Маркетинговые стратегии предприятия.

Стратегии маркетинга представляют собой способ действия
по достижению маркетинговых целей. Различают маркетинговые стратегии, разрабатываемые предприятием на трех уровнях:

- корпоративном;

- функциональном;

- инструментальном.

Корпоративные стратегии маркетинга определяют способ взаимодействия с рынком и согласования потенциала предприятия с его требованиями. Они направлены на решение задач, связанных с процессом увеличения объема предпринимательской деятельности, усилиями по удовлетворению рыночного спроса, созданием новых сфер деятельности, стимулированием инициативы и творчества работников предприятия по более глубокому изучению потребностей и удовлетворению запросов потребителей и т.п. Корпоративные стратегии определяют пути лучшего использования ресурсов предприятия для удовлетворения нужд рынка.

Можно выделить три группы маркетинговых стратегий на корпоративном уровне:

1. Портфельные стратегии позволяют достаточно эффективно решать вопросы управления различными сферами деятельности предприятия с точки зрения их места и роли в удовлетворении нужд рынка и осуществления капиталовложений в каждую из сфер.

2. Стратегии роста дают возможность ответить на вопросы, в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка, а также достаточно ли собственных ресурсов для этого или необходимо пойти на внешние приобретения и диверсификацию своей деятельности.

3. Конкурентные стратегии определяют, каким образом можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества на рынке с точки зрения большего привлечения потенциальных потребителей и какую политику выбрать по отношению к конкурентам.

Функциональные стратегии маркетинга — представляют собой основные маркетинговые стратегии, позволяющие предприятию выбрать целевые рынки и разработать специально для них комплекс маркетинговых усилий.

Можно выделить три направления маркетинговых стратегий на функциональном уровне:

1. Стратегии сегментации рынка позволяют предприятию выбрать участки рынка, сегментированные по различным признакам.

2. Стратегии позиционирования дают возможность найти привлекательное положение продукции предприятия на выбранном сегменте рынка относительно продукции конкурентов в глазах потенциальных потребителей.

3. Стратегии комплекса маркетинга формирует маркетинг-микс, обеспечивающий предприятию решение задач по росту продаж, достижению определенной доли рынка и формированию положительного отношения потребителей к продукции предприятия на выбранном сегменте.

Инструментальные стратегии маркетинга позволяют предприятию выбрать способы наилучшего использования отдельных составляющих в комплексе маркетинга для повышения эффективности маркетинговых усилий на целевом рынке. Соответственно можно представить четыре группы маркетинговых стратегий на инструментальном уровне:

1. Продуктовые стратегии обеспечивают соответствие ассортимента и качества товаров предприятия той полезности, которую ждут от них потенциальные потребители на целевом рынке.

2. Ценовые стратегии позволяют довести информацию о ценности продукта до потребителей.
3. Стратегии распределения дают возможность организовать для потребителей доступность товаров предприятия «в нужное время и нужном месте».

4. Стратегии продвижения доводят до потребителей информацию о полезных свойствах всех элементов комплекса маркетинга.

Маркетинговая практика рассматривает «портфель» в виде совокупности, как правило, независимых друг от друга хозяйственных подразделений, стратегических единиц одной компании, фирмы (по аналогии с размещением капиталов в финансовой сфере).
«Портфельный анализ» («портфолио анализ») позволяет представить в матричном виде результаты исследования направлений деятельности предприятия с целью определения их последующего роста и увеличения прибыльности входящих в ее состав стратегических единиц. При этом рост производства определяется развитием спроса и продаж, что приводит к снижению затрат ресурсов на единицу продукции. Рост связан также с этапами жизненного цикла товаров на рынке. Что же касается прибыльности, то, как показывают исследования (PIMS-проект), она существенно связана с занимаемой предприятием долей рынка.
«Портфельные стратегии» — это способы распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными подразделениями предприятия с использованием критериев привлекательности рыночных сегментов и потенциальных возможностей каждой хозяйственной единицы.

Управление ресурсами предприятия на основе выбора хозяйственных направлений рыночной деятельности осуществляется с использованием:

матрицы БКГ;

матрицы Джи-И-Маккензи.

В самом общем виде они строятся на сочетании оценок маркетинговых возможностей и внутреннего потенциала предприятия (его хозяйственных подразделений).

Значимость SWOT-анализа.

SWOT-анализ — метод маркетинговых исследований, позволяющий дать комплексную характеристику предприятию или его стратегическому хозяйственному подразделению с двух позиций — «силы — слабости предприятия» и «возможностей — угроз предприятию».

Цель SWOT-анализа состоит в определении и изучении силь­ных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз рынка. Знание сильных сторон позволит эффективнее использо­вать возможности рынка и избегать его угроз, понимание слабых сторон позволит вовремя выстроить их защиту, а также сплани­ровать деятельность по минимизации потерь от них.

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Анализ внешней среды Анализ внутренней среды

       
  Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru   Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Выявление возможностей Выявление сильных и

и опасностей слабых сторон

 
  Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Сильные стороны Слабые стороны

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Возможности Опасности

Рисунок - Общий алгоритм SWOT-анализа

При определении сильных и слабых сторон фирмы, возможностей и угроз, следует использовать SWOT-анализ. Название SWOT определяется первыми буквами английских слов:

· Strengths (сильные стороны);

· Wearness (слабые стороны);

· Opportunities (возможности);

· Treats (угрозы).

