Полезная табличка из Котлера
Этап выход на рынок | Этап роста | Этап зрелости | Этап упадка | |
Характеристика | ||||
Сбыт | Слабый | Быстрорастущий | Медленнорастущий | Падающий |
Прибыль | Очень низкая (ничтожная) | Максимальная | Падающая | Низкая/Нулевая |
Потребители | Новаторы | Массовый рынок | Массовый рынок | Консерваторы, отстающие |
Число конкурентов | Небольшое | Постоянно растущее | Большое | Убывающее |
Ответная реакция производителей | ||||
Основные стратегические усилия | Расширение рынка | Проникновение вглубь рынка | Отстаивание своей доли рынка | Повышение рентабельности производства |
Затраты на маркетинг (в т.ч. рекламу) | Высокие | Высокие, но несколько ниже в процентном отношении | Сокращающиеся | Низкие |
Основные усилия маркетинга, цели рекламы | Создание осведомленности о товаре | Создание предпочтения к марке | Создание приверженности к марке | Селективное воздействие |
Распределение товара | Неравномерное | Интенсивное | Интенсивное | Селективное |
Цена | Высокая | Несколько ниже | Самая низкая | Возрастающая |
Товар | Основной вариант | Усовершенствованный | Дифференцированный | Повышенной рентабельности |
Выведение. На этом этапе необходимо учитывать полную неосведомленность потребителя о новом товаре, поэтому основными целями рекламы являются:
1. Добиться известности существования товара и марки.
2. Информировать рынок о выгодах нового товара.
3. Побудить покупателей испытать новый товар.
4. Привлечь дистрибьюторов (оптовых и розничных).
Таким образом, основной акцент в целях рекламы делается на информирование покупателей и дистрибьюторов о назначении, области применения, основных характеристиках, названии нового товара. Должны быть отражены назначение, область применения, основные характеристики нового товара или услуги, с какого момента он поступает в продажу, где его можно приобрести. Реклама на этом этапе требует значительных затрат, и часто они намного превышают прибыль. Производители прибегают к раздаче бесплатных образцов нового товара.
Рост. На этом этапе уровень продаж стремительно растет. Многие покупатели начинают совершать повторные покупки. Большинство покупателей знают о товаре и марке товара (часто из рекламы на первом этапе жизненного цикла).
Основной целью рекламы является уже не простая информация о товаре, а формирование предпочтения марки товара. Цели рекламы на этапе роста:
1. Создание сильного, устойчивого образа марки товара.
2. Создание и поддерживание приверженности марке.
3. Стимулирование приобретения товара.
4. Дальнейшее повышение осведомленности покупателей.
Основной упор в рекламе делается на качество товара, его престижность и дополнительный сервис, оказываемый покупателям товара компании.
Затраты на рекламу в общем остаются постоянными, но, так как товаров продается намного больше, то они постоянно уменьшаются на единицу товара.
Появляется и растет прибыль, так как все расходы по стимулированию сбыта опускаются до нормального уровня.
На этом этапе основным видом рекламы является увещевательная реклама с элементами информационной. Целесообразно сделать акцент на качестве, престижности товара, на высоком уровне обслуживания. Иногда можно назвать цифру продаж за определенный период.
Зрелость. На этом уровне новых покупателей очень мало и сбыт состоит главным образом из повторных покупок. Этап зрелости является пиком рекламной кампании. Позиции основных конкурентов и их марки хорошо известны. Рынок не увеличивается, поэтому основной целью рекламы является недопущение уменьшения и даже рост доли рекламируемого товара на рынке.
Основной упор в рекламе делается на разнообразные скидки при приобретении товара, распродажи по сниженным ценам, дополнительный сервис и дальнейшее повышение качества.
Интенсивность рекламы должна возрастать, чтобы охватить оставшихся потенциальных потребителей. Следует вводить скидки, распродажи, долговременный сервис и другие элементы стимулирования.
Основным видом рекламы является увещевательная реклама.
Насыщение. Эта фаза не сильно отличается от предыдущей, поэтому основные цели и виды рекламы остаются те же. Но на этом этапе основной упор в рекламе делается на улучшение имиджа компании (связь с общественностью или престижная реклама) или большое снижение цены (к этому этапу технология полностью отработана, первоначальные затраты на разработку и выведение окупились). Конкуренция становится преимущественно ценовой. На этом этапе компания создает модификацию товара и рекламирует его, либо постепенно готовится к уходу с рынка и начинает уменьшать рекламу. Компания начинает использовать напоминающую рекламу. Иногда компания проводит новую рекламную кампанию для распродажи оставшихся товаров на складе перед снятием товара с производства.
