Классификация и принципы использования Web-сайтов
Как уже отмечалось в Главе 3, важным элементом в структуре электронного бизнеса являются Web-сайты. Выбор структуры сайта в каждом конкретном Интернет-проекте зависит от ряда различных критериев: стратегии компании, цели реализации, модели бизнеса, финансовых возможностей и т.д. Существенным является и уровень развития технологий, обеспечивающих разработку и поддержку Web-сайтов. Это на правление в настоящее время развивается особенно активно. Если несколько лет назад создание одной или нескольких связанных Web-страниц было единственным способом дать знать о себе миру, то сегодня предлагается множество решений для создания электронных магазинов, каталогов и порталов. Многообразие типов Web-представительств можно условно представить в виде рис. 9.1.
Визитка. Сайты этого типа состоят из нескольких страниц, содержащих информацию, наиболее востребованную клиентами: общие сведения о фирме, прайс-листы, контактные телефоны, план проезда. Этот тип сайтов нашел наиболее широкое применение для предприятий и организаций, имеющих стабильный off-line бизнес, и используется как дополнительный сервис для своих постоянных клиентов, а также как средство продвижения торговой марки.
Рис. 9.1. Классификация Web-сайтов
Каталог(Web-витрина).Сайты данного типа содержат каталоги товаров с указанием их цены и характеристик. Современные информационные технологии позволяют сопроводить описание товаров красочными графическими изображениями, фотографиями, демонстрационными роликами или презентациями. Как правило, заказ товаров на сайтах – каталогах может осуществляться с использованием электронной почты, отправленной по адресу менеджера по продажам. Использование сайтов этого типа целесообразно в том случае, если стратегия выхода в сеть Интернет направлена на формирование или развитие бренда компании или рекламы товаров и услуг.
Электронный магазин. В отличии от каталогов, сайты данного типа включают формирование заказов клиентов и интегрированы в корпоративную информационную систему предприятия. Продажа товаров через Интернет и автоматизация бизнес-процессов – ключевая задача электронных магазинов. Однако использование этого типа Web-проектов целесообразно только в случае, когда целевая аудитория широко представлена в сети Интернет и предполагается значительный объем продаж с использованием этого канала сбыта.
Информационный сайт. Этот тип сайтов получил не только большое распространение, но большую популярность среди пользователей сети Интернет, поскольку имеет общие черты со специализированными журналами или энциклопедиями. Задачами информационных сайтов является предоставление информации, что продиктовано необходимостью восполнить тот или иной информационный дефицит для значительной Интернет-аудитории.
Корпоративное представительство. Не являясь в чистом виде магазином или информационным сайтом, данный тип Web-проектов может содержать элементы системы заказов или информационные ресурсы, а также некоторые сервисы, например e-mail, и служить решению задаx автоматизации деятельности корпорации. Как правило, создание такого проекта целесообразно для крупных компаний с разветвленной сетью поставщиков, дилеров, клиентов.
Портал. В соответствии с наиболее широко распространенным определением портал - это Web-сайт, предназначенный для специфической аудитории, который обеспечивает объединение информационного наполнения и доставку важной для данной аудитории информации, совместную работу и коллективные услуги, доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации. Данный Web-проект предполагается использовать для реализации маркетинговой деятельности (проведение PR, реализацию рекламных кампаний, брендинга, осуществления продаж через Интернет и т. д.), и может быть рекомендован для крупных компаний, имеющих большую Интернет-аудиторию.
Порталы принято подразделять на горизонтальные, вертикальные, B2B - порталы и корпоративные.
Горизонтальные порталы получили свое развитие из поисковых систем, в которых с целью удовлетворения потребностей клиентов, сначала ввели тематические разделы, затем – дополнительную, наиболее актуальную информацию, а в последствии дополнили сайты средствами настройки и дополнительными сервисами (например, Yahoo!, America Online, Rambler, Yandex и др.). Они обращаются ко всему Интернет-сообщеcтву, а не к специфической группе, объединенной определенными интересами.
Вертикальные порталы обслуживают узкоспециализированные сообщества или рынки и создаются для каждой аудитории. Примерами могут служить портал медицинской промышленности (http://medprom.ru/medprom/), финансовый портал (http://www.enb.ru/6_portal.htm), образовательный портал (http://www.educentral.ru/) и т.д.
