Сходства и различия между рекламой и PR
Сходства | Различия | |||
PR | Реклама | |||
1. PR – фирмы и рекламные агентства проводят процессы идентификации ключевой информации на стадиях планирования. 2. Реклама является одним из средств достижения целей, стоящих перед PR. | 1. PR-сообщения основываются на фактах, информативны, обладают обучающим, эффектом, используют только фактические данные, отсутствует свойственная рекламе преувеличенность положительных свойств объекта. 2. PRработает с издателями или продюсерами СМИ 3. PR адресован к многочисленной общественности организации, к социальным группам, с которыми информационно взамодействует. Они не обязательно являются покупателями товаров и услуг компании, но могут быть ее инвесторами или служащими. 4. Цена определяется затратами времени, так как работа с общественностью требует больших затрат труда; плюс затраты на продукцию (печать внутрифирменных журналов или создание видео). Средства распространения более разнообразны: фирменные журналы, слайды, видео, звуковые записи, частные выставки, учебные издания, семинары, спонсорство, значение которого увеличивается в качестве инструмента общественных связей. | 1. Рекламные сообщения обладают побуждающим к покупке эффектом, используют эмоциональные доводы, а иногда преувеличивают положительные свойства объекта. 2. работает с продавцами рекламного места или эфирного времени. 3. обычно адресована конкретным сегментам рынка и социальным слоям, 4. Затраты определяются стоимостью ее создания, производства, ценой рекламного места или эфирного времени. 5. Реклама использует такие средства как пресса, радио, телевидение, почтовая реклама, выставки. | ||
5. Специалисты по PR в основном получают гонорар в зависимости от рабочего времени не всегда получают комиссионное вознаграждение или скидки. 6. Специалисты по PR работают в кампаниях или других организациях (по данным исследования, проведенного Школой менеджмента в Крэнфилде, 60 % PR-специалистов являются штатными сотрудниками фирм). 7. Цель PR - достичь взаимопонимания, которое может касаться как самой организации (илиобраза корпорации), так и товаров или услуг 8. PR пытаются убедить журналистов, что информация клиента заслуживает публикации, т.к. будет интересна читателям. 9. PR формирует общественное мнение. 10. PR стремятся достичь взаимопонимания, и основаны на этических нормах. 11. 12. PR предполагают диалог. 13. PR признают долговременную ответственность. 14. PR охватывают значительно большее количество аудитории (финансовые, правительственные, общественные и др.) . 15. PR – непрерывный процесс, который независим от рекламы и использует другие СМИ, что приводит к тому, что компания и ее товары находятся в сфере внимания общественности круглый год. 16. PR затрагивает многие организации, которые не связаны с рекламой. (пожарная команда не занимается рекламой пожара). | 6. Оплата рекламных агентов производится через комиссионное вознаграждение от СМИ и скидки (или долговые проценты), хотя выплачивается и некоторый гонорар. 7. Большинство персонала рекламы работает в агентствах. 8. Цель – побудить людей предпринять какое-либо желаемое действие (посетить магазин и т.д.) 9. Реклама направлена лишь на продвижение товара, услуги. 10. Реклама использует оплачиваемое время или место для передачи информации. 11. Реклама отражает массовую психологию. 12. Реклама создает идеальный образ и побуждает покупателей приобрести товар. 13. Для рекламы характерна одно направленность. 14. Рекламное агентство не несет ответственности за качество рекламируемого товара. Контакт с потребителями товаров, услуг не нужен. 15. Рекламные кампании чаще всего – сезонные или краткосрочные. | |||
Отсюда вывод, реклама – это сообщение, предназначенное для некоторой заранее определенной группы людей, оплаченной определенным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к желаемым для заказчика действиям.
PR – это сообщение (чаще всего – оплаченное, но это условие необязательно), предназначенное для некоторой заранее определенной группы людей. Однако оно не побуждает к конкретным действиям, лишь формирует в данной группе определенное мнение, определенные взгляды на предмет сообщения.
Наиболее четко разница проявляется в формах этих видов деятельности: например, оплаченное объявление в газете – это реклама, а презентация, пресс-конференция – это PR.
Известный специалист по вопросам связей с общественностью Филипп Буари, подчеркивал различия рекламы и PR, говоря, что PR – это «стратегия доверия», а реклама – «стратегия желания». Реклама - это отсроченное приобретение покупки, а PR продвигает в общественном сознании саму организацию, производителя товара.
