Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена

Условная количественная единица измерения полезности благ, используется для оценки последовательного приращения суммарной, т.е. общей, совокупной полезности покупок.

Последовательно покупая все большее количество экономиче­ских благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется сум­марной, общей, совокупной полезностью — ТU ( от англ. — tota1

utility).

По мере достижения некоего максимума насыщения потребно­сти данным благом его полезность для покупателя начинает сни­жаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная еди­ница последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Примени­тельно к каждой единице покупок существует некий предел, дости­гая которого значимость полезных свойств одних и тех же покупок начинает снижаться, убывает.

Впервые особенность процесса насыщения субъективных по­требностей людей в экономических благах доказал Г. Госсен (1854). Открытые и доказанные им особенности данного субъективного процесса в сфере товарных покупок получило название первого за­кона Госсена, или закона убывающей предельной полезности благ.

Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование допол­нительной единицы данного блага. Этот гипотетический измеритель в теориях кардинализма выступает своеобразным критерием субъек­тивно определяемой потребителем ценности полезных свойств эко­номических благ. Принято считать, что в количественном выраже­нии это величина полезного эффекта для потребителя от осуществ­ленной им покупки дополнительной единицы одного и того же блага. Величина этого полезного эффекта может быть ничтожно ма­ла, но ее наличие увеличивает общую, суммарную полезность поку­пок данного блага.

Стремление покупателя к приращению полезности выражается в дополнительных покупках экономических благ, которые удовле­творяют запросы и потребности, а следовательно, приносят соответ­ствующий полезный эффект. Ведь суммарный полезный эффект от потребления двух, или трех, или четырех и более единиц товара вы­ше, чем от одной единицы товара, имеющего необходимые покупа­телю потребительские свойства.

Однако, как уже отмечалось, при возрастании суммарного эф­фекта полезности одновременно происходит также неуклонное убы­вание предельной полезности каждой последующей дополнительной единицы одноименного блага. Классический пример: утоление жаж­ды и удовлетворение от первого стакана воды большее, чем от второ­го, третьего..., наконец, в дальнейшем потреблении воды просто нет надобности.

Таким образом, суть экономического закона убывающей пре­дельной полезности состоит в том, что по мере приращения суммар­ного полезного эффекта от потребления блага неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого прира­щения. Закон убывающей предельной полезности можно предста­вить в виде таблицы с условным числовым примером.

Таблица Пример убывающей предельной полезности благ

Количество благ, единиц Суммарный полезный эффект, в приведенных единицах Предельная полезность благ, в приведенных единицах

Приращение количества экономических благ (см. первую колон­ку таблицы) от 0 до 5 единиц сопровождается увеличением суммар­ного полезного эффекта (вторая колонка). Однако значения пре­дельной полезности каждой дополнительной единицы приращения благ (третья колонка) неуклонно снижаются и при достижении 5-й единицы равняются нулю. Предельная полезность благ опреде­ляется как разность величин последующего и предыдущего числово­го значения суммарного полезного эффекта, показанного в нашем примере во второй колонке таблицы. При нулевой предельной по­лезности блага (в нашем примере это 5 единица) его дальнейшее приращение экономически нецелесообразно.

Закон убывающей предельной полезности, представленный в таблице, может быть записан в виде функции общей полезности:

TU= F(Q1,Q2,...Q5),

где ТU — суммарный полезный эффект;

Q1,Q2,...Q5 — блага от 1 до 5, потребляемые покупателем.

В простейшей математической интерпретации предельная полез­ность — это частная производная от общей суммарной полезности последовательно приобретаемых благ. Применительно к данному примеру она имеет вид:

MU(Q1,Q2,...Q5)=TU/(Q1,Q2,...Q5),

где возрастание суммарного полезного эффекта в процессе прира­щения благ имеет вид убывающей функции.

Первый закон Госсена, или закон убывающей предельной полез­ности благ, может быть показан также на графике. Рост суммарного полезного эффекта постепенно убывает и прекращается в интервале от 4 до 5 единицы приращения, где достигнутый суммарный эффект в 10 единиц не изменяется, что делает экономически бессмыслен­ным и неэффективным процесс дальнейших покупок данного блага.

Функция суммарного полезного эффекта

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена - student2.ru

Функция убывающей предельной полезности

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена - student2.ru

Функция убывающей предельной полезности

Рис. иллюстрирует функцию убывающей предельной полезно­сти каждой дополнительной единицы приращения от 0 до 5 единиц. Динамика и темп этого убывания являются зеркальным отражением функции суммарного полезного эффекта: каждая последующая еди­ница блага, дающая его приращение, выражается соответствующим убыванием предельной полезности этого приращения.