Порталы типа B2B – инструментальное средство для взаимодействия на электронном рынке. Такие порталы предоставляют своим клиентам множество механизмов электронного бизнеса. Примерами могут служить торговая площадка по нефтепродуктам (http://www.nge.ru/), Московский портал межкорпоративного бизнеса в сети Интернет (http://www.business2business.ru/), аукцион Молоток.ру (http://www.molotok.ru/) и универсальный Интернет-аукцион (http://www.c99.ru/) и т.д..
Корпоративные порталы - новое направление в развитии порталов, сориентированное на решение задач предприятия или организации для совершенствование их бизнес-процессов. Корпоративный портал должен быть интегрирован в корпоративную информационную систему, обеспечивая, с одной стороны, доступ сотрудникам компании, а с другой – внешним пользователям (клиентам, поставщикам, торговым партнерам). Права доступа к информационным ресурсам определяются корпоративной кадровой политикой предприятия, направленной на совместное использование данных, информации и программного обеспечения. В ряде случаев портал может представлять собой объединение множества логических порталов, подчиненных решению задач организационной единицы или реализации определенного бизнес-процесса. Корпоративный портал, таким образом, представляет собой полное комплексное решение, интегрирующее существующие приложения, базы данных, системы предоставления данных и информации о бизнес-процессах в реальном времени, и организующее доступ ко всем этим информационным ресурсам через Web-интерфейс.(рис. 9.2).
Рис. 9.2. Бизнес-цели построения корпоративного портала
С точки зрения электронного маркетинга корпоративным порталам отводится особая роль. Во-первых, с их помощью обеспечиваются современные технологии взаимодействия с партнерами и покупателями (схемы B2B, B2C и т.д.). Во-вторых, корпоративные порталы существенно влияют на эффективность работы самого предприятия, обеспечивая конкурентные преимущества на глобальном рынке товаров и услуг. Примерами могут служить портал корпорации GM(http://www.gm.com/), образовательный портал Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (http://www.rea.ru) и др.
Рассматривая Web-портал с точки зрения информационных технологий, приведем концепцию корпоративного информационного портала, сформировавшуюся в настоящее время:
§ Интеграция приложений и данных. Обеспечение возможности взаимодействия сотрудников предприятия со всеми приложениями и информационными ресурсами, используемыми в организации (в соответствии с установленными для них правами), через единый интерфейс.
§ Категоризация контента. Упорядочивание данных для удобства навигации по информационным ресурсам. Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
§ Полнота и релевантность поиска. Реализация эффективных поисковых механизмов по всевозможным источникам данных (структурированные и неструктурированные данные, метаданные), просмотр всех ресурсов, которые могут включать нужные данные, оценка достоверности полученной информации.
§ Публикация и распространение. Возможность опубликовать пользовательскую информацию, предоставив к ней общекорпоративный доступ.
§ Управление бизнес-процессами. Пользователи должны иметь возможность не только следить за ходом выполнения деловых процессов, но также инициировать такие процессы и активно участвовать в них.
§ Коллективная работа. Обеспечение режима командной работы, как в традиционном варианте "сотрудник-сотрудник", так и в режимах "сотрудник-партнер" и "сотрудник-клиент".
§ Персонализация рабочего пространства. Формирование среды работы сотрудника с учетом его персональных потребностей, привычек, собственных методов работы.
§ Представление информации. Интеграция всех элементов информационных ресурсов в понятном и логичном виде.
§ Обратная связь и развитие. Портал должен обеспечивать доступ к информационным ресурсам предприятия не только для сотрудников, но и для внешних лиц (партнеров, клиентов). Откликаться на нужды и пожелания всех пользователей портала - обязательное условие для обеспечения конкурентоспособности любой организации.
В практике для реализации портальных решений применяют несколько вариантов, к числу которых относятся использование готовых программных продуктов ведущих фирм-производителей, разработка портала сторонней организацией, специализирующейся на данных проектах (дизайн-студии), а также разработки специалистов предприятия или организации, выполняющих техническое и программное сопровождение информационных и телекоммуникационных систем. Выбор решения определяется многими факторами и является одним их этапов внедрении/модернизации корпоративных информационных систем. Однако для специалистов в области маркетинга целесообразно познакомиться с основными принципами создания и поддержки Web-сайтов, что поможет в последствии как при выработке стратегических решений в области электронного маркетинга, так и в практической маркетинговой деятельности.