Цикла ДС.04 по специальности 080111
Маркетинг
Составитель О.О. Русанова
Ростов-на-Дону
Содержание
№ | Наименование | стр |
1. | Титул УМК | |
2. | Содержание | |
3. | Рабочая программа по дисциплине, с включением выписки из ГОС ВПО по дисциплине: «Маркетинговые коммуникации» | 3-9 |
4. | Методические рекомендации по выполнению домашнего задания(реферата)для студентов-заочников по курсу «Маркетинг» 4.1 Темы рефератов | 9-12 |
5. | Индивидуальная работа преподавателя со студентом. Промежуточный контроль знаний. Контрольные задания и тесты к темам. | 13-27 |
6. | План самостоятельной работы студента по дисциплине «Маркетинговые коммуникации». Вопросы к практическим занятиям, тематика рефератной работы, вопросы для докладов. | 27-30 |
7. | Инновационные методы, используемые в образовательном процессе. | 30-31 |
8. | Информационно-методические средства обучения. Список литературы. | 31-32 |
9. | Текущий, промежуточный контроль знаний. Вопросы к экзамену. | 32-35 |
10. | Кейсы, тесты, деловые игры (примеры ситуационных задач) | 35-46 |
11. | Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций, учебник) | 47-88 |
12. | Дополнительный материал (словарь терминов) | 88-109 |
13. | Сведения о ППС (по установленной форме) |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:
ДИСЦИПЛИНЫ Проректор Н.П.Маслова
ДС.4 Маркетинговые коммуникации
(индекс)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)
Маркетинг
ФАКУЛЬТЕТ | Коммерции и маркетинга | |
КАФЕДРА | Маркетинга и рекламы |
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. | ГОС | уч. план | Очная форма | Заочная форма |
5 лет | 5 лет 6 мес. | 3 года 6 мес. | ||
Всего аудиторных занятий, час, в том числе: | ||||
- лекций, по семестрам | 14 | 14 | ||
6 сем | 4 курс | 2 курс | ||
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам | - | - | - | |
- | - | - | ||
- практические занятия, по семестрам | ||||
6сем | 4 курс | 2 курс | ||
Индивидуальная работа, час | - | - | - | |
Всего самостоятельной работы, час, в том числе: | ||||
- контрольные работы по семестрам | - | 4 курс | 2 курс | |
- курсовые работы по семестрам | - | - | - | |
- курсовые проекты по семестрам | - | - | - | |
- др. виды работы по семестрам (самостоятельное изучение тем теоретического материала, самостоятельная работа по выполнению практических заданий, кейсов, ситуаций) | ||||
Зачеты, по семестрам, час | - | - | - | |
Экзамены, по семестрам, час | 6 сем | 4 курс | 2 курс |
* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.
ОСНОВАНИЕ: ГОС ВПО по специальности 061500 «Маркетинг», утвержден 23.03.2000г., учебный план подготовки дипломированного специалиста специальности 061500 «Маркетинг», одобренный Ученым советом вуза 29.04.2003г., протокол № 8.
АВТОР | Русанова Ольга Олеговна | 29.08.2008г. | |
(ученая степень, звание, должность) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой Рекламы и маркетинга | Костоглодов Д.Д. | 29.08.2008г. | |
(наименование) | (подпись) | (Ф.И.О.) | (дата) |
Учебно-методическим советом специальности |
Учебно-методическим управлением |
1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины заключается в том, чтобы научить специалистов-маркетологов координировать работу всех служб, занятых продвижением товара, правильно выбирать способы продвижения, добиваться повышения их эффективности. Исходя из основной цели, задачами изучения дисциплины являются: - определение роли, места маркетинговых коммуникаций в рыночной экономике; - выделение инструментов коммуникаций в маркетинге; в том числе рекламы, паблик-рилейшнз, ярмарочно-выставочной деятельности, электронной коммерции, стимулирования продажи и пр.; - характеристика средств информации в маркетинговых коммуникациях; - изучение влияния МК на формирование спроса и стимулирование сбыта продаж; - использование элементов антикризисного управления в организации работы торговых агентов; - выработка плановых решений по позиционированию предприятия, построению имиджа и социально-деловой активности; - определение методов экономической и коммуникативной (социально-психологической) эффективности маркетинговых коммуникаций. |
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать Основные понятия комплекса маркетинговых коммуникаций, сущность, цели и средства рекламы, функции и требования к рекламе; традиционные инструменты для формирования продаж; усвоить сущность и преимущества прямого маркетинга; главную концепцию паблик рилейшнз, как эффективных коммуникаций в маркетинге; общие приемы содействия продажам – формы и методы, знать основные критерии оценки качества и эффективности маркетинговых коммуникаций. |
