема партий товара при формировании заказов и оформлении договоров на ставку; поощрение обмена передовым опытом в реализации товара; снижение колебаний во времени при поступлении заказов от посредников (обучение и повышение квалификации, конкурсы дилеров, организация отдыха передовиков фирмы и т. д.)

3. Мероприятия по содействию потребителю нацелены на ознакомление с новым товаром (услугой); убеждение потребителя сделать покупку; увеличение товарной массы, покупаемой одним посетителем или заказчиком; поощрение непрерывности покупок, снижения сезонной неравномерности приобретения товара. (Скидки с цены товара, бонусные скидки, распространение купонов.)

Система стимулирования сбыта обладает следующими достоинствами: привлекательность для клиента, информативность, ненавязчивость приемов воздействия; разнообразие приемов. Однако действует только лишь в краткосрочном периоде.

Рассмотрим наиболее эффективные средства стимулирования сбыта:

- Скидки с цены наиболее: эффективен для поощрения регулярных покупок и приобретения товара в большем количестве (увеличивают объем сбыта, недостаточная избирательность к потенциональным группам покупателей, возможность падения имиджа марки).

- Купоны — это сертификаты, дающие их владельцам право на отдельные льготы (скидку) при приобретении конкретных товаров (распространяются через журналы, почту). Дают значительный эффект при стимулирования потребления новых товаров. Характеризуются высокими затратами и небольшим охватом целевой аудитории.

- Презентация товара: проведение демонстраций, показов, вечеров с целью привлечения внимания покупателей и специалистов к потребительским характеристикам товара.

- Гарантирование возврата денег: восстановление имиджа при недоброкачественном товаре. Оказывают незначительное влияние на рост продаж, но повышают престиж фирмы и создают возможность формирования новых рынков сбыта.

- Продажа товара в кредит. Прежде всего, стимулирует сбыт дорогостоящих товаров, однако имеет высокий риск невозвращения кредитов. Зависит от социального обеспечения потребителей.

- Премиимогут предоставляться в виде товаров, которые передаются бесплатно или по низкой цене в качестве поощрения за покупку другого товара. Способствует значительному росту объема продаж, но эффект является кратковременным.

- Лотереи используются для поощрения потребления товаров и привлечения новых покупателей. В качестве призов используются престижные товары, а также крупные денежные суммы.

- Достоинства стимулирования сбыта состоят в следующем:

- Обеспечение маневренности роста сбыта товара.

- Хорошая интеграция с другими видами продвижения товара — рекламой, личной продажей.

- Ориентация на незамедлительное совершение покупки.

- Придание привлекательности сделки благодаря введению стимулов в виде уступок, скидок.

- Возможность осуществления собственными силами и средствами фирмы.

- Небольшие потери в процессе осуществления

-Недостатки стимулирования сбыта таковы:

- Краткосрочность;

- Сложность определения успешности сбыта;

- Сравнительно высокие затраты;

- Невозможность применения с другими методами продвижения.

Стимулирование сбыта включает в себя маркетинговую деятельность, которая стимулирует покупки потребителей и эффективность продавцов. В зависимости от вида товара применяют разные методы СТИС: предоставление скидок с цены, всевозможные формы кредитов, раздача бесплатных образцов, премиальные продажи, купоны, конкурсы и лотереи, упаковка и т.д. Сюда входят выставки, демонстрации, различные сбытовые усилия.

Стимулирование сбыта – кратковременные меры поощрения покупки или продажи товара и услуг.

Чтобы справиться с задачами маркетинга, только классической рекламы часто оказывается недостаточно. Поэтому привлекаются другие инструменты коммуникации. Один из таких инструментов – стимулирование сбыта, (поддержка продажи или поддержка сбыта).

Поддержка сбыта, направленная на потребителей, может принимать следующие формы:

· различные конкурсы и игры;

· представление скидок, например, по случаю вывода товара на рынок или скидка за верность товару;

· распределение бесплатных проб или талонов;

· ввод в ассортимент нехарактерных товаров (книги в кофейном магазине) и продажа их по себестоимости.

Такие мероприятия нацелены на улучшение отношения цена – качество, воспринимаемого покупателями, и стимулирование желания приобрести продукт. Точно так же, как и при применении классической рекламы, возникает так называемый Pull – эффект, вызванный быстрым сокращением торговых запасов. Мероприятия по поддержке торговли помогают при выходе на рынок с новыми продуктами увеличить число первых покупателей, покупателей для пробы, и тем самым ускорить распространение товара. Поддержка сбыта, нацеленная на внешнюю службу и торговлю, нацелена на возникновение Pull – эффекта. Это означает, что товар должен быть каким-либо путем продан торговле, а дальнейшее движение товара лежит на ней.

Поддержка сбыта, направленная на внешнюю службу, должна улучшать мотивацию и способности ее работников. Типичные мероприятия при этом:

· соревнования между работниками, премии, моральные поощрения, обучение, информирование и тренирование;

· предоставление информационных материалов – брошюр, фильмов и т.д.

Большинство из названных выше мероприятий может использоваться и для работы с торговлей. Можно добавить еще и следующие:

· предоставление скидок для новых продуктов и при акциях торговли, связанных с уменьшением цен;

· использование в магазинах пропагандистов для демонстрации продукта и раздачи проб;

· предоставление дисплей – материала.

Стимулирование спроса – сердцевина маркетинга.

ФОССТИС

Формирование спроса (ФОС) должно сопровождаться информацией о товаре:

- о существовании товара;

- о потребностях, которые этим товаром удовлетворяются;

- о качестве, потребительных свойствах товара;

- о гарантии защиты интересов покупателя, если он будет удовлетворен товаром.

Способы информирования клиентов:

1. Реклама (журналы, газеты, радио, TV и т.д.).

2. Выставки, ярмарки.

3. Доклады, симпозиумы, конференции, фильмы.

Основная задача мероприятий ФОС заключается во введении на рынок товара рыночной новизны, обеспечение начальных продаж, завоевание некоторой доли рынка.

Задача СТИС – побуждение к последующим покупкам данного товара. Деятельность СТИС особенно важна при конкуренции одинаковых товаров.

СТИС по отношению к покупателям:

§ Скидки за объем приобретенной партии товара, регулярность покупок определенного числа изделий (бонусные скидки).

§ Кредит в различных формах (рассрочка, отсутствие первоначального взноса).

§ Бесплатное распространение образцов товара в расчете на покупку крупной партии.

§ Бесплатная передача товара во временное пользование, «на пробу».

§ Презентация (показы) новых товаров специально для представителей потенциальных покупателей.

§ Экскурсии на предприятия-изготовители.

§ Пресс-конференции по случаю введения на рынок нового товара.

§ Резкое снижение цен (в связи с выпуском новой модели, началом нового сезона), о чем широко объявляют через средства массовой информации – печать, радио, TV.

СТИС по отношению к посредникам, продавцам.

Цель – побуждение этих людей продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей:

- предоставление скидок с продажной цены;

- резкое увеличение оплаты (в несколько раз) при обеспечении сбыта до обусловленной величины.

Мероприятия ФОССТИС необходимы для успешной коммерческой работы.

Наши рекомендации