Функциональная роль исследования в развитии систем управления и Логический аппарат исследования систем управления.

Исследование поведения объекта управления. Исследование поведения субъекта управления. Исследование взаимодействия субъекта и объекта управления. Методы: дедукции (классификация и типология), конструирования гипотез, доказательства, метрологические, постановки проблем, полемики, моделирования). Методы индукции. Методы мыслительного эксперимента.

Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции. Прежде всего, необходимо отметить, что концепция системы используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы. Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми. Следовательно, управленческая деятельность - это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. Система управления любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях. Можно выделить как мин. 5 системных представлений: - Микроскопическое представление системы (основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин) - Функциональное представление системы (понимается совокупность действий, которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы) - Макроскопическое представление (характеризует систему как единое целое, находящееся в системном окружении) - Иерархическое представление (основано на понятии подсистема и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически) - Процессуальное представление (характеризует состояние системы во времени) Система управления как объект исследования обладает след. признаками: состоит из множества элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы в внешней средой. Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем: - детерминированность элементов системы; - динамичность системы- наличие в системе управляющего параметра; - наличие в системе контролирующего параметра; - наличие в системе каналов обратной связи; Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

По целям исследований можно выделить практические (предназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов) и научно-практические (ориентированы на перспективу, боле глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников). По методологии проведения следует выделить исследования эмпирического характера и опирающиеся на систему научных знаний. Исследование как вид деятельности в процессе управления организаций включает след. работы:

- распознание проблем и проблемных ситуаций; - определение причин и происхождения, свойств, содержания, закономерностей проведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций; нахождение путей, средств и возможностей использования новых знаний о данной проблеме; разработка вариантов решения проблем; выбор оптимального варианта решения проблемы по критериям результативности, оптимальности.

Мысленный эксперимент - это эксперимент в сфере сознания, в котором ведущая роль принадлежит мышлению. Этим определяется его субъективная сторона. Однако тот факт, что мысленный эксперимент реализуется целиком и полностью на уровне сознания, говорит о том, что его содержание объективно. Оценивая мысленный эксперимент, нельзя к нему относиться как к готовому знанию; в этом случае он играет роль простой иллюстрации. Также нельзя сводить его содержание только к обдумыванию, планированию материального эксперимента (хотя он всегда предшествует материальному эксперименту). Мысленный эксперимент является скорее продолжением и обобщением, схематизацией последнего, нежели наоборот.

Ценность мысленного эксперимента, во-первых, состоит в том, что он позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, хотя и возможные принципиально. Во-вторых, он позволяет в ряде случаев осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Однако, поскольку мысленный эксперимент является одновременно прямым и модельным, опосредованность связи субъекта с объектом исследования в конечном итоге требует практической проверки полученных результатов. Если в материальном эксперименте уже сам ход его служит подтверждением истинности “посылок”, то этого нельзя сказать об эксперименте мысленном: свою окончательную оценку мысленный эксперимент может получить только в процессе проверки его результатов на практике.

Наши рекомендации