Студент должен уметь Определять стратегические цели рекламы, уметь разработать макет рекламного обращения, уметь рассчитать экономическую эффективность стимулирования продажи товаров, бюджет и эффективность маркетинговых коммуникаций; систематизировать полученные знания и уметь их применять на практических занятиях, научных конференциях и семинарах. |
Студент должен иметь представление о об основных инструментах маркетинговых коммуникаций начала ХХ1 века применительно к сферам производства, товарного обращения и потребления.. |
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Основы маркетинга 1.Основные сферы применения маркетинга 2. Маркетинговые исследования Поведение потребителей 1. Психологические аспекты ценового менеджмента Товароведение, экспертиза и стандартизация 1. Товар и товарная политика Коммерческая деятельность 1.Организация коммерческих процессов – купля-продажа товаров и услуг; Интернет-маркетинг 1. Функциональное назначение и ресурсы Интернета. 2. Электронная коммерция. 3. Эффективность маркетинговых решений на виртуальных рынках. | Экономика предприятия Логистика Правовое регулирование маркетинговой деятельности Управление маркетингом Маркетинговые исследования Международный маркетинг Маркетинг в отраслях и сферах деятельности Коммерческая деятельность промышленного предприятия Маркетинговый анализ Сетевой маркетинг |
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) | М |
Показательный (изложение материала с приемами показа) | П |
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) | Д |
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) | Э |
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) | ПБ |
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) | И |
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) | ПГ |
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения |
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя | Кол. час | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы |
1-2 | Тема 1 «Комплекс маркетинговых коммуникаций» Лекция: Сущность и основные понятия маркетинговых коммуникаций. Коммуникационная модель маркетинга. Роль коммуникаций в комплексе маркетинга. Лекция:Стратегии управления интегрированными маркетинговыми коммуникациями. Отношение и мотивация в маркетинговых коммуникациях. (9.1.;2.1.) | М Д | |
Семинар (практические занятия). ИМК: базовые понятия Интегрированных маркетинговых коммуникаций. Современные МК. Методы и принципы ИМК. Коммуникационная оценка потенциала рыночных сегментов. Коммуникационная политика компании. Кейс-метод. Инструменты коммуникационной политики. Маркетинговые коммуникации как средство общения с клиентами. Цели и объекты исследования в маркетинговых коммуникациях. Позиционирование на целевом рынке коммуникаций. Поэтапный подход к созданию маркетингового плана. Как сделать исследование рынка легким и приятным. Средства информации в маркетинговых коммуникациях. | М Д ПБИ | ||
3-8 | Тема 2. «Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций» Лекция: Функции, цели, требования к рекламе. Роль рекламы в маркетинге. Способы рекламной деятельности.Реклама и мультимедиатехнологии в системе коммуникативной политики. Рекламные компании и их классификация. Организация работы рекламного отдела и методы определения эффективности рекламных мероприятий. Реклама и основы медиапланирования. Планирование и стратегия рекламной деятельности. Факторы, влияющие на потребительскую аудиторию. Стратегические исследования и методы, используемые при планировании рекламы. Планирование рекламных коммуникаций. Эффективные средства распространения рекламы. Печатные и наружные средства распространения рекламы Электронные, интерактивные и альтернативные медиасредства рекламы. Создание и производство рекламы. Визуальные коммуникации. Дизайн и производство печатной рекламы. Изготовление и производство телевизионной рекламы. Реклама в местах продаж: особенности и средства. Рекламное воздействие витрин и интерьера.Альтернативные и новые медиасредства рекламы. Социально-психологические аспекты рекламы. | М | |
Семинар (практические занятия) Психология рекламы и рекламной деятельности. Конкретные примеры рекламных компаний производственных предприятий России и зарубежья, их способов рекламной деятельности. Распределение студенческой группы на 3-4 коллектива. Выбор коллективами студентов известной марки или бренда. Домашнее задание… (Журнал FORBES – 2007, 2008) Эффективные рекламные сообщения. Творческая сторона рекламной деятельности. Шесть аспектов творческой стратегии. Рассмотрение примеров рекламных компаний. Эффективные рекламные сообщения. Язык рекламы. Особенности составления и написания текстов. Составление текстов для печатной рекламы, радиорекламы и телевизионной рекламы. Установление деловых контактов (занятие проводится в форме деловой игры). Выборсредства или средств распространения рекламы студентами из разных групп. Составление плана