Глава 5. теория потребительского поведения
Глава 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
8 данной главе мы продолжим изучение теории спроса: построим экономическую модель потребительского поведения, которая объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют спрос на товары и услуги.
Потребительское поведение объясняется как с помощью теории предельной полезности, так и на основе теории потребительского выбора. Однако, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой, что мы и сделаем в конце данной главы. При рассмотрении поведения потребителя на рынке предполагается, что потребитель.*— человек разумный, он пытается так распределить свой денежный доход, чтобы получить максимум совокупной полезности. Мы предполагаем также, что потребитель ведет себя рационально, и он хотя бы примерно представляет себе, какое именно удовольствие он получает от каждой последующей единицы потребляемого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетное ограничение, поэтому ему приходится формировать такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его материальным возможностям и в то же время приносила максимум совокупной полезности. Сначала рассмотрим поведение потребителя на рынке с точки зрения теории предельной полезности, а затем — исходя из положений теории потребительского выбора.
Глава 5. Теория потребительского поведения
ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
ПОНЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ » И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Полезность
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
Теория предельной полезности позволяет понять, как возникает дополнительная выгода, получаемая потребителем при покупке товаров, или потребительский излишек. Потребительский излишек представляет собой разницу между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той ценой, которую он действительно платит при покупке. Каждая единица товара, приобретенная потребителем, стоит столько же, сколько и последняя единица. Но согласно закону убывающей предельной полезности первые единицы товара потребитель ценит больше, чем последние. Поэтому от покупки первых он получает дополнительную выгоду. Когда эта дополнительная выгода становится равной нулю, потребитель перестает покупать товар. Например, человек готов заплатить 150 руб. за 1 кг говядины, но платит НО руб. Сэкономленные 40 руб. представляют его потребительский излишек. Если слои жить потребительские излишки всех покупателей, то получим совокупный потребительский излишек.
Концепция потребительского излишка применяется для определения выгоды, получаемой людьми при покупке товаров, выраженной в денежных единицах. Несмотря на то, что изменение потребительского излишка является приближенным показателем, он оказывается очень полезным для практических целей.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ И ПАРАДОКС
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ В ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ
В теории поведения потребителей принимается во внимание и экономическая ценность времени. Время представляет собой ценный экономический ресурс. За один час работы человек в состоянии заработать 300, 400, 600 руб. и больше в зависимости от своего образования, квалификации, умения и пр. Но, затратив этот час на отдых или потребление, человек несет убытки в виде потерянного дохода; он жертвует 300, 400, 600 руб. и более, которые мог бы заработать за это время. Поэтому потребитель, оценивая предельные полезности потребляемых товаров, должен учитывать и ценность времени, необходимого для потребления этих товаров: знаменатели в правиле максимизации полезности должны включать не просто рыночную цену, а рыночную цену плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление. Например, потребитель выбирает между покупкой билета на футбол и покупкой билета в театр. Рыночная цена билета на футбол равна 300 руб., а билета в театр — 500 руб. Если предположить, что пре-
Глава 5. Теория потребительского поведения
дельные полезности последующих посещений футбола и театра одинаковы, то потребителю следует больше ходить на футбол, чем в театр. Но игра в футбол занимает больше времени, чем поход в театр. Предположим, чтобы сходить на футбол, потребитель затрачивает 4 ч, а в театр — 2 ч. Тогда, при ценности времени для потребителя 300 руб. в час, «полная цена» посещения футбола составит 300 + + 300 ■ 4 = 1500 руб., а посещения театра — 500 + 300 ■ 2 = 1100 руб., т. е. в действительности «полная цена» билета в театр ниже «полной цены» билета на футбол. И с учетом фактора времени потребителю разумнее ходить в театр, чем на футбол.
