Электронный и традиционный бизнес
Какова схема соотношений традиционного и электронного видов бизнеса? На начальных этапах развития электронного бизнеса термин «выход в режим on-line» означал, что компания запускает свой web-сайт. Но уже скоро компании начали понимать, что простой запуск сайта не эффективен без грамотной маркетинговой стратегии компании в сети Интернет и без учета следующих организационных факторов, из которых одним из наиболее важных является соотношение традиционного и электронного видов бизнеса - рис. 1.7.[6]
Как видно на рис.1.7, различное соотношение традиционного и электронного видов бизнеса предполагает разные требования к людям, и системам, ресурсам и клиентам. При отсутствии адекватных инструментов измерения результатов адаптации людей, систем, ресурсов и клиентов к преобладающему состоянию бизнеса стратегических целей достигнуть невозможно. Особого подхода требует ситуация, когда электронный бизнес становится отдельным видом бизнеса, существующим независимо от традиционного. Например, когда производитель, который продавал товары через традиционных участников цепи (дистрибьюторов или массовых торговцев), вдруг решает предложить их клиенту напрямую через сеть. Оставив в стороне негативную реакцию со стороны традиционных участников цепи, очевидно, что организация просто не сможет обслужить клиентов по-новому при сохранении обычного процесса распределения. Необходимо предусмотреть, создать системы, которые позволили бы стратегии электронного бизнеса работать эффективно, и соединить их с традиционными операциями. Если не объединить эти системы, оба способа ведения дел (традиционный и электронный) могут сильно пострадать.
Традиционный бизнес – компания производит товары и продает их по традиционным каналам. | |
Традиционный бизнес с параллельной частью в электронном бизнесе, например, продажа в магазинах и предложение каталога в сети. | |
Традиционный бизнес с некоторой степенью интеграции в сеть, например, продажа через дистрибьюторов, некоторые поставщики соединены по Extranet. | |
Традиционный бизнес с интенсивной интеграцией электронной деятельности, например, продажа через дистрибьюторов и сеть- все поставщики соединены по Extranet. | |
Традиционный бизнес становится электронным: товары/услуги поставляются электронным способом. |
Рис. 1.7.Схема соотношений традиционного и электронного видов бизнеса
Наглядным примером тому может служить деятельность автомобильного гиганта Вольво[7]. Вольво был одним из первых производителей автомобилей, вышедшим в режим работы on-line (сайт был запущен в 1994 году). На первом этапе существования сайта компания не обеспечила его интеграции с внутренней организационной структурой компании, на поступающие через электронную почту жалобы клиентов ответов не было, что привело к недовольству клиентов и росту негативных откликов о работе компании. Требуется высокая корпоративная культура, правильный баланс старого и нового. Многие традиционные компании оказались просто неспособны принять Интернет-революцию. И хотя они обладают всеми необходимыми ресурсами для ведения электронного бизнеса, они не делают решительного шага к освоению новой для себя сферы бизнеса.
Некоторые авторы[8] сравнивают Интернет революцию по масштабу воздействия на бизнес и общество с промышленной революцией. Выгоды от этой революции имеют как компании и организации, так и потребители.
Выгоды электронного бизнеса для компании можно резюмировать следующим образом:
· Электронный бизнес расширяет границы рынка. Даже с небольшим капиталом компания может обслуживать клиентов в глобальном масштабе. Уже в 1997 г. корпорация Boeing выбрала своим поставщиком маленькую венгерскую фирму, которая смогла не только качественно выполнить заказ авиастроительного гиганта, но и поставить оборудование в срок и по более низкой цене. А возможным этот контакт сделал электронный тендер.
· Электронный бизнес снижает издержки получения, обработки и хранения информации, тем самым снижая административные расходы.
· Электронный бизнес позволяет компаниям осуществлять узкую специализацию.
· Электронный бизнес позволяет существенно снизить накладные расходы за счет уменьшения запасов. Производство начинается после получения конкретного запроса клиента.
· Кастомизация электронного бизнеса делает возможным производство на заказ, тем самым усиливая конкурентные преимущества компании.
· Ускорение бизнес процессов позволяет существенно повысить производительность всех сотрудников компании.
· Возможность интерактивности и совместимости в реальном масштабе времени. Коммуникация в Интернет двухсторонняя, происходит в реальном времени и обеспечивается совместимостью информационных систем, что является принципиально важным для принятия маркетинговых решений. Эти свойства позволяют маркетологу решать многие проблемы (например, назначать цены) в реальном времени.
· Технологии электронного бизнеса позволяют повысить оперативность взаимодействия с клиентами, возможность работать одновременно с большим количеством клиентов, возможность параллельного общения с клиентами.
· Кроме этого к выгодам можно отнести расширение возможности партнерств, установление долгосрочных отношений с поставщиками и клиентами, расширение доступа к информации и т.д.
Для потребителей электронный бизнес несет следующие выгоды:
· Круглосуточное обслуживание в любое удобное для потребителя время, без перерывов и выходных
· Расширение выбора товаров, поставщиков, цены, качества и других параметров.
· Возможность получения подробной и своевременной информации.
· Возможность сравнения предложений и обмена информацией с другими потребителями.
Электронный бизнес имеет определенные выгоды и для общества в целом:
· Возможность работать дома, совершать покупки из дома может снизить транспортные потоки и связанные с ними проблемы.
· Возможность приобретения товаров по более низким ценам увеличивает качество жизни граждан.
· Жители сельской местности имеют равные возможности доступа к товарам, услугам и информации с жителями крупных городов.
· Электронный бизнес обеспечивает доступ к различным общественным услугам, таким как образование, например.