проведения разовой рекламной компании. Д/з Распределение студенческой группы на 3-4 коллектива. Примеры написания текстов рекламы различных компаний для печатной, телевизионной и радиорекламы. Занятие проводится с помощью кейс-метода обучения. Преподаватель раздает задания / представление кейса преподавателем; 1) индивидуальное изучение кейса каждым членом группы; 2) разработка вариантов индивидуальных решений; 3) обсуждение вариантов индивидуальных решений в каждой мини-группе; 4) подготовка к обсуждению, презентация решений каждой мини-группы и общая дискуссия; 5)Обобщение результатов дискуссии преподавателем. Проведение готовых рекламных проектов, используя возможности факультета (ТВ, газета). Развлекательная реклама; виртуальный способ использования бренда; Реклама и общество. Социальная роль рекламы. Среда регулирования рекламы. Этика в рекламе, критерии этики. Защита рекламных компаний, оценка эффективности, анализ проведенной работы, бальная система оценок. | Э,ПБ,И ПГ | ||
9-11 | Тема 3. «Паблик-рилейшнз. Эффективные коммуникации в маркетинге» Лекция: Понятие и сущность паблик рилейшнз. Концепция PR. PR на предприятиях. Планирование организации связей с общественностью. Описание структуры типового бизнес-плана и алгоритма планирования PR кампании. Оценка ситуации. Важность PR для бизнеса на различных его этапах. Восприятие и репутация. Важность последовательности. Сила имиджей и брендов.Формирование имиджа предприятия. PR компания и оценка ее эффективности. Алгоритм проведения PR компании. Истоки. Паблисити. Консалтинг. Связи с общественностью в глобальном мире. Историческое развитие связей с общественностью. | М Д | |
12 | Семинар (практические занятия). Планирование PR компании. Анализ ситуации. Определение целей. Стратегия. Выбор тактики. Определение бюджета. На примере крупной компании совместно со студентами в диалоговой форме проходит составление бизнес-плана PR мероприятия . Примеры удачных пиар-кампаний. Анализ. Журнал FORBES – 2008 г. Корпоративный имидж и исследование рынка в изменившемся мире бизнеса. Типы маркетинговых кампаний. Анализ рейтинга российских компании-производителей.(7.1., Журнал FORBES – 2007). Прямые и косвенные методы оценки эффективности пиара. Связи с общественностью в Америке и других западных странах. Четыре модели связей с общественностью. | ПГ Э,ПБ,И | |
12-13 | Тема 4. «Прямой маркетинг. Личные продажи. Ведение деловых переговоров и работа торгового агента». Лекция: Сущность и преимущества прямого маркетинга Формирование базы данных. Средства коммуникации в прямом маркетинге. Директ-маркетинг. Телемаркетинг. Правила ведения деловых переговоров с клиентами. Антикризисное управление работой торгового агента. Прямые продажи. Продажи и маркетинг по телефону. Продажи в Internet. | М | |
8 | Семинар (практические занятия). Прямые продажи. Продажи и маркетинг по телефону. Продажи в Internet . Характеристики личности менеджера по прямым продажам. Технология персональных продаж. Сетевой маркетинг. Плюсы и минусы. Деловая игра. Лидер из каждой группы представляет содержательный образ менеджера по прямым продажам и представляет подробный план технологии персональных продаж. Выводы. Рассмотрение студентами и преподавателем плюсов и минусов представленных схем. | М Д КС | |
14-15 | Тема5. «Стимулирование сбыта и продаж. Приемы содействия продажам». Лекция: Цели и задачи стимулирования продаж Формы и стратегии стимулирования продаж. Стратегии и методы ценового и неценового стимулирования продаж. Упаковка как перспективный элемент коммуникационной политики организации. Выставочно-ярмарочная деятельность как форма маркетинговых коммуникаций. Организация электронной продажи. Частные марки (private label) в сфере ритейла. Мерчандайзинг – один из традиционных инструментов для формирования продаж. Функции. Основные цели и содержание мерчандайзинга. | М | |
8 | Семинар (практические занятия). Рассмотрение преимуществ и недостатков ценового и неценового методов стимулирования продаж. Представление наглядной схемы преимуществ и недостатков методов стимулирования продаж. Знаки соответствия и знаки экологической маркировки. Выставки и ярмарки. Значение выставочной деятельности в коммуникациях. Организация выставок. Разработать, организовать и провести выставку с целью рекламы кафедры «Рекламы и маркетинга». Экспозиция должна быть представлена на стенде. Группа разбивается на 3-4 команды. Готовые мини-выставочные экспозиции будут представлены рядом с кафедрой. По итогам голосования (преподавателей кафедры), лучшая команда, набравшая наибольшее количество баллов, представляет кафедру на городских и областных выставках, участвует в конференциях. Реклама на месте продажи, как основной элемент мерчандайзинга. | М П Д | |