Спад. На этом этапе происходит резкое снижение продаж и реклама нецелесообразна. Товар снимается с рынка. Однако если на складе осталось большое количество товаров, то компания все же рекламирует товар до полной его распродажи (иногда с очень большой скидкой).
Следует ограничиться объявлениями, которые были запланированы и размещены. В случае наличия модификации товара или услуги возможен возврат на стадию зрелости, с соответствующими этой стадии рекламными мероприятиями.
61. Оценка эффективности PR-кампании.
Виды методов оценки PR.В настоящее время нет единой классификации методов оценки эффективности PR-деятельности. Но, очень часто специалисты в области PR сходятся в некоторых методах:Эффективность PR-кампании оценивается, исходя из реализации всех поставленных на этапе планирования целей и задач. Надо учитывать, кем были поставлены эти цели — PR-менеджером, главой компании, клиентом и т.д.
Измерение и подсчет количественных показателей PR-деятельности. Проще говоря, сколько было подготовлено информационных материалов, сколько реализовано звонков, в скольких СМИ были размещены статьи и т.д. Минус - метод не учитывает качественные показатели проведенной кампании.
Подсчет «обратной связи». То есть, насколько увеличилась осведомленность аудитории о компании или товаре/услуге; удалось ли отвлечь внимание общественность от негативной информации или слухов; как изменилось общественное мнение о PR-объекте; сколько было получено откликов и т.д.
Измерение показателей дохода. Как выросли продажи, каков рост прибыли, захват новых ЦА и т.д.
На практике, сталкиваясь с проблемой оценки эффективности той или иной PR-кампании, можно применить несколько иной способ — проанализировать отдельные инструменты всей PR-кампании.
Методы по оценке эффективности инструментов PR:
Распространение пресс-релизов компании
оценка количества подготовленных и опубликованных пресс-релизов в СМИ. Можно подсчитать точный процент опубликованных пресс-релизов.
«обратная связь». Какая реакция была получена после рассылки пресс-релизов: количество комментариев журналистов, количество звонков и писем представителей целевой аудитории и т.д.;
Проведение пресс-конференций
формирование круга необходимых СМИ.
сравнение показателей «целевые СМИ» и «аккредитованные СМИ», их процентное соотношение;
сравнительный анализ показателей «аккредитованные СМИ» и «пришедшие на пресс-конференцию журналисты». Оптимально присутствие на 80-90% аккредитованных журналистов от общего числа.
подсчет количества вопросов журналистов;
анализ заданных журналистами вопросов и ответов на эти вопросы;
подсчет и анализ количества публикаций после проведенной пресс-конференции.
Корпоративные СМИ и мероприятия, специальные мероприятия - выступление руководства на конференции
Массовые опросы/анкетирование;
Публикации в СМИ.
Использование СМИ для публикаций (качественная методика)
разновидность публикации — анонс, новость, статья, обзор, аналитика и т.д.;
объем публикации — целая полоса, 1 полосы и т.д. (в кв.см.);
тираж издания; характер публикации — позитивный, нейтральный, негативный;
количество публикаций;
стоимость публикации (USD);
изучение аудитории СМИ.
Изменения во мнениях и установках вашей целевой аудитории - массовые опросы, анкетирование общественности до и после PR-кампании.
Оценка экономической составляющей PR - массовый опрос, фокус-группы, маркетинговые исследования и т .д.
Совокупность двух показателей (количественной и «неколичественной» оценки) может служить золотой серединой в измерении эффективности деятельности PR.
По мнению Нормана Стоуна, исчислению поддаются следующие показатели результативности PR:
Процентное изменение озабоченности, интереса и др. можно вычислить путем социологического опроса.
Рост числа полученных запросов.
Сокращение числа получаемых жалоб.
Частота упоминания в прессе.
Возможности видеть или слышать определенное мнение (вычисляется путем опроса).
Улучшение позиции компании на рынке по отношению к конкурентам (маркетинговое исследование).
Время, потраченное на достижение определенных позиций на рынке (занятие доли рынка).
Оценивая эффективность PR-деятельности, необходимо рассматривать ее в контексте данной конкретной кампании, учитывая при этом аудиторию, на которую она направлена, а так же применяемые PR-инструменты. Тогда оценка эффективности будет носить более объективный характер.