Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена
Условная количественная единица измерения полезности благ, используется для оценки последовательного приращения суммарной, т.е. общей, совокупной полезности покупок.
Последовательно покупая все большее количество экономических благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется суммарной, общей, совокупной полезностью — ТU ( от англ. — tota1
utility).
По мере достижения некоего максимума насыщения потребности данным благом его полезность для покупателя начинает снижаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Применительно к каждой единице покупок существует некий предел, достигая которого значимость полезных свойств одних и тех же покупок начинает снижаться, убывает.
Впервые особенность процесса насыщения субъективных потребностей людей в экономических благах доказал Г. Госсен (1854). Открытые и доказанные им особенности данного субъективного процесса в сфере товарных покупок получило название первого закона Госсена, или закона убывающей предельной полезности благ.
Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Этот гипотетический измеритель в теориях кардинализма выступает своеобразным критерием субъективно определяемой потребителем ценности полезных свойств экономических благ. Принято считать, что в количественном выражении это величина полезного эффекта для потребителя от осуществленной им покупки дополнительной единицы одного и того же блага. Величина этого полезного эффекта может быть ничтожно мала, но ее наличие увеличивает общую, суммарную полезность покупок данного блага.
Стремление покупателя к приращению полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовлетворяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответствующий полезный эффект. Ведь суммарный полезный эффект от потребления двух, или трех, или четырех и более единиц товара выше, чем от одной единицы товара, имеющего необходимые покупателю потребительские свойства.
Однако, как уже отмечалось, при возрастании суммарного эффекта полезности одновременно происходит также неуклонное убывание предельной полезности каждой последующей дополнительной единицы одноименного блага. Классический пример: утоление жажды и удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второго, третьего..., наконец, в дальнейшем потреблении воды просто нет надобности.
Таким образом, суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере приращения суммарного полезного эффекта от потребления блага неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Закон убывающей предельной полезности можно представить в виде таблицы с условным числовым примером.
Таблица Пример убывающей предельной полезности благ
Количество благ, единиц | Суммарный полезный эффект, в приведенных единицах | Предельная полезность благ, в приведенных единицах |
— | — | |
Приращение количества экономических благ (см. первую колонку таблицы) от 0 до 5 единиц сопровождается увеличением суммарного полезного эффекта (вторая колонка). Однако значения предельной полезности каждой дополнительной единицы приращения благ (третья колонка) неуклонно снижаются и при достижении 5-й единицы равняются нулю. Предельная полезность благ определяется как разность величин последующего и предыдущего числового значения суммарного полезного эффекта, показанного в нашем примере во второй колонке таблицы. При нулевой предельной полезности блага (в нашем примере это 5 единица) его дальнейшее приращение экономически нецелесообразно.
Закон убывающей предельной полезности, представленный в таблице, может быть записан в виде функции общей полезности:
TU= F(Q1,Q2,...Q5),
где ТU — суммарный полезный эффект;
Q1,Q2,...Q5 — блага от 1 до 5, потребляемые покупателем.
В простейшей математической интерпретации предельная полезность — это частная производная от общей суммарной полезности последовательно приобретаемых благ. Применительно к данному примеру она имеет вид:
MU(Q1,Q2,...Q5)=TU/(Q1,Q2,...Q5),
где возрастание суммарного полезного эффекта в процессе приращения благ имеет вид убывающей функции.
Первый закон Госсена, или закон убывающей предельной полезности благ, может быть показан также на графике. Рост суммарного полезного эффекта постепенно убывает и прекращается в интервале от 4 до 5 единицы приращения, где достигнутый суммарный эффект в 10 единиц не изменяется, что делает экономически бессмысленным и неэффективным процесс дальнейших покупок данного блага.
Функция суммарного полезного эффекта
Функция убывающей предельной полезности
Функция убывающей предельной полезности
Рис. иллюстрирует функцию убывающей предельной полезности каждой дополнительной единицы приращения от 0 до 5 единиц. Динамика и темп этого убывания являются зеркальным отражением функции суммарного полезного эффекта: каждая последующая единица блага, дающая его приращение, выражается соответствующим убыванием предельной полезности этого приращения.