Второй закон Госсена — это интерпретация потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем предель­ной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще — М, в ча­стности, денежный доход потребителя, его личный бюджет, направ­ляемый на закупку благ индивидуального пользования. Цены потре­бительских благ — это внешнее и наиболее общее денежное выраже­ние содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая едини­ца измерения этой полезности — ютиль — обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых це­ной. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, он свобо­ден в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутству­ют, единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок. Ограниченность денег, дохода, личного бюджета, позволяет (и вынуждает) гипотетические ютили полезного эффекта любого то­вара представить в денежном выражении, адекватном размерам соб­ственных денежных возможностей для покупок. Именно по этой при­чине потребитель всегда сопоставляет не только полезные эффекты покупаемых товаров, но и сравнивает их с полезностью собственных денег. Это можно представить следующим образом:

МU11=МU22ипп

где МU1... Мип — предельная полезность покупаемых благ;

Р1... Рп — цена покупаемых благ;

λ(лямбда) — предельная полезность денег.

Потребительские предпочтения и предельная полезность

Потребительский выбор — процесс принятия решения о приобретении покупателем альтернативных благ и услуг с целью максимального удовлетворения своих потребностей.

Характеристики потребителя:

- формирует спрос на те или иные блага или услуги;

- индивидуален, имеет свои потребности, запросы, предпочтения. Его поведение, как правило, не зависит от предпочтений другого потребителя;

- имеет безграничные потребности и ограниченные возможности;

- оказывается в условиях экономического выбора при ограниченных возможностях приобретения экономических благ;

- стремится получить максимальную полезность от приобретения экономических благ.

В процессе принятия решений покупатели ведут себя по-разному.

Потребительское поведение — это совокупность осознанных действий потребителя в процессе выбора и покупки благ, направленных на максимальное удовлетворение потребностей. Потребительское поведение является составной частью изучения спроса населения. Результатом изучения поведения потребителей должно быть максимальное приближение количества и качества благ к запросам потребителей.

Потребительское предпочтение — выбор потребителем одного экономического блага в пользу другого. В основе потребительского предпочтения лежит полезность, которую получит потребитель от этого экономиче­ского блага.

Полезность — степень удовлетворения потребителя от использования приобретенного блага. Особенностью полезности служит то, что ее нельзя измерить, однозначно оценить. Полезность определяется индивидуальными предпочтениями каждого конкретного потребителя. Один и тот же товар может иметь разную полезность для двух разных потребителей. Каждый потребитель стремится максимизировать общее количество полезности. В стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноименного товара совокупная полезность прирастает на величину предельной полезности.

Предельная полезность — это полезность от потребления, от дополнительной единицы экономического блага. Совокупная полезность — сумма предельных полезностей всех единиц данного товара.

Закон убывающей предельной полезности, сформулированный английским экономистом А. Маршаллом (1842—1924): по мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Этот закон следует из естественного насыщения человека тем, чего ему не хватало. А когда человек удовлетворит одну потребность, то у него возникают другие.

Потребительские предпочтения отражают кривые безразличия и карта кривых безразличия. Кривая безразличия — это линия, показывающая различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой взять. Карта безразличия — набор кривых безразличия, где каждая кривая, находящаяся выше, чем исходная, более предпочтительна (см. рис.).

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена - student2.ru

Рис. Карта кривых безразличия

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Свойства кривых безразличия заключаются в следующем:

- кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Точка А предпочтительнее, чем С, так как дает больше товаров X и Y (чем больше, тем лучше, по предположению);

- кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары X, Y). Это отражает тот факт, что потребитель получает удовлетворение от обоих товаров при условии, что если он увеличивает потребление одного товара, то должен отказаться от некоторого количества другого.

Предельная норма замещения товаром X товара Y (MRSXY) — это количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара X на одну единицу, с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена - student2.ru

Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия.

Бюджетная линия (NM) — это линия, показывающая комбинацию двух благ, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода и данных ценах (рис.).

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена - student2.ru

Рис. Бюджетная линия

Свойства бюджетной линии заключаются в следующем:

-любая точка на бюджетной линии, за исключением двух крайних случаев, характеризует комбинацию двух благ, которую может приобрести потребитель на свой доход при определенных ценах на эти блага;

- при изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо — при росте дохода или влево — при уменьшении дохода;

- при изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может купить больше (меньше) товара X (У);

- можно потратить весь доход на приобретение только одного товара, при этом придется отказаться от приобретения другого блага;

- точки, расположенные ниже бюджетной линии, доступны для потребителя, но при этом он не сможет извлечь максимум полезности из своего дохода.

Точки выше бюджетной линии обладают большей предпочтительностью для потребителя, но при ограниченном доходе такие комбинации товара просто недоступны. Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии, точке касания бюджетной линии (D) и кривой безразличия (рис.).

Наши рекомендации