Основные этапы развития менеджмента. Развитие менеджмента в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. Основные школы и концепции менеджмента. Ф.У. Тейлор и его вклад в формирование и развитие классической школы научного управления. А.Файоль и его принципы, которые заложили т.н. административную школу. Школа научного менеджмента и ее основные представители, их вклад в развитие менеджмента. Поведенческая школа управления, основанная на применении партисипативного подхода, прикладной мотивации и т.д. Количественная школа, основанная на применении в управлении математических методов и компьютеров. Ситуационный подход и развитие теории менеджмента.

Развитие менеджмента в России. Зарождение менеджмента, как способа управления единым общенациональным рынком, возникшим в результате объединения отдельных областей, княжеств, земель. Значение петровских реформ для развития менеджмента в России. Важнейшие представители управленческой мысли в России.

Периодизация развития менеджмента применительно к этапам развития туризма. В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до XIX в.; начальная фаза - 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема - 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время. Эти периоды отличаются выбором транспортных средств; мотивацией путешествий; количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов. 1. Древний период. Самый длительный период - с IX - VII тысячелетия до н.э. до примерно XVIII в. Примерно около IX - VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства к производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ. Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Применительно к туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501-1484 гг. до н.э.) в знаменитую страну благовоний Пунт, предпринятую царицей Египта Хатшепсут. Древние греки путешествовали еще в VIII в. до н.э. Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. 2. Индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику обязанностей государя и государства. Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1847 г. им было организовано туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределами. 3 Период систематизации (1856-1960). Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий. В первые послевоенные годы в Европе отмечалась высокая миграция населения, что стимулировало спрос на международные путешествия. В международном масштабе туристскую деятельность координирует ВТО, созданная в 1968 г. 4. С 1990 г. начался период распада централизованной системы управления туризмом. Этапы и школы в развитии менеджмента.1. Школа "научногоуправления". Связана с именами Ф. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт. Г. Гантта. Они занимались: анализом содержания работы и ее основных элементов, замерами затрат времени на выполнение приемов труда, рабочих движений, выявлением непродуктивных движений, разработкой рациональных приемов труда - все это рассматривалось как средство совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты и оборудование. Основоположниками (Ф. У. Тейлор) школы предлагалось стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности и объема производства. Кроме того, предусматривалась необходимость отдыха и неизбежных перерывов в работе, чтобы время, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным. Также устанавливались нормы выработки, за превышение которых нужно платить дополнительно. Признавались важность отбора людей, которые соответствуют выполняемой ими работе, и необходимость обучения. Управленческие функции выделялись школой научного управления в отдельную сферу профессиональной деятельности. 2. Классическая (административная) школа управления. Представители: А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Г. Эмерсон. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом. Были выработаны две группы принципов: Рациональная система управления организацией. Школа рекомендовала разделять организации на подразделения по функциональному принципу и рассматривать управление, как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, например, как планирование и организация. Структура организации и управление работниками. Примером может служить принцип единоначалия, по которому человек должен получать приказы только от одного начальника.





3 Школа человеческих отношений. Представители: М. П. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер. Разработанные этой школой модели управления возникли в результате осмысления итогов Филадельфийского и Хоторнского экспериментов. Смысл взглядов школы может быть сведен к следующим положениям: человек - "социальное животное", которое может быть свободно и счастливо только в группе; роль экономических форм стимулирования труда ограничена, они не являются единственными и универсальными; поведение человека на работе и результаты его труда зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у работников между собой, а также какие отношения существуют между работниками и менеджерами; работника можно побудить к эффективному труду, удовлетворив его социальные потребности.

4. Поведенческая школа. Представители: А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, К. Левин. Развитие таких наук, как психология и социология, в середине XX в. привело к возникновению т.н. бихевиористского направления в менеджменте, которое выдвинуло на главный план поведение в организации. Эти исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета и лидерства, коммуникациив организациях, коифлшчы в орханизации. Наиболее известные концепцийГТеТфия иерархии потребностей А. Маслоу и теории X и Y Д. МакГрегора. Проблемы мотивации непосредственно связаны с теорией рабочих команд, с поисками и решениями повышения эффективности деятельности команд. Поэтому, хотя в большей степени различные подходы мотивации ориентированы на менеджеров, в условиях применения рабочих команд, и в первую очередь, в период становления команды на конкретном предприятии, необходимо вновь возвращаться к анализу различных методов теории мотивации. Так, системы стимулирования и распределения прибыли Скэнлона, Раккера и "Импрошейра" [45] могут быть в некоторой степени использованы для повышения эффективности и оценки деятельности команд. Здесь имеет смысл отметить принципы, предложенные Д.С. Синком в качестве признака хорошо разработанных систем прямого финансового поощрения и распределения выгод: коммуникация, сотрудничество и согласие между работниками и администрацией относительно общих принципов системы; опора на обоснованную систему оценки работы; хорошо продуманные, обоснованные и приемлемые критерии измерения и оценки; "разумные" нормативы;

четко увязанное с результативностью поощрение; измерение и вознаграждение всех работ и обязанностей; простота; упор на качество; увязка вознаграждения и результативности во времени; Выявление Е. Локком незначительного, по сравнению с другими методами, влияния партисипативности на повышение эффективности труда вполне объяснимо влиянием других факторов и ограниченным спектром затрагиваемых проблем. Например, из рассмотрения были исключены вопросы делегирования прав. На эти просчеты в исследованиях Е. Локка указывает и Д.С. Синк [45]. Важность партисипативности подтверждают и последующие исследования в этом направлении. Несомненно, что без вовлечения работников теория рабочих команд не существовала бы в принципе.

5. Количественна школа. Представители: Н. Винер, Джон фон Нейман, Р. Акофф. Математика, статистика, кибернетика внесли свой склад в теорию управления. Исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации составляют суть подхода этой школы. Математические методы и модели позволяют объективно сравнить и описать различные факторы, переменные и отношения между ними. Распространение количественного подхода. Влияние этого подхода сначала было небольшим. Однако в настоящее время положение быстро меняется, так как школы, колледжи и университеты предлагают курсы количественных методов и применения компьютеров.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Развитие менеджмента в России.Начало развития менеджмента в России было положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств, b разв! системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Особую эпоху в развитии менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Преобразования Петра I в центральном и местном управлении: развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств, содействие развитию с/х, укрепление финансовой системы, активизация развития внешней и внутренней торговли. Управленческие идеи И.Т. Посошкова - разделение богатства на вещественное (богатство государства и народа) и невещественное (эффективное управление страной и наличие справедливых законов). Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689-1740). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины П. особую роль в развитии менеджмента в XIX в. сыграл М.М. Сперанский. Систему власти он предложить разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких личностей, как С.Ю. Витте и А.С. Столыпин. Программа реформ Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер: введение рабочего контроля, создание Высшего совета народного хозяйства, образование местных органов экономического управления. Период "военного коммунизма" характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу. В период новой экономической политики с позиций управления выделялось три уровня - высший, средний и низший.

Наши рекомендации