Второй закон Госсена — это интерпретация потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем предельной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще — М, в частности, денежный доход потребителя, его личный бюджет, направляемый на закупку благ индивидуального пользования. Цены потребительских благ — это внешнее и наиболее общее денежное выражение содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая единица измерения этой полезности — ютиль — обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых ценой. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, он свободен в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутствуют, единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок. Ограниченность денег, дохода, личного бюджета, позволяет (и вынуждает) гипотетические ютили полезного эффекта любого товара представить в денежном выражении, адекватном размерам собственных денежных возможностей для покупок. Именно по этой причине потребитель всегда сопоставляет не только полезные эффекты покупаемых товаров, но и сравнивает их с полезностью собственных денег. Это можно представить следующим образом:
МU1 /Р1=МU2 /Р2=Мип/Рп=λ
где МU1... Мип — предельная полезность покупаемых благ;
Р1... Рп — цена покупаемых благ;
λ(лямбда) — предельная полезность денег.
Потребительские предпочтения и предельная полезность
Потребительский выбор — процесс принятия решения о приобретении покупателем альтернативных благ и услуг с целью максимального удовлетворения своих потребностей.
Характеристики потребителя:
- формирует спрос на те или иные блага или услуги;
- индивидуален, имеет свои потребности, запросы, предпочтения. Его поведение, как правило, не зависит от предпочтений другого потребителя;
- имеет безграничные потребности и ограниченные возможности;
- оказывается в условиях экономического выбора при ограниченных возможностях приобретения экономических благ;
- стремится получить максимальную полезность от приобретения экономических благ.
В процессе принятия решений покупатели ведут себя по-разному.
Потребительское поведение — это совокупность осознанных действий потребителя в процессе выбора и покупки благ, направленных на максимальное удовлетворение потребностей. Потребительское поведение является составной частью изучения спроса населения. Результатом изучения поведения потребителей должно быть максимальное приближение количества и качества благ к запросам потребителей.
Потребительское предпочтение — выбор потребителем одного экономического блага в пользу другого. В основе потребительского предпочтения лежит полезность, которую получит потребитель от этого экономического блага.
Полезность — степень удовлетворения потребителя от использования приобретенного блага. Особенностью полезности служит то, что ее нельзя измерить, однозначно оценить. Полезность определяется индивидуальными предпочтениями каждого конкретного потребителя. Один и тот же товар может иметь разную полезность для двух разных потребителей. Каждый потребитель стремится максимизировать общее количество полезности. В стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на величину предельной полезности.
Предельная полезность — это полезность от потребления, от дополнительной единицы экономического блага. Совокупная полезность — сумма предельных полезностей всех единиц данного товара.
Закон убывающей предельной полезности, сформулированный английским экономистом А. Маршаллом (1842—1924): по мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Этот закон следует из естественного насыщения человека тем, чего ему не хватало. А когда человек удовлетворит одну потребность, то у него возникают другие.
Потребительские предпочтения отражают кривые безразличия и карта кривых безразличия. Кривая безразличия — это линия, показывающая различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой взять. Карта безразличия — набор кривых безразличия, где каждая кривая, находящаяся выше, чем исходная, более предпочтительна (см. рис.).
Рис. Карта кривых безразличия
Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
Свойства кривых безразличия заключаются в следующем:
- кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Точка А предпочтительнее, чем С, так как дает больше товаров X и Y (чем больше, тем лучше, по предположению);
- кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары X, Y). Это отражает тот факт, что потребитель получает удовлетворение от обоих товаров при условии, что если он увеличивает потребление одного товара, то должен отказаться от некоторого количества другого.
Предельная норма замещения товаром X товара Y (MRSXY) — это количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара X на одну единицу, с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:
Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия.
Бюджетная линия (NM) — это линия, показывающая комбинацию двух благ, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода и данных ценах (рис.).
Рис. Бюджетная линия
Свойства бюджетной линии заключаются в следующем:
-любая точка на бюджетной линии, за исключением двух крайних случаев, характеризует комбинацию двух благ, которую может приобрести потребитель на свой доход при определенных ценах на эти блага;
- при изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо — при росте дохода или влево — при уменьшении дохода;
- при изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может купить больше (меньше) товара X (У);
- можно потратить весь доход на приобретение только одного товара, при этом придется отказаться от приобретения другого блага;
- точки, расположенные ниже бюджетной линии, доступны для потребителя, но при этом он не сможет извлечь максимум полезности из своего дохода.
Точки выше бюджетной линии обладают большей предпочтительностью для потребителя, но при ограниченном доходе такие комбинации товара просто недоступны. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии, точке касания бюджетной линии (D) и кривой безразличия (рис.).