Виды информационных коммуникаций

виды информационных коммуникаций - student2.ru

Как процесс передачи информации от одного субъекта к другому, могут использоваться различные символы: словесные (так возникает вербальная коммуникация) или несловесные – картинки, графики, статистические данные, жесты, мимика и т.д. (так появляется невербальная коммуникация).

Пример 2.1.1. Ярким примером словесной коммуникации может служить ярмарочное зазывание: «Этот квас затирался, когда белый свет зачинался». На ярмарке также вывешивались на обозрение и на продажу прикрепленные к веревкам гирлянды ярких лубочных картинок, подписи к ним, зачастую, становились рекламными призывами: Свечи, свечи, сальныя, Светильни бумажныя, Горит оне ясно, Очень прекрасно!* *Источник: http:www.hist.nnov.ru
  виды информационных коммуникаций - student2.ru   Пример 2.1.2. Невербальная коммуникация Человечек из теста «Pillsbury» (его образ был использован более чем в 600 рекламах 50 продуктов фирмы «Pillsbury») стал своеобразным фирменным знаком. *Источник: http://cnt.online.ru/mpl/face?id=430&template_file=print

Ученые делят коммуникацию на формальную и неформальную. Формальная коммуникация – это основные каналы организационного общения, по которым поступает вся информация.

Неформальная коммуникация – это личная коммуникация. Здесь нет четких каналов или моделей. Личная, неформальная коммуникация очень сложна по своей структуре и обычно содержит самые различные виды информационных сообщений. Она предполагает обмен информацией, эмоциями и чувствами. Особенность неформальной коммуникации состоит в том, что она пренебрегает организационной структурой, существующей в обществе или организации, и пронизывает все иерархические уровни.

По направленности движения информационного потока коммуникация может быть вертикальной или горизонтальной. Вертикальная коммуникация направлена сверху вниз, она существует в иерархически организованных структурах (предприятие, организация, структурированная социальная группа и т.д.) или при неравенстве статусов субъектов общения (начальник – подчиненный, ребенок – взрослый, молодой – пожилой). Вертикально организованная коммуникация ставит общающихся людей в неравные условия. Так, например, один из них может находиться в статусе «слушающего», а другой – «говорящего». Движение информации в этом случае будет осуществляться по нисходящей, сверху вниз, от доминирующего субъекта общения к подчиненному.

Вертикальная коммуникация порождает ряд проблем, первая из которых – проблема обратной связи, когда исходящая сверху информация поглощается подчиненным субъектом общения, и ответный отзыв снизу вверх, адекватный характеру информации, не поступает.

Другим вариантом является горизонтальная коммуникация. Она возникает, когда субъекты общения не доминируют друг над другом, находятся в равных статусах. При правильно организованной горизонтальной коммуникации общение представляет собой двунаправленный плодотворный процесс обмена знаниями, информацией, опытом.

Г. Почепцов определяет типы коммуникации в иных терминах. Он выводит понятия иерархическойи демократической коммуникации. Исследователь, в частности, пишет: «Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической – убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой; здесь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами цепочка «начальник – подчиненный», у подчиненного нет иного выбора, кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком»[131]. Г. Почепцов сопоставляет выделенные типы коммуникаций по ряду признаков:

Таблица 2.1.2.

Наши рекомендации