Роль логистики в повышении эффективности организацией бизнеса. Анализ основных логистических стратегий с позиции получения конкурентных преимуществ
3. Соотношение объектного и процессного подхода к управлению цепями поставок в рамках стратегического планирования. Основные модели цепей поставок, используемые при планировании и контроллинге логистических бизнес-процессов
Объектный взгляд на цепь поставок
Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя.
Недостатки: проблемы с определением ответственности, рассмотрение звеньев без взаимодействия МО, сложно оптимизировать, процессный более универсален и ориентируется на добавленную ценность
Процессный взгляд на цепь поставок
Цепь поставок – это последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
S-модель
Поток заказов/спроса – вверх по течению: деятельность по принятию заказа, ввод данных во внутренние системы выполнения заказа, информацию, выводимую из документации о заказах, планирование распределения, производства и закупочной деятельности. С помощью КИС MRPII/ERP класса.
Поток товаров/услуг – вниз по течению. Материальная деятельность.
Деятельность по выставлению счетов и принятию денег от клиента, а также проведение расчетов с поставщиками.
GSCF-модель
§ Управление взаимоотношениями с потребителями
§ Обслуживание потребителей
§ Управление спросом
§ Выполнение заказов
§ Управление материальным потоком на производства
§ Управление взаимоотношениями с поставщиками
§ Разработка и коммерциализация продукта
§ Управление возвратами
SCOR-модель
Удобно, так как можно в любой компании применить. Относится к классу процессно-ориентированных моделей, которые интегрируют распространенные концепции реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга и процессных измерений в единый инструмент анализа и проектирования. Процессы: планирование, снабжение, производство, доставка, возврат.
Метрики:
Объектный и процессный подходы при планировании ЦП.
недостатки объектного, модели планирования. То, что спрашивали в 2012: надо сказать про прямую расширенную,максимальную в обЪектной, про скор в процессной.про скор надо сказать про процессы: снабжение,производство,доставка возврат и планирование и что планирование высшего уровня. Скор применяют потому что он универсален и можно применять для разных компаний.
Спрашивали в 2013: Соотношение двух подходов? Спрашивал про расширенную, максимальную , прямую прямую ЦП в объектном подходе. Дать определение как в файле билеты 2012. Спрашивал про расширенную подробно. Сколько всего уровней? Ответ: 2. Зачем она нужна? Ответ: SCOR Чем они связаны? Что чаще всего используется в процессном подходе? Ответ: SCOR (саму суть Scora не спрашивали)
Объектный взгляд на цепь поставок
Цепь поставок– это связанная структура бизнес-единиц, объединенная отношениями «поставщики – фокусная компания – потребители в процессе создания и реализации товаров, имеющих ценность для конечного потребителя, в соответствии с требованиями рынка.
Прямая, расширенная и максимальная цепи поставок – примеры из практики бизнеса.
Прямая цепь поставок:
Состоит из:
Поставщика I уровня ( который с помощью перевозчика через таможенного брокера или таможенный склад отправляет продукцию фокусной компании);
Фокусной компании;
Потребителя I уровня (может выступать в роли дистрибьютора или розничной сети)
Расширенная цепь поставок:
Состоит из:
Поставщика II уровня (например, поставщик полезных ископаемых)
Поставщика I уровня;
Фокусной компании;
Потребителя I уровня;
Потребителя II уровня( розничная сеть)
Максимальная цепь поставок:
Состоит из:
Начального поставщика (Информационные и финансовые посредники)
Поставщика II уровня (Логистические посредники)
Поставщика I уровня;
Фокусной компании;
Потребителя I уровня;
Потребителя II уровня;
Конечного потребителя
Процессный взгляд на цепь поставок:
Цепь поставок– это последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, реализующая заданные на плановом периоде цели ЛС или ее подразделений.
Процессная декомпозиция предусматривает 2 варианта:
1) ЛС – функциональная область логистики – логистическая функция – логистическая операция
2) ЦП – ключевой БП – логистический БП – логистическая функция – логистическая операция
На сегодняшний момент процессный взгляд считается более прогрессивным инструментом управления цепями поставок, по сравнению с объектной, т.к. направлена на достижение стратегических, тактических и операционных целей, заданных в системе взаимосвязанных бизнес-процессов.
SCOR-модель ЦП
SCOR-модель – рекомендуемая модель операций в ЦП. Относится к классу процессно-ориентированных моделей, которые интегрируют распространенные концепции реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга и процессных измерений в единый инструмент анализа и проектирования.
СТРУКТУРА SCOR-модели
Реинжиниринг Бизнес-процессов – описание состояния процесса «как есть» и определение будущего процесса «как должно быть»
Бенчмаркинг – Оценка функционирования аналогичных компаний и установление целевых показателей на основе лучших результатов
Анализ лучшей практики – Характеристика управленческой практики и программных решений, которые приводят к наилучшим результатам