Учет ценности времени позволяет понять конкретные наблюдаемые нами явления в реальной жизни. Например, почему неработающий пенсионер, для которого время имеет низкую ценность, может тратить несколько часов в день в поисках более дешевых товаров, при этом ездить из одного конца города в другой, а управляющий банком, который ценит свое время гораздо выше, зайдет в ближайший супермаркет и купит там нужные ему товары. Здесь, конечно, надо учитывать и разницу в доходах пенсионера и управляющего банком. Время на рынке труда ценится тем выше, чем выше уровень получаемого дохода.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Анализ возможностей потребителя проводится с помощью линии бюджетного ограничения. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти товары. Например, товар X покупается по цене Рx , а товар У — по цене Рy. На покупку этих товаров потребитель тратит фиксированный доход I. Тогда уравнение бюджетного ограничения имеет вид:
Мы видим, что зависимость здесь линейная, следовательно, линия бюджетного ограничения на графике имеет вид прямой и ее можно построить по двум точкам. Начальная ордината равна I/P , а угловой коэффициент (PJP) отрицательный и равен отношению цены товара X к цене товара У. Расположение линии бюджетного ограничения зависит от величины дохода потребителя и изменения цен:
а) если доход потребителя увеличится, то, следовательно, увеличится количество наборов товаров, доступных покупателю, и линия бюджетного ограничения сдвинется вправо (рис. 5.3). И, наоборот, при уменьшении денежного дохода количество доступных наборов товаров снизится, и линия бюджетного ограничения сдвинется влево;
б) снижение цен товаров X и У сместит линию бюджетного ограничения вправо (так как это эквивалентно увеличению дохода), а рост цен сдвинет линию бюджетного ограничения влево;
в) снижение цены товара X (при неизменной цене товара Y) приведет к тому, что имея прежний доход, можно купить больше товара X. нижняя часть линии бюджетного ограничения сдвинется вправо (см. рис. 5.3);
г) снижение цены товара К(при неизменной цене товара X) сдвинет верхнюю часть линии бюджетного ограничения вверх, так как на прежний доход можно будет купить больше товара Г(см. рис. 5.3).
Итак, мы видим, что линия бюджетного ограничения отражает объективные рыночные характеристики (доход и цены). Но существуют еще и субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя. Этими факторами являются различные вкусы потребителей и их предпочтения, которые анализируются при помощи кривых безразличия.
-------------------------------------------- Потребительские предпочтения
КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯмы можем представить графичес-И ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ЗАМЕНЫки, используя кривые безразли-
-------------------------------------------- чия. Кривая безразличия — это
линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность, т. е. потребителю безразлично, какой набор товаров (X и У) выбрать. Допустим, потребитель безразлично относится к наборам Л, В, С, D, составленным из определенного количества персиков и яблок, так как общая полезность этих наборов для него одинакова (табл. 5.2):
Таблица 5.2 Таблица безразличия
Таблица 5.2 Таблица безразличия
В 6 4
С 4 6
D 3 8
По данным таблицы безразличия построим кривую безразличия (рис. 5.4).
Каждая точка на этой кривой (at) представляет набор фруктов, общая полезность которых для потребителя одинакова. Но если мы увеличим количество персиков и яблок (а наш потребитель большее количество благ предпочитает меньшему), то перейдем на дру-
гую кривую безразличия, которая будет расположена дальше от начала координат (а2). И любой набор фруктов, находящийся на этой кривой, будет лучше, чем любой их набор на кривой av так как общая полезность от потребления этих наборов увеличится. В своей совокупности все кривые безразличия представляют собой карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия обеспечивает ранжирование наборов потребительских товаров, т. е. распределяет наборы по порядку: от наиболее предпочтительных до наименее предпочтительных, но не указывает, насколько один набор предпочтительнее другого (нельзя, например, утверждать, что потребитель, купивший набор товаров, отобранных на кривой ау в два раза довольнее того, который купил набор товаров, отобранных на кривой а,). На графике все кривые, расположенные выше а, (например, а2), находятся в зоне улучшения благосостояния потребителя, а кривые, расположенные ниже а{ (например, а3) — в зоне ухудшения его материального положения.
Таблица безразличия и кривая безразличия ах показывают, каким количеством персиков потребитель готов пожертвовать ради приобретения двух дополнительных яблок. Вначале, чтобы получить два дополнительных яблока, он готов пожертвовать шестью персиками, для получения следующих двух яблок покупатель готов отказаться уже от двух персиков, а для получения еще двух яблок он откажется только от одного персика. Итак, мы видим, что по мере движения вниз по кривой безразличия а, покупатель готов отказаться от все меньшего
количества персиков. Поэтому кривая безразличия имеет выпуклую форму, т. е. вогнута вовнутрь, что отражает тот факт, что потребители получают все меньше удовольствия по мере потребления все большего количества товара.
