Функционалистская (тактическая) парадигма исследования массовой коммуникации. История возникновения, основные исследователи и школы, являющиеся ее приверженцами.
Массовая коммуникация: сущность, функции, средства. Массовое общество как фактор формирования нового коммуникативного пространства. Функции СМК. Основные теоретические подходы в социологии массовых коммуникаций. Традиция критики идеологии. Концепция гегемонии А. Грамши. Теории технологического детерминизма. Структурно-функциональный анализ массовой коммуникации. Социальные эффекты массовой коммуникации как основной предмет СМК. Идеи Анненбергской школы. Зависимость содержания массовой коммуникации от характеристик канала коммуникации. Концепция М. Маклюэна. Понятие «формата». Феноменологическая традиция в трактовке роли и функций средств массовой коммуникации. Конструирование социальных проблем. Теория «установления повестки дня».
Средства массовой коммуникации и государственная власть. Нормативные модели взаимодействия СМИ и государства. Информационное пространство современной России. Эффективность массовой коммуникации. Механзмы взаимодействия аудитории с информацией СМИ. Эффекты массовой коммуникации. Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации. Манипулятивный потенциал СМИ. СМИ как инструмент политических манипуляций. Медиа как рекламные носители. Особенности политической рекламы. Общественное мнение как объект деятельности связей с общественностью.
Прикладные исследования массовой коммуникации. Измерение аудитории СМИ. Основные исследовательские организации на рынке теле- и раиометрии.
Исследование эффектов массовой коммуникации.
Библиографический список
1. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. М.: 1997.
2. Науменко. Социология массовй коммуникации / Науменкою СПб.: Питер
3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. СПб.: Питер, 2003.
4. Филатова О. Социология массовой коммуникации: Учеб. пособие / О. Филатова. М.: Гардарики, 2006. – 303 с.
КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Характеристика организации как системы: структура, цели, ресурсы. Цели и корпоративная миссия организации. Типы организаций и коммуникационные схемы. Коммуникационная политика организации: определение и направления.
Основные этапы разработки коммуникационной политики: определение коммуникационных проблем, разработка системы индикаторов, выбор целей, определение каналов, непосредственное планирование. Факторы эффективности коммуникационной политики. Особенности внутренних коммуникаций. Коммуникационные каналы и роли.
Определение и виды бюджета коммуникации. Примерный состав коммуникационного бюджета. Надбавки к бюджету. Методы расчета факторных корректив и планирования различных видов коммуникационного бюджета: целевой, бюджетный, фактический, по уровню специализированности кампании, по затратам конкурентов, по принципу «затраты - выгода».
Определение коммуникационного аудита организации. Этапы и структура коммуникационного аудита. Виды, цель и задачи коммуникационного аудита. Анализ внутренней и внешней коммуникационной сети организации. Анализ неформальной структуры подразделений. Характеристика методов изучения коммуникативных проблем организации: наблюдение, опросные методы (анкетирование и интервью), социометрия, контент-анализ, экспертная оценка, корреляционный анализ.
Примерный перечень документов организации, подлежащих анализу в процессе коммуникационного аудита. Основные проблемы в сфере внутренних коммуникаций и способы повышения эффективности коммуникационной сети.
Библиографический список
3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. СПб.: Союз, 1997. 267 с.
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА
Концепция маркетинга. Сущность и роль маркетинга в современном мире, его этические стороны. Исторические предпосылки появления маркетинга. Сравнительный анализ современных концепций маркетинговой деятельности и специфика их функционирования в России. Маркетинговые исследования. Маркетинговая информация, ее сбор и использование в принятии управленческих решений. Процессы сегментирования и позиционирования товаров и услуг на рынке.
Технология маркетинговой деятельности. Элементы маркетингового комплекса. Особенности маркетингового подхода к понятиям «товар», «цена», «канал распределения» и «продвижение». Реклама и связи с общественностью как элементы комплекса маркетинга.
Маркетинговое планирование и управление маркетингом. Этапы построения маркетинговой стратегии фирмы. Организационные структуры управления маркетингом и осуществления контроля над выполнением задач фирмы в изучаемой области.
Библиографический список