16-17 | Тема 6. «Оценка качества и эффективности коммуникационных стратегий предприятия. Брендинг: Товарная марка. Бренд» Лекция: Комплексная модель оценки эффективности интегрированных коммуникаций. Механизм оценки ЭИК. Факторы влияния на бюджет маркетинговых коммуникаций. Разработка товарной марки. Коммуникации бренда. Инструменты строительства бренда. Особенности и оценка бренда. Показатели оценки эффективности управления брендом. Показатели оценки эффективности управления брендом. Показатели диагностики бренда: Экономические, показатели лояльности, имиджевые показатели. | М | |
8 | Семинар. Оценочные методы определения экономической эффективности рекламы. Расчет экономической эффективности стимулирования продажи товаров. Определение социально-психологической (коммуникативной) эффективности рекламы и пиар-мероприятий. Общая оценка Эффективности МК. Понятие товарного знака (марки). Факторы формирования товарных марок. Основные различия понятий бренд и торговая марка. Коммуникации бренда. Инструменты строительства бренда. Особенности и оценка бренда. | П. Э,П Б,И | |
Тема 7: «Исследования репутации компании. Рекламные исследования. Новое поколение маркетинговых коммуникаций: ХАЙ-ТЕК и ХАЙ-ХЬЮМ коммуникации». Лекция: Анализ репутации с научной точки зрения и с точки зрения бизнеса. Качественное исследование (методика: экспертные интервью). Рекламные исследования. Обзор рейтинга печатных СМИ Мобильный маркетинг. Веб-сайт. Интернет-реклама. Сенсорный маркетинг. | М | ||
Семинар. Психологические аспекты рекламных исследований. Методика расчета психологической эффективности рекламы. ХАЙ-ТЕК и ХАЙ-ХЬЮМ коммуникации. Примеры применения нового поколения маркетинговых коммуникаций. Диалоговая форма общения преподавателя со студентами. Обсуждение сильных и слабых сторон, особенностей применения. Выводы. | М П |
4. Методические рекомендации по выполнению домашнего задания
Домашнее задание (реферат) для студентов-заочников по курсу «Маркетинг»
В соответствии с учебными планами специальности студенты-заочники должны подготовить реферат по одному из разделов дисциплины «Маркетинговые коммуникации».
Цель реферата. Выполнение реферата способствует расширению и лучшему усвоению вопросов курса, позволяет приобрести опыт в работе со специальной литературой, дает возможность приобрести практические навыки в изученных теоретических вопросах дисциплины.
Структура и объем реферата. Реферат должен состоять из следующих элементов:
- титульный лист (см. приложение);
- оглавление основных разделов реферата/доклад с указанием страниц под названием «Содержание»;
- основная часть, разделения на параграфы, заключения, списка литературы;
- объем реферата/доклада 10-15 страниц формата А4.
Оформление реферата.Оформление работы должно соответствовать требованиям стандарта ГОСТ 2.105-99 «Общие требования к текстовым документам». Примером оформления текста может служить любая специальная литература, используемая в реферате/докладе.
Писать или печатать, необходимо на одной стороне листа, аккуратно и разборчиво. Все страницы должны иметь сквозную нумерацию, причем на титульном листе номер страницы не проставляется. Графики и диаграммы должны также иметь сквозную нумерацию, подрисуночная надпись для них должна располагаться ниже иллюстрации, а номер таблицы и её наименование – над табличным материалом.
После «Заключения», в котором проводятся собственные выводы по раскрытой в реферате/докладе теме, необходимо привести список фактически использованной литературы, на которую даны сноски в реферате. Список литературы должен оформляться с указанием автора, наименования источника, места издания, издательства, года издания, а также страниц источника, использованного в реферате/докладе.
ПРИМЕР:Романов А. А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации: Учебно-методическое пособие / М.: Эксмо, 2006. – С.432. – (Прицельный маркетинг).
В конце, после «Заключения», следует поставить дату написания работы и подпись студента – автора реферата.
Зачет реферата. Выполненное домашнее задание студент-заочник защищает в процессе собеседования с преподавателем, получает оценку и допускается к сессии.
Реферат с оценкой «неуд.» должен выполняться повторно с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем. По всем вопросам, касающимся изучения курса «Интеллектуальная собственность и защита авторских прав рекламистов» и написания реферата, студенты могут получить консультацию на кафедре «Маркетинг и реклама», РГЭУ, ауд.333.
Определение номера варианта. Для определения номера варианта применен принцип кодирования, используемый при обработке информации на ПК. Номером варианта является остаток от деления нацело на число 25 двух последних цифр номера зачетной книжки студента
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ФАКУЛЬТЕТ КОММЕРЦИИ И МАРКЕТИНГА