Деловая игра Процесс принятия управленческого решения
Цель игры
Обычно работник аппарата управления, в том числе коммерческой фирмы, столкнувшись с проблемой, стремится немедленно ее решить. Однако отсутствие опыта и практики систематического анализа управленческих проблем приводит к тому, что решение принимается на основе внешних, поверхностных, а иногда и неправильных сведений.
В этом случае вне поля зрения управленческого работника остаются действительно важные признаки, по которым могут быть обнаружены истоки проблемы, ее причинно-следственные связи и характеристики. Главная задача - обнаружить противоречие и найти оптимальный путь решения конфликта.
Решение проблемы:
1. Не может противоречить юридическим нормам функционирования коммерческой фирмы, в том числе международным;
2. Должно быть нравственным, соответствовать морали;
3. Должно учитывать внутренние и внешнеэкономические интересы российского государства;
4. Должно соответствовать корпоративным интересам коллектива;
5. Не должно подрывать авторитет руководителей фирмы.
Сценарий игры
1. Составить перечень наиболее важных управленческих проблем в коммерческой деятельности, которые могут быть решены в условиях расширения демократии и плюрализма.
2. Подготовить и оформить управленческое решение по ликвидации одной из наиболее важных проблем (рис. 23).
1-й этап игры 10-15 мин: введение в изучаемую управленческую проблему.
Преподаватель обосновывает актуальность решения поставленной проблемы. Обращает внимание студентов на экономическое значение результата: указывает на связь этой проблемы с различными аспектами работы фирмы и самих студентов; приводит опыт решения похожих проблем в других фирмах, в том числе зарубежных (2-й этап, 3-5 мин).
Постановка управленческой проблемы
Преподаватель предлагает перечень наиболее серьезных коммерческих проблем в масштабе фирмы. При этом объясняет их возникновение, источник, показывает негативные последствия и предлагает наиболее выразительные пути их решения.
Чрезвычайно важно вооружить каждого студента правильным пониманием источника и существа коммерческой проблемы.
Затем учебные группы студентов делятся на три подгруппы.
1. Руководство фирмы.
2. Руководство структурных подразделений.
3. Специалисты, подготавливающие проект данного решения.
Назначается арбитраж (2-3 человека) для решения спорных вопросов, возникающих в работе подгруппы.
Назначается комиссия (3-5 человек) из числа присутствующих студентов для подведения итогов по разбору конкретной проблемы и выработки управленческого решения.
Каждая подгруппа студентов:
1. вникает в проблему, формирует и обосновывает свои проекты решений, осуществляет их публичную защиту;
2. анализирует и ищет решения в границах конкретного коллектива (отдела, службы) фирмы.
Преподаватель устанавливает время самостоятельной работы. Режим свободный, студенты не должны ориентироваться на звонки. В процессе работы над проблемой они могут выходить из аудитории. Группа по своему желанию может в полном составе перейти в другое помещение и там продолжать работу (3-й этап, 20-30 мин).
Групповая работа над проблемой
Преподаватель наблюдает за работой подгрупп, отвечает на возникающие вопросы, напоминает о необходимости уложиться в отведенное время. Ведущий ориентирует на то, что решение должно опираться на существующие правовые и нормативные акты.
Для цели 1. Каждая подгруппа выдвигает 2-3 наиболее важные коммерческие проблемы и записывает их на доске.
Для цели 2. Каждая подгруппа готовит 2-3 варианта управленческого решения и записывает их на доске (4-й этап, 20-25 мин).
Цели и задачи проведения игры (5-10 мин.) | |||||||||||||
Критерии решения проблемы (2-3 мин.) | |||||||||||||
Процесс решения проблемы | |||||||||||||
Введение в проблему (10-15 мин) | Постановка проблемы (3-5 мин) | ||||||||||||
Деление учебной группы | |||||||||||||
1-я подгруппа Руководство фирмы | 2-я подгруппа Руководители отделов (служб) | 3-я подгруппа Специалисты | |||||||||||
Арбитраж (2-3 чел.) | |||||||||||||
Комиссия (3-5 чел.) | |||||||||||||
Работа подгруппы над решением проблемы(20-30 мин) | |||||||||||||
Групповая дискуссия (20-25 мин) | |||||||||||||
Выступление представителей подгрупп (7-10 чел.) | |||||||||||||
Общая дискуссия (7-10 мин) | |||||||||||||
Выступление арбитража (15-20 мин) | |||||||||||||
Итоговая беседа: высказывание комиссии (15-20 мин.) | |||||||||||||
Заключение (5-10 мин.) | |||||||||||||
Рис.23. Алгоритм проведения деловой игры
Групповые дискуссии
Представители подгрупп поочередно выступают с сообщением о результатах работы: излагают общее мнение о проблеме, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают предлагаемую альтернативу управленческого решения.
План выступления руководителя подгрупп:
1. Причины и источники возникновения проблемы.
2. Аспекты рыночных отношений, которые затрагивает данная проблема.
3. Противоречия, лежащие в основе проблемы, "питательная" среда, условия возникновения.
4. Экономические потери фирмы в связи с возникшей проблемой.
5. Привлекательность, выгодность, полезность предлагаемой подгруппой альтернативы решения.
6. Достоинства и недостатки вариантов, предлагаемых другими подгруппами.
После выступления представителей подгрупп начинается общая дискуссия, в ходе которой:
X обсуждаются точки зрения и варианты управленческого решения проблемы;
X оцениваются полученные результаты;
X формируется единый подход к проблемам подобного рода;
X выбираются наилучшие для данной коммерческой проблемы управленческие решения;
X осуществляется арбитраж (5-й этап, 15-20 мин).
Итоговая беседа
Ранее назначенная комиссия:
1. Выделяет общий положительный результат коллективной работы над проблемой;
2. Обращает внимание на особые позиции, занятые учебными подгруппами;
3. Сопоставляет позиции подгрупп с реально сложившейся практикой на российском рынке;
4. Выделяет правильные и ошибочные управленческие решения;
5. Обосновывает оптимальный подход к подобным проблемам;
6. Очерчивает круг знаний и навыков, необходимых для решения, рекомендует специальную литературу (6-й этап, 5-10 мин).