Раздел 3. Рынок как объект маркетинга.

Рынок. Виды рынков.

1.1. Рынок как объект маркетинга.

Рынок – та среда, в которой только и могут быть приведены в действие орудия маркетинговой работы. Одной из важнейших задач маркетинга является постоянный анализ всех составляющих рыночной среды, их оценка и продуманное применение полученных данных для «наладки» рыночного поведения фирмы, и прежде всего анализ рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура – сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показатели.

Оперативно реагируя на текущую конъюнктуру и используя результаты краткосрочных прогнозов, маркетинг стремится предугадать долгосрочные перспективные тенденции, общую направленность рыночного мира. Маркетинг исследует деятельность конкурентов на рынке. В то же время, задача маркетинга - дать диагноз конкурентоспособности собственного предприятия.

Рынок под взглядом маркетинга предстает определенными частями, называемыми рыночными сегментами. Объектами сегментации являются потребители, товары и сами предприятия.

Для успеха в современном бизнесе маркетинг должен помочь предприятию найти его место на рынке. Занять нишу на рынке – значит выбрать ограниченную по масштабам область деятельность с определенным кругом потребителей.

1.2. Рынок. Типы рынков.

Для определения особенностей работы на рынке предпринимателю необходимо знать классификацию рынка. В маркетинге рынки классифицируются по широкому кругу признаков, различий – от структуры хозяйства страны и уровня доходов до характера взаимоотношений между продавцами и покупателями.

1признак– структура хозяйства страны, определяющая интенсивность спроса на сырье, материалы, машины и оборудование:

- Промышленно развиты страны – являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров.

- Страны экспортеры сырья богаты природными ресурсами, их рынки открыты для сбыта горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственных машин, инструментов автотранспорта.

2 признак – рынок как территориальный объект представляет собой целую группу разных рынков (внутренний, национальный, региональный, мировой).

- Внутренний рынок – в маркетинге это сфера товарного обмена в пределах границ государства.

- Национальный рынок – область осуществления как внутри - торговых (в рамках отдельной страны на ее внутреннем рынке), так и внешних торговых организаций.

- Мировой рынок – совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутри – торговые, так и внешне – торговые операции.

На большинстве мировых рынков можно выделить два основных рыночных сектора – открытый и закрытый.

- Закрытый рынок – это товарный рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

- Открытый рынок – сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями представляет относительную независимость отношений между ними. Для такого рынка характерно заключение краткосрочных сделок в основном на бирже, имеются значительные колебания цен.

Признаки рынков

Признаки Типы рынка
1. Структура хозяйства страны Страны с натуральным хозяйством; Страны экспортеры сырья; Промышленно развивающиеся страны; Промышленно развиты е страны
2. Уровень доходов и характер их распределения в стране Страны и регионы с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким); Страны и регионы с очень высоким уровнем доходов; Страны с низким, средним и высоким уровнем доходов; Страны с преимущественно средним уровнем доходов
3. Территориальный охват Внутренний; Национальный; Региональный; Мировой
4. Товарно - отраслевой с многоуровневой детализацией Машин и оборудования; Минерального сырья и топлива; Сельскохозяйственного сырья; Производственных и лесных товаров
5. Сфера общественного производства Рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования); Рынок товаров духовного производства (достижения науки, технологий, ноу-хау, произведения искусства, книг)
6. Характер конечного использования Рынок товаров производственного назначения; Рынок товаров потребительского назначения
7. Срок использования товаров Рынок товаров долговременного пользования; Рынок товаров краткосрочного пользования; Рынок товаров одноразового пользования
8. Организационная структура (различные условия торговли и характер взаимоотношений между продавцами и покупателями) Мировой: а) открытый; б) закрытый; Внутренний: а) оптовый; б) розничный


Наши рекомендации