Правило максимизации полезности
Допустим, потребитель определенную часть своего дохода тратит на приобретение товаров X и У. Возни-
кает вопрос, на какое количество товаров X и У должен предъявить спрос покупатель, чтобы максимизировать свою полезность? Предположим, что вначале потребитель оценивает предельную полезность товара X больше, чем товара У. Тогда он начнет увеличивать потребление товара X и сокращать потребление товара У. Но согласно закону убывающей предельной полезности при увеличении потребляемого количества товара X его предельная полезность начинает снижаться, а предельная полезность товара У— увеличиваться. В конце концов, должно установиться равенство оценок предельных полезностей товаров X и У. В такой ситуации потребитель не будет тратить ни на рубль больше, чтобы приобрести дополнительное количество товара X, и ни на рубль меньше, чтобы сократить количество потребляемого товара У. Создается идеальное положение, когда человеку не выгодно потреблять одно благо вместо другого и вообще как-то менять структуру потребления. Любое изменение приведет только к ухудшению его благосостояния, т. е. покупатель склонен изменять структуру потребления, переключаясь с одного товара на другой, последовательно продвигаясь к такому состоянию, когда менять уже ничего не нужно. В этом заключается смысл второго закона Госсена. В таком состоянии достигается равенство оценок предельной полезности товаров Хи У.
Таким образом, правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребительтак должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны, быть истрачены полностью:
Отношение MU/P показывает величину предельной полезности в расчете на каждый затраченный рубль. Так, если предельная полезность от потребления второго яблока равна трем (см. табл. 5.1), то при цене единицы товара 10 руб. предельная полезность на 1 затраченный рубль равна 0,3. При рассмотрении максимизации благ для потребителя мы не можем сравнивать абсолютные величины предельных полезностей различных товаров, так как цена у них разная. Например, нельзя сравнить предельную полезность первой машины и •первой кофеварки. Однако же предельные полезности в расчете на 1 рубль сравнить можно. Что же произойдет, если цена товара X уменьшится? Здесь мы снова сталкиваемся с эффектами замещения и дохода:
1. После того, как цена товара X уменьшилась, каждый рубль, затраченный на приобретение товара X, стал приносить большую предельную полезность, чем рубль, затраченный на товар У:
Это означает, что для того чтобы достигнуть равновесия, необходимо переключать расходы с товара Уна товар X, т. е. будет происходить замещение товара У более дешевым товаром X.
2. В случае снижения цены товара X реальный доход потребителя увеличивается. Реальный доход — это общая сумма благ, которую можно приобрести на номинальный доход, т. е. выраженный в деньгах. Общая сумма благ увеличится за счет дополнительного приобретения товаров X и У. Максимизация полезности будет уже при другом наборе товаров X и У, когда деньги (доход) будут истрачены полностью.
С проблемой выбора, какие товары следует купить на свой ограниченный доход, а от каких товаров следует отказаться, потребитель сталкивается всякий раз, когда формирует свою потребительскую корзину. Максимальная полезность достигается при выборе такой потребительской корзины, которая, во-первых, удовлетворяет бюджетному ограничению и, во-вторых, содержит такое количество товаров, при котором отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров.
--------------------------
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
Теория предельной полезности позволяет понять, как возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек. Потребительский излишек представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому от покупки первых он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов заплатить 150 руб. за 1 кг говядины, но платит НО руб. Сэкономленные 40 руб. представляют его потребительский излишек. Если слои жить потребительские излишки всех покупателей, то получим совокупный потребительский излишек.
Концепция потребительского излишка применяется для определения выгоды, получаемой людьми при покупке товаров, выраженной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение потребительского излишка является приближенным показателем, он оказывается очень полезным для практических целей.