Типы организационных структур и их применение в теории управления
Структура— это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.
Организац структура упр-ия— это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.
Технологические структуры — совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.
Организационно-управленческие структуры — совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.
Экономические структуры — совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации.
Социально-психологические структуры — совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации; психологические отношения между людьми.
Для организаций характерны иерархические структуры. Они могут быть:• линейными;• функциональными; линейно-функциональными; дивизиональными.
Для органических организаций характерны проектные структуры и матричные; органические организации могут быть также деструктуризованными.
Линейная структура управления подразумевает принцип единоначалия, означающий, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, единолично руководящий подчиненными звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
В основе функциональной структуры лежит принцип полного распорядительства, заключающийся в том, что выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для исполнения.
В определенной степени недостатки линейных и функциональных организационных структур уменьшаются в смешанных линейно-функциональных структурах управления, предусматривающих функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей, либо в пределах специальных полномочий.
При дивизиональной структуре высший управленческий персонал.
Матричная структура предполагает разделение прав менеджеров, управляющих подразделениями, и менеджеров, руководящих проектами.
Важнейшей задачей высшего руководства организации в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами, реализованными в структуре: горизонтальными и вертикальными высвобождается для решения стратегических задач, как правило, опираясь на несколько централизованных функциональных подразделений.
Сетевые структуры носят композитный (составной) характер: они могут содержать внутри себя структуры или "куски" структур различных типов - весьма подходящими являются небюрократические структуры, но вполне возможны и бюрократические "вкрапления". Речь идёт не только о новых структурах, но и о новых в данном истор контексте отношениях людей в рамках коммерческих, научных, полит, культ и др. орг-ций.
Компетенции–характеристики личности, которые позволяют достигать лучших результатов в работе. Компетенции отличают высокоэффективных сотрудников от рядовых исполнителей.
Европейская система квалификаций (ЕСК) определяет следующие базовые типы компетенций:
· когнитивную компетенцию, предполагающую использование теории и понятий, а также «скрытые» знания, приобретенные на опыте;
· функциональную компетенцию (умения и ноу-хау), а именно то, что человек должен уметь делать в трудовой сфере, в сфере обучения или социальной деятельности;
· личностную компетенцию, предполагающую поведенческие умения в конкретной ситуации;
· социально-этическую компетенцию, предполагающую наличие определенных личностных и профессиональных ценностей.
Матрица компетенций (МК) – документ в виде таблицы, содержащий принципиальный набор компетенций, их уровней, а также текстовые формулировки (дескрипторы), характеризующие определенные качества деятельности человека, соответствующие уровням компетенций, имеющихся у него.
МК – универсальный критерий для измерения качества подготовки выпускника вуза, понятный как с внешней, так и с внутренней по отношению к университету позиции. Выполняет связующую функцию по отношению к а) образоват. программе и работодателям,
б) образовательной программе и существующему содержанию учебного плана.
Функции МК:
- называет компетенции, на формирование которых направлена деятельность в образовательной программе;
- разделяет и фиксирует уровни компетенций при помощи формулировок способности выпускника к той или иной деятельности − дескрипторов уровней компетенций.
Корпоративное управление