Раздел 3. Рынок как объект маркетинга.
Рынок. Виды рынков.
1.1. Рынок как объект маркетинга.
Рынок – та среда, в которой только и могут быть приведены в действие орудия маркетинговой работы. Одной из важнейших задач маркетинга является постоянный анализ всех составляющих рыночной среды, их оценка и продуманное применение полученных данных для «наладки» рыночного поведения фирмы, и прежде всего анализ рыночной конъюнктуры.
Конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показатели.
Оперативно реагируя на текущую конъюнктуру и используя результаты краткосрочных прогнозов, маркетинг стремится предугадать долгосрочные перспективные тенденции, общую направленность рыночного мира. Маркетинг исследует деятельность конкурентов на рынке. В то же время, задача маркетинга - дать диагноз конкурентоспособности собственного предприятия.
Рынок под взглядом маркетинга предстает определенными частями, называемыми рыночными сегментами. Объектами сегментации являются потребители, товары и сами предприятия.
Для успеха в современном бизнесе маркетинг должен помочь предприятию найти его место на рынке. Занять нишу на рынке – значит выбрать ограниченную по масштабам область деятельность с определенным кругом потребителей.
1.2. Рынок. Типы рынков.
Для определения особенностей работы на рынке предпринимателю необходимо знать классификацию рынка. В маркетинге рынки классифицируются по широкому кругу признаков, различий – от структуры хозяйства страны и уровня доходов до характера взаимоотношений между продавцами и покупателями.
1признак– структура хозяйства страны, определяющая интенсивность спроса на сырье, материалы, машины и оборудование:
- Промышленно развиты страны – являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров.
- Страны экспортеры сырья богаты природными ресурсами, их рынки открыты для сбыта горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственных машин, инструментов автотранспорта.
2 признак – рынок как территориальный объект представляет собой целую группу разных рынков (внутренний, национальный, региональный, мировой).
- Внутренний рынок – в маркетинге это сфера товарного обмена в пределах границ государства.
- Национальный рынок – область осуществления как внутри - торговых (в рамках отдельной страны на ее внутреннем рынке), так и внешних торговых организаций.
- Мировой рынок – совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутри – торговые, так и внешне – торговые операции.
На большинстве мировых рынков можно выделить два основных рыночных сектора – открытый и закрытый.
- Закрытый рынок – это товарный рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.
- Открытый рынок – сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями представляет относительную независимость отношений между ними. Для такого рынка характерно заключение краткосрочных сделок в основном на бирже, имеются значительные колебания цен.
Признаки рынков
Признаки | Типы рынка |
1. Структура хозяйства страны | Страны с натуральным хозяйством; Страны экспортеры сырья; Промышленно развивающиеся страны; Промышленно развиты е страны |
2. Уровень доходов и характер их распределения в стране | Страны и регионы с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким); Страны и регионы с очень высоким уровнем доходов; Страны с низким, средним и высоким уровнем доходов; Страны с преимущественно средним уровнем доходов |
3. Территориальный охват | Внутренний; Национальный; Региональный; Мировой |
4. Товарно - отраслевой с многоуровневой детализацией | Машин и оборудования; Минерального сырья и топлива; Сельскохозяйственного сырья; Производственных и лесных товаров |
5. Сфера общественного производства | Рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); Рынок товаров духовного производства (достижения науки, технологий, ноу-хау, произведения искусства, книг) |
6. Характер конечного использования | Рынок товаров производственного назначения; Рынок товаров потребительского назначения |
7. Срок использования товаров | Рынок товаров долговременного пользования; Рынок товаров краткосрочного пользования; Рынок товаров одноразового пользования |
8. Организационная структура (различные условия торговли и характер взаимоотношений между продавцами и покупателями) | Мировой: а) открытый; б) закрытый; Внутренний: а) оптовый; б) розничный |