Не все инновации обеспечивают резкий рост
Не все инновации трех рассмотренных типов ускоряют рост одинаково. Насколько инновация повышает ценность продукта или создает новую ценность для потребителя, настолько же она увеличивает чистую прибыль компании. Чего жаждут компании, приверженные инновации, помимо непрерывности ее процесса? Идей с высоким потенциалом реализации в каждом из трех аспектов. Идей, которые меняют игру. Идей, которые меняют правила конкуренции. Идей, стимулирующих рост!
Разумеется, не все инновации одинаково затрагивают потребителя, не все в равной мере влияют на темпы роста компании и ее благосостояние. Все инновации — продукта, процесса и стратегии — можно дополнительно подразделить по степени действенности на три основные группы: приростные, существенные и революционные, или прорывы (см. рис. 1.3).
Приростная инновация
Хотя приростные инновации оказывают небольшое или совсем незначительное воздействие на чистую прибыль фирмы, они тем не менее позитивны, поскольку повышают удовлетворенность потребителей и, следовательно, эффективность продукта или услуги. Точно так же приростная инновация процесса повышает производительность и снижает затраты фирмы.
Приростные инновации имеют общую особенность: они редко требуют существенных изменений в поведении потребителя или компании. Внедрение блоков цветной бумаги для заметок с самоклеящимся краем «Post-it Notes» («пост-итов») компания ЗМ квалифицировала как приростную инновацию, хотя этот продукт представлял собой инновацию на уровне прорыва. Введение программы по выдвижению рационализаторских предложений требует от сотрудников лишь незначительных изменений в поведении до тех пор, пока выдавать новые идеи не обязательно.
Вот несколько примеров приростных инноваций в секторе услуг: гостиница вводит упрощенную процедуру регистрации постояльцев; сеть супермаркетов облегчает безналичный расчет; банк
Рисунок 1.3.Степени инновации
(Nota bene: не все инновации одинаково воздействуют на рост доходов и прибыли. Наиболее значимы инновации-прорывы, хотя для их осуществления требуется больше изменений — как внутренних, так и внешних.)
по-новому оформляет интерьер приемной; в доме престарелых появляется разметка для слепых; международная авиакомпания размещает в салоне первого класса полностью откидывающиеся сиденья для сна.
В последние годы было высказано немало нареканий в адрес приростных инноваций процесса: якобы инкрементализм является врагом подлинной инновации. Одна из причин такого отношения заключается в том, что во многих фирмах приростные инновации заменили собой стремление к более существенным — тем, которые создают новую ценность для потребителя и в результате обеспечивают успешную деятельность компании. Во многих случаях конкуренты быстро перенимают приростные инновации, что не способствует повышению прибыли фирм-пионеров. Что еще хуже, если фирма сосредоточивает все свои усилия на разработке приростных инноваций, то, возможно, на изобретение новых продуктов или радикальное улучшение качества имеющихся у нее не останется ни времени, ни сил.
Постоянные усовершенствования имеют большое значение для компаний, осваивающих новые рынки или раскручивающих радикально новый продукт. Они знают, что необходимой и плодотворной частью этого процесса являются тысячи приростных инноваций. Таким образом, инкрементализм полезен и необходим, и его нужно поддерживать. Однако инкрементализм, не подкрепленный видением перспектив, может оказать кумулятивное действие на компанию: она перестанет творить свое будущее, радикально улучшая продукты, услуги и рынки.
Существенная инновация
Следующий уровень — существенные инновации: как для потребителя по степени выгоды, так и для финансирующей их компании, которая считает, что они значительно помогут ее росту и развитию. Существенные инновации ассортимента продуктов и услуг менее значимы, нежели инновации-прорывы, но они дают возможность компании выполнять свои задачи по росту бизнеса, увеличению доли рынка и снижению операционных затрат (существенная инновация процесса).
Существенные усовершенствования имеющихся продуктов и услуг или внедрение новых приносят заметные улучшения как для компании, так и для потребителя.
Инновация-прорыв
Новый продукт, услуга или изменение стратегии, которые ведут к значительному увеличению доходов и чистой прибыли, являются инновациями-прорывами, или революционными инновациями. В общем случае определить, какую прибыль в долларах и центах должна принести та или иная идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, невозможно, поскольку прибыль зависит от размера компании и от того, что требуется предпринять для ее существенного роста. Таким образом, вы сами определяете, какие инновации являются прорывами, но сделать это нужно, если вы серьезно решили претворять их в жизнь. В отделении химии компании
Рисунок 1.4.Реализация инноваций McDonald's Corporation (Nota bene: компания успешно реализовала инновации всех рассмотренных выше типов и степеней. Попробуйте заполнить такую таблицу для своей компании.)