Количество товара У, которое потребитель согласен потерять с тем, чтобы получить дополнительную единицу товара X и оказаться на том же уровне полезности, называется предельной нормой замены (MRS) товара У товаром X.
Знак «минус» вводится для того, чтобы предельная норма замены одного товара другим товаром была величиной положительной, так как числитель будет всегда отрицательным. В нашем случае, отказавшись от шести персиков ради двух дополнительных яблок, предельная норма замены персиков яблоками равна трем (6/2); в случае отказа от двух персиков ради двух яблок норма замены будет равна единице (2/2); а в случае отказа от одного персика ради следующих двух яблок предельная норма замены равна 1/2, т. е. только половину персика согласен отдать потребитель ради одного дополнительного яблока. Величину предельной нормы замены одного товара другим товаром отражает наклон кривой безразличия: проведем касательную к точке Л на кривой безразличия (см. рис. 5.4), тогда tg α = — AQy/Qx, что и является предельной нормой замещения, которая уменьшается по мере продвижения вниз вдоль кривой безразличия. Но бывают случаи, когда предельная норма замены одного товара другим товаром не снижается:
1. Что касается взаимозаменяемых товаров, то потребитель в равной степени будет жертвовать определенным количеством товара У для приобретения одного дополнительного товара X (говядина — свинина, сливочное масло — маргарин и т. д.), предельная норма замены будет величиной постоянной и кривая безразличия примет вид прямой линии (рис. 5.5, а).
2. В отношении взаимодополняемых товаров, когда потребление одного товара не возможно без другого (молоток и гвозди, теннисные ракетка и мячик и т. д.), предельная норма замены будет равна нулю, а кривая безразличия будет иметь прямоугольную форму (рис. 5.5, 6).
Щ Вопросы для повторения
1. Каковы основные предпосылки теории потребительского поведения?
2. Чем отличаются кардиналистская и ординалистская теории потребительского поведения?
3. Объясните различие между предельной и совокупной полезностью. Как они связаны между собой?
4. В чем сущность закона убывающей предельной полезности? Объясните механизм его действия.
5. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности. Что означает равенство оценок предельных полезностей товаров?
6. Объясните, в чем состоит эффект замещения и эффект дохода с точки зрения теории предельной полезности.
7. Что такое потребительский излишек и как он возникает?
8. В чем состоит парадокс противоречия между предельной и общей полезностью?
9. Как в теории потребительского поведения учитывается временной аспект?
10. Каков экономический смысл теории потребительского выбора? В чем состоит задача анализа?
11. Что показывает линия бюджетного ограничения? Как она зависит от дохода и цены товаров? Чему равен наклон линии бюджетного ограничения?
12. Что такое кривая безразличия? В каких случаях кривая безразличия имеет линейную и прямоугольную формы?
13. Что представляет собой карта кривых безразличия?
14. Чему равна предельная норма замены одного товара другим?
15. Сформулируйте правило максимизации полезности с точки зрения теории потребительского выбора.
16. Какая существует взаимосвязь между теорией предельной полезности и теорией потребительского выбора?
•Л
Глава 5. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
8 данной главе мы продолжим изучение теории спроса: построим экономическую модель потребительского поведения, которая объясняет, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют спрос на товары и услуги.
Потребительское поведение объясняется как с помощью теории предельной полезности, так и на основе теории потребительского выбора. Однако, несмотря на два разных подхода, результат оказывается одинаковым: из правила максимизации полезности одной теории можно вывести правило максимизации полезности другой, что мы и сделаем в конце данной главы. При рассмотрении поведения потребителя на рынке предполагается, что потребитель.*— человек разумный, он пытается так распределить свой денежный доход, чтобы получить максимум совокупной полезности. Мы предполагаем также, что потребитель ведет себя рационально, и он хотя бы примерно представляет себе, какое именно удовольствие он получает от каждой последующей единицы потребляемого товара. Кроме того, типичный потребитель испытывает бюджетное ограничение, поэтому ему приходится формировать такую потребительскую корзину, которая бы соответствовала его материальным возможностям и в то же время приносила максимум совокупной полезности. Сначала рассмотрим поведение потребителя на рынке с точки зрения теории предельной полезности, а затем — исходя из положений теории потребительского выбора.
Глава 5. Теория потребительского поведения