Коммуникация как процесс обмена информацией
Для того, чтобы получать и передавать знания, выражать собственное отношение к происходящему, всем нам необходимо вступать в контакты с людьми, общаться друг с другом, т.е. осуществлять коммуникацию. Слово «коммуникация» имеет древние корни, оно восходит к латинскому «communicatio» («сообщение, связь, передача»).
В научной литературе термин «коммуникация» появился в начале ХХ века и привлек внимание актуальностью этого феномена. С тех пор изучение коммуникаций шло по нескольким направлениям. Теория информационного общества, основывающаяся на концепции технологического детерминизма (Д.Белл, О.Тоффлер) обосновывает роль информации как основы культуры общества и его культурного развития, а значение средств массовой информации гипертрофируется и представляется как определяющий механизм социального развития. С этой позиции коммуникация истолковывается как совокупность информационных технологий и соответствующей информации, существующей и проявляющейся благодаря деятельности специалистов по информации. Преобразование модели «индустриального» общества в общество «информационное», а при более глубоком рассмотрении – в информационно-коммуникативное общество дает толчок к новому осмыслению роли коммуникаций в функционировании и развитии социума и новому уровню понимания коммуникативной основы социальной реальности. Процесс изучения феномена коммуникации результировался рядом важных теоретических достижений: «Существует целый ряд парадим и концептов социальной коммуникации: социально-психологическое направление (бихевиоризм, диалоговый дискурс К. Ясперса, М.Бахтина, М.Бубера); символический интеракционизм (Дж. Г.Мид, Г.Бламмер); социолингвистические концепты, феноменологический взгляд на природу данного явления (А.Шюц, Г.Гарфинкель), различные прагматические теории, рассматривающие практические аспекты передачи, обмена информации, в частности массовую коммуникацию (А.Моль). …Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и теория коммуникативного сообщества К.- О.Апеля оказали революционизирующее воздействие на теоретическое осмысление понятия коммуникации. Впервые коммуникация, а не институты, структуры или системы были положены в основание теории социума»[122].
Н.Луман рассматривал коммуникацию как определенную характеристику общества, основание всех социальных проявлений, фактически представлял все мировое общество как социальную коммуникацию, чем внес вклад в осмысление процесса глобализации на той его стадии, когда он еще не приобрел статуса всеобщности.
В настоящее время существует целый ряд различных подходов к определению понятия «коммуникация», между собой они отличаются в зависимости от того, как в рамках определенных наук рассматривается данный термин. Коммуникация занимает одно из центральных мест в человеческой истории, а потому не случайно, что такие различные дисциплины, как антропология, искусство, образование, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению данного процесса[123].
В науке термин «коммуникация» впервые встречается в начале ХХ века, и на сегодняшний день существует множество трактовок данного понятия. Только в публикациях американских исследователей насчитывается более сотни определений этого феномена.
Так, один из основоположников американской социологии - Ч.Кули рассматривал коммуникацию как особого рода «механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени.
Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется и система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации»[124].
В философском словаре дается иная трактовка коммуникации: «Коммуникация – это категория <…> философии, обозначающая общение, при помощи которого «я» обнаруживает себя в другом»[125].
Лингвистика и семиотика также по-своему определяют коммуникацию. Один из известных специалистов по семиотике Г.Г.Почепцов рассматривает коммуникацию как «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы, в результате же, образуется обмен сигналами высокого уровня энергии (организации).[126].
Как бы не подходили ученые к трактовке термина «коммуникация», всегда обращается внимание на процессуальную основу явления. Иначе говоря, практически все определения коммуникации сходятся в том, что коммуникация – это процесс, причем процесс нелинейный и многоуровневый. Наиболее очевидно эта мысль выражена в суждении Т.Н. Персиковой. Она пишет: «Процесс коммуникации – это динамичный обмен идеями, мнениями, знаниями и информацией между людьми, происходящий на различных уровнях:
- формальном или неформальном;
- интеллектуальном или эмоциональном»[127].
«В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во-первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т.е. как определенная структура. Во-вторых - это общение, в процессе которого люли обмениваются информацией. В третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты»[128].
Известно, что в 1990 году на XXV Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Новая коммуникационная стратегия», которая обозначила необходимость мер по реализации прав граждан всех стран, независимо от уровня их технического и социального развития, на информацию и призвала все страны мирового сообщества оказать помощь слаборазвитым странам в развитии информационных технологий, информационного оснащения экономики. Таким образом, ЮНЕСКО обратил внимание мирового сообщества на большую роль информации в современном мире, на важность равенства доступа к информации как основанию для равных возможностей в социальном развитии, на все увеличивающееся значение обмена информацией в коммуникации.
Ставшая классической парадигма коммуникации, которую американский политолог Гарольд Лассуэлл сформулировал в 1948 году, основывается на содержательно-логической цепочке, касающейся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому передал, каков результат (эффект) этой передачи. В социальной коммуникации информационный компонент коммуникации остается содержательным компонентом, но появляется еще и коммуникативный аспект (межличностный, субъект-субъектный, субъект-объектный и т.д.).
При этом коммуникации, возникающие между людьми в социальной среде, по своей сути, являются коммуникациями информационными, т.е. содержат в себе разные по объему и форме информационные сообщения.
Специалисты выделяют различные модели коммуникации[129]:
- Простейшая модель коммуникации - линейная реализуется, когда источник коммуникации посылает сигнал, который принимает адресат, при отсутствии обратной связи. Когда получатель информации по своей инициативе передает обратное сообщение, превращаясь в активного участника процесса коммуникации, его действие можно рассматривать как взаимодействие, т.е. такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.
- Циркулярная коммуникация – человек одновременно и постоянно выступает как источник и как получатель информации, осуществляя непрерывный процесс коммуникации.
- Двухступенчатая (многоступенчатая) модель коммуникации основывается на идее того, что сообщение, посланное аудитории, достигает в первую очередь, наиболее авторитетного члена группы и при усвоении полученной информации аудитория основывается, прежде всего, на мнении этого наиболее влиятельного и компетентного члена группы.
Кроме того, выделяют модель социального атомизма и гомогенную.
- Гомогенная модель коммуникации базируется на идее об однородности людей как членов массы, что реализуется через их поведение (аудитория массовой коммуникации не совпадает в итоге с социальными группами и человеческими общностями, устойчиво воспроизводящимися в пределах конкретных социальных структур).
- Модель социального атомизма - «любое устойчивое взаимодействие между социальными группами или формализованными структурами может быть представлено в виде модели социального атомизма, если коммуникаторы в ней представляют собой достаточно структурированную и самостоятельную форму.
Массовые коммуникации функционируют при условии наличия[130]:
-массовой аудитории, обладающей общей ценностной ориентацией;
-социальной значимости информации, т.е. соответствии этой информации ожиданиям аудитории, что зависит от ее общественной необходимости, насыщенности необходимыми сведениями, демократичности (обращена ко всем людям без исключения), плюрализма (множественность мнений, оценок, позиций), оперативности, инновационности, активности;
-средств, поддерживающих процесс функционирования массовых коммуникаций (СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет);
-многоканальности коммуникаций и вариативности коммуникационных средств. Многоканальность массовой коммуникации осуществляется путем параллельного использования визуального, аудитивного и аудиовизуальных каналов.
Информационные коммуникации могут подразделяться по видам (рис.2.1).
Рис. 2.1.1.