Радикальные инновации
Радикальными считаются такие инновации, которые требуют от компании создания новых направлений работы или новых линий на основе новых идей и технологий или для снижения расходов. Радикальные инновации видоизменяют экономику и подрывают целые отрасли промышленности. Важно отдавать себе отчет в том, что не всякая радикальная инновация |, становится инновацией-прорывом и не все инновации-прорывы являются радикальными. Радикальные инновации становятся прорывами, когда открывают потребителю совершенно новый способ решения его проблем и удовлетворения потребностей, а иногда и создают новые потребности. Финансирующая такие инновации фирма должна стать первопроходцем или, по крайней мере, быстро освоить новую сферу — подробнее мы поговорим об этом в следующей главе. Рассмотрев идеи-прорывы, вы увидите, что некоторые из них являются радикальной инновацией. В своем основополагающем исследовании радикальных инноваций (биоразлгаемых полимеров DuPont, цифровой рентгеновской системы General Electric и др.) команда аналитиков из Ренсселеровского политехнического института (Rensselaer Polytechnic Institute) пришла к следующим выводам9:
• радикальные инновации достигаются направленной концентрацией усилий — а не пассивным ожиданием счастливого случая;
• чтобы радикальная инновация превратилась в коммерческий продукт, требуется не менее 10 лет, плюс еще какое-то время для создания рынка;
• чтобы развивать радикальные идеи, требуются особые институты и финансирование;
• радикальная идея зачастую реализуется по многим направлениям разными компаниями с различными конечными результатами.
Хотя мы всей душой за радикальную инновацию, эта книга не о ней. Мы не хотим ждать 15-25 лет, пока она окупится, и вы, вероятно, тоже. К счастью, есть множество не столь радикальных и рискованных идей, тем не менее ведущих к достижениям.
Royal Dutch/Shell на вопрос о том, насколько масштабной должна быть идея, чтобы ее можно было назвать прорывом, нам ответили: она должна принести не менее 100 млн дол. валового дохода.
Усовершенствования процесса, которые обеспечивают значительное снижение затрат или соответствующее увеличение объема выпускаемой продукции, также являются прорывами.
Эпохальные открытия часто приводят к инновациям-прорывам для множества компаний. Такие прорывы — это гигантские шаги вперед на пути человечества, они не принадлежат кому-то одному и не могут дать преимущества первопроходца какой-то одной компании, они порождают целые новые отрасли промышленности.
Автомобиль, изобретение электричества, открытие пенициллина, а также Всемирная паутина — все это эпохальные прорывы. Поскольку изобретение автомобиля было прорывом в области передвижения людей, ни одна компания не могла утверждать, что она имеет исключительное право на доходы от его изобретения или защищенное законом право на его продажу. Так же обстоит дело и с Интернетом, телевидением и многими другими продуктами.
Но есть новые продукты, услуги, процессы и бизнес-модели, которые все же имеют собственника и дают временную монополию фирме, финансирующей их внедрение. Именно на инновациях этого типа мы сосредоточим свое внимание в этой книге.
Два примера крупных прорывов
Когда компания Gillette, столкнувшись с острой конкуренцией на рынке дешевых одноразовых лезвий, решила в начале 1990-х гг. разработать свою систему бритья «Sensor», этот продукт почти сразу же стал крупным прорывом. Радикальная инновация? Вряд ли. Рынок был известен — усатые мужчины. Категория продукта также была не нова. Инновацией стало стратегическое решение создать продукт высокого класса, а не бороться с конкурентами, снижая цену. Инновация заключалась в том, что потребитель получил более ценный продукт, его было трудно скопировать (он имел 22 патента), а также в том, что в маркетинговую кампанию был инвестирован миллиард долларов.
Когда компания Volkswagen решила запустить в производство обновленную ретро-версию своего знаменитого «жука», поставки которого на американские рынки в 1970-е гг. были прекращены из-за невозможности соблюсти жесткие стандарты по выхлопам, это привело Volkswagen AG к внезапному прорыву. Радикальная инновация? Тоже нет. Очевидные шаги к успеху для этих двух компаний? Пока еще нет.
А что в вашей компании? У вас были прорывы в последнее время? Возможно, пора применить новый подход — подход XXI столетия.