Оптимизация сочетает творчество и анализ
Анализ позволяет оценивать эффективность численными показателями. Он подсказывает, насколько дизайн А привлекательнее дизайна Б. Без этих чисел вы не можете быть уверены в том, что выбрали лучший вариант. При итерационной проверке разных вариантов числа убедят вас в том, что вы сделали правильный выбор, который будет гарантировать продвижение вперед.
Однако тестирование и измерение могут описать только то, что есть — прошлые результаты работы А и Б. Простое измерение результатов работы не скажет вам, почему А лучше, чем Б, так же как не может оно определить, что именно требуется улучшить.
Примите во внимание, что процесс оптимизации вашего дизайна схож с процессом, которому следует ученый, когда пытается определить, как что-то работает. Ученый начнет с идеи или гипотезы, затем построит эксперимент, чтобы проверить эту идею. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть предположения. Результат эксперимента приведет к формированию новой гипотезы или к признанию ошибочности теории, на которой была основана гипотеза.
Научный метод позволил сделать огромные успехи в технологии, несмотря на то что он редко дает определенный ответ. Поскольку любая теория достоверна лишь настолько, насколько достоверны доказательства, которые ее поддерживают, и процесс всегда незакончен, для ученых всегда существует вероятность того, что их рабочая теория неверна.
Примените те же в методы к повышению коэффициента конверсии вашего веб-сайта. Проверка даст вам измеримые результаты, но не даст конечных ответов. Чтобы найти наилучший вариант, требуется понимание того, почему один подход работает лучше, чем другой, и возможность визуализировать даже лучшее решение. Числа могут помочь выбрать правильное направление, но они не могут привести вас к цели.
В маркетинге и дизайне, совсем как в науке, теории «прошлых лет» существуют, чтобы объяснить, как вещи должны работать. Глупо игнорировать уроки прошлого, которые описывают реакцию людей в различных ситуациях и учат нас, как убедить их захотеть предпринять нужное нам действие. Эффективная оптимизация требует не только знания, но и умения применять это знание к каждой новой проблеме. Как ученый, вы должны быть способны создавать новые идеи — а это область творчества.
Итак, что мы делаем, если ни анализ, ни творчество не могут дать нам ответов, которые нам необходимы?
Решение лежит в объединении обоих методов в единый процесс, в котором творческие способности исследуются и затем проверяются через анализ. Я опишу, как этот подход задействует сильные стороны обоих менталитетов и также предоставляет полезный опыт для всех заинтересованных лиц.
Границы творчества
Хотя в теории область творчества безгранична, эффективный процесс должен иметь направление. Невозможно проверить бесконечное количество творческих идей без бесконечного бюджета. Оптимальное решение по дизайну где-то существует, но оно может быть найдено только с помощью упорядоченного методологического подхода.
Задача, которая встает перед вами при оптимизации веб-сайта, состоит в том, как использовать сильные стороны творческого процесса в погоне за постоянным улучшением. Если нельзя проверить каждую идею, вам придется использовать эвристические правила (полученные практическим путем) для направления творческой энергии.
Оригинальность — это опасная зона. С первого взгляда это место, где могут быть найдены отличные оригинальные идеи, но оттуда же родом и полностью провальные проекты. Поговорка «Первопроходцам достаются стрелы, поселенцам достается земля» отлично описывает поиски оптимального веб-сайта.
Используем биологическую аналогию: в реальной жизни постоянно возникают мутации, большинство из которых нежизнеспособно. Но время от времени появляется новое решение, которое более успешно, чем предыдущие, и которое может выжить. Эта эволюция работает хорошо на очень длинных промежутках времени (миллионы попыток), такого количества ресурсов у вас, разумеется, нет.
Используйте соглашения
Дизайнерские решения, которые закрепились в своей среде, называются соглашениями. Соглашения представляют собой идеальную точку отсчета для оптимизации, обещая наибольшую вероятность успеха. Они работают, и это проверено многократно. Вам не нужно думать, как использовать область для входа на сайт, которая запрашивает «имя пользователя» и «пароль», потому что вы видели и использовали тысячи подобных областей ранее.
Знакомое часто подсознательно воспринимается как безопасное и простое, незнакомое — как рискованное или сложное. Существует ли более эффективное решение, чем поле входа на сайт с именем пользователя и паролем? Конечно, существует, но, чтобы его найти, вам придется рискнуть и перепробовать много плохо работающих альтернатив.
Правило, которое я всегда применяю, — использовать соглашения, когда дизайнерская проблема знакома (например, требуется разместить логотип или ссылку на выход с сайта) и где решение по соглашению уже существует. Это оставляет больше творческой энергии для решения действительно интересных дизайнерских задач, включающих в себя вопросы и предложения аудитории, а это на самом деле больше всего влияет на успех.
Так что мыслите творчески над каждым аспектом веб-дизайна, используйте соглашения, доказавшие свою работоспособность, но полагайтесь только на результаты собственных испытаний, потому что дизайнерская задача для каждого веб-сайта уникальна.