Общий алгоритм SWOT-анализа может быть охарактеризован рис.х.

В первом разделе делается характеристика текущих результатов деятельности и указываются предполагаемые их изменения в течение планируемого периода. Кроме того, здесь также содержится информация о товарах и услугах, о целевых сегментах, конкурентах.

 
  Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru
Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 1. Исходные показатели деятельности

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 2. Оценка текущей маркетинговой ситуации

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 3. Анализ положения фирмы на рынке

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 4. Цели и задачи

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 5. Стратегии маркетинга

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 6. Программы действий

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 7. Бюджеты

Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru Маркетинговые стратегии предприятия. - student2.ru 8. Порядок контроля

Во втором разделе дается описание текущей маркетинговой ситуации на рынке. Здесь приводится анализ рынка, товаров, конкурентов, каналов распределения, уровня цен, коммуникационной политики, а также дается подробный анализ факторов внешней среды. При анализе внешней среды особое внимание уделяется состоянию экономики, демографии, права, развитию культуры, науки и техники.

Сильные и слабые стороны предприятия могут быть выде­лены и проанализированы путем изучения тенденций измене­ния показателей хозяйственной деятельности, оценки ресур­сов и возможностей развития. Показатели производства про­шлых лет обычно измеряются в финансовом выражении продаж и прибыли. Прибыль используется в какой-то мере в качестве прогнозной величины, например, годовой прирост прибыли, является признаком имеющихся преимуществ, в то время как постепенный спад прибыли указывает на наличие у предприятия проблем.

Текущие ресурсы и перспективы развития ресурсного обес­печения также определяют преимущества и недостатки пред­приятия. Под ресурсами и ключевыми способностями подра­зумеваются самые разные показатели: отличие предприятия от конкурентов в области разработки товаров и обслуживания, уникальные ноу-хау или любые другие преимущества, которые могут быть засчитаны в качестве сильных сторон. Отсутствие специальных ресурсов или способностей, особенно по сравне­нию с конкурентами, должно считаться слабой стороной пред­приятия.

В то же время не каждое преимущество и не каждый недос­таток имеют для предприятия стратегическое значение. Например, предприятие- производитель может располагаться вдали от своих основных рынков (слабая сторона), но этот недостаток может быть и не очень важным, если предприятие имеет эффективную систему распределения (сильная сторона). Все преимущества и недостатки должны быть оценены для опреде­ления их общей важности для предприятия.

Для выделения критериев для сильных и слабых сторон предприятия необходимо понимать, каковы цели и задачи предприятия в рыночной среде. Цель предприятия представля­ет собой общее обоснование его существования. В описании целей должны быть даны ответы на следующие вопросы: чем предприятие занимается, кто его потребители, что представляет важность для потребителя, чем предприятие будет заниматься в будущем?

Во-первых, описание целей должно быть сконцентрировано на рынке, а не на самом предприятии и его продукте. Во-вторых, оно должно быть сравнительно коротким, акцентировать внимание на ограниченном числе задач и определять ре­альные пути развития. Описание рыночной политики предприятия не должно превратиться в документ, предназначенный для установления отношений с общественностью по созданию положительного имиджа предприятия, вместо определения отношения предприятия к своим рынкам.

Следующим шагом описания целей должно быть установление основных рамок конкуренции, в которых предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. Описание целей должно быть прогрессивным с точки зрения рынка, персонала компании и держателей ее акций.

При четко сформулированной цели предприятия гораздо легче определять возможности и угрозы рынка, так как описа­ние цели служит линзой, сквозь которую можно рассматривать внешнюю среду. Цель предприятия не должна ограничиваться определенным сроком или определенным продуктом, она должна быть настолько широкой, чтобы быть актуальной и в будущем, а не только в настоящий момент.

Более конкретное направление указывается в описании задач фирмы, так как задачи представляют собой конкретные, количественные результаты, которых фирма желает добиться за определенный промежуток времени. Большинство предпри­ятий, даже благотворительные организации, разрабатывают финансовые планы.

Указание на получение определенного уровня дохода или прибыли, как уже отмечалось, не подходит, для выражения це­ли существовании предприятия (обычно цель - это удовле­творение потребностей покупателей, а уже се достижение приведет к данному доходу или прибыли), но вполне приемлемо в качестве задачи.

После выработки целей и задач необходимо исследовать среду для определения возможностей и угроз.

Потребители чувствительны к цене. Таким образом, макросреда влияет на всех субъектов микросреды, а уже их поведение несет угрозы для компании, учитываемые в SWOT – анализе.

Новые возможности и угрозы микросреды появляются при изменении социальной, технологической, конкурентной, юри­дической, политической, экономической среды.

В качестве негативных необходимо рассматривать четыре типа угроз. Прежде всего, это угроза, препятствующая успеш­ному достижению цели предприятия. Второй тип угроз связан с негативными силами, повышающими уровень риска при вы­полнении стратегии предприятия. Третий тип угроз возникает при увеличении объема ресурсов, необходимых для выполне­ния стратегии. Четвертый тип угроз снижает прибыльность или ухудшает ожидаемые финансовые показатели.

Наши рекомендации