По мнению Ф.И. Шаркова, PR и реклама связаны лишь функцией воздействия на широкую аудиторию. Различие заключается в том, что основная функция PR - управленческая с приоритетом межличностной коммуникации.
Пример 2.4.1. |
Когда США развернули военные действия в Ираке, на входной двери одного из промтоварных магазинов г. Ангарска (5000 км. от Москвы) появилось объявление, сделанное на обычном листе бумаги формата А4: «В связи с агрессивной политикой США и Великобритании и нарушении Устава ООН ГРАЖДАНЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ НЕ ОБСЛУЖИВАЮТСЯ. Администрация магазина «Весна». Вскоре одна из областных газет вышла с первополосным материалом: «В Ангарске не желают обслуживать граждан США и Великобритании» и крупной фотографией объявления. Местные ангарские СМИ также не обошли вниманием это объявление. Вероятность появлении в этом магазине граждан названных зарубежных стран была очень мала (да и документы на входе не проверяют), но при практически нулевом бюджете был получен ощутимый PR-эффект, выразившийся в ряде публикаций в прессе и увеличении потока любопытствующих посетителей данного магазина*. |
*Источник: Che Chief. Урал, № 2 (11), март 2005. |
Именно с помощью информационно – психологических средств из арсенала паблик рилейшнз, а отнюдь не рекламы, можно решать крупные стратегические задачи по взаимодействию с общественностью.
PR оперирует понятием «общественность», которое объединяет такие группы как местные жители, потенциальные служащие и служащие, поставщики, денежный рынок, дистрибуторы, потребители и пользователи, создатели общественного мнения и лидеры[159]. Уильям Уэллс, Джон Бернет и Сандра Мориарти приводят две трактовки понятия общественность. Первое: «термин «общественность» традиционно использовался для описания любой группы, которая как-то была связана с организацией, включая клиентов, служащих, конкурентов, правительственные регулирующие органы, группы потребителей»; второе: «заинтересованные лица, группы людей с общими интересами, которые влияют или могут повлиять на успех организации»[160].
Пример 2.4.2. |
«С 1 июня 2004 г. была запущена программа комплексного PR-обслуживания IT-департамента «Samsung Electronics» Украина. |
В данном случае именно PR был выбран как один из способов продвижения продукции «Samsung». «Samsung Electronics» ведет активную рекламную деятельность по всей Украине. Но в отличие от больших городов, информации о рейтингах региональных СМИ чаще всего недостаточно. Было принято решение, что в этом случае для широкого охвата регионов PR является наиболее оптимальным решением. К тому же, PR-программа в ряде случаев обходится дешевле, чем размещение прямой рекламы. |
Клиент поставил задачу вывести на рынок новый продукт, ноутбуки «Samsung». Что такое ноутбуки? Ноутбуки – это мобильность, мобильность – это независимость. Однако задача рекламного агенства DIALLA Communications осложнялась тем, что за месяц до этого в боулинг-клубе Страйк прошла громкая презентация новой линейки всей продукции «Samsung» направления IT. Там были грандиозные декорации, были приглашены все дилеры и представители СМИ. И по прошествию месяца нужно было еще чем-то удивить общественность! |
Для презентации ноутбуков мы выбрали совершенно оригинальное место – самый большой в мире самолет «Мрия», который стоит на военном аэродроме в Гостомеле. Почему на самолете? Это была нестандартная идея, такого никто до нас не делал. На аэродроме был практически военный режим допуска, но нам удалось договориться с руководством и привезти более 300 гостей. Мы арендовали самолет, открыли ему “пасть”. Была музыка, красивая сцена, балет, «ВВ», Ани Лорак, профессиональный звук-свет, фуршет под крылом самолета, развлечения. В итоге дилеры и пресса были в восторге. Все до последнего момента не знали, будет ли самолет взлетать. В общем, мы подняли шум и ажиотаж. Теперь, общаясь в IT среде, мы слышим от людей, которые в силу специфики своей работы не знают, кто такие DIALLA, восторженные отклики о презентации на «Мрие». За эту презентация на 5-ом Киевском Международном Фестивале Рекламы мы получили призовое место в конкурсе непрямой рекламы» (Ольга Вовкотруб, медиа-директор DIALLA Communications)*. |
*Источник: www.reklamaster.com |
В современных бизнес-структурах большое внимание уделяется организации самостоятельных PR-служб, так как объединение функций по маркетингу, рекламе и PR в одном отделе резко снижает возможность маневрирования, а значит и эффективность деятельности. Например, в Британии существует около 1200 консультативных фирм по PR.
Рис.2.4.1.