Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.
Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.
Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.
Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а также предложения по такому неценовому фактору, как доходы населения.
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.
В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.
Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.
Расчет коэффициента эластичности имеет вид:
Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %
Варианты эластичности спроса
— спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;
— спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;
— спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.
Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.
Рис. Варианты эластичности спроса:
кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.
Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы.
Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увеличению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на изменение их цены можно определять также и в случае повышения цен.
В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняется 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.
В строго математическом смысле коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то есть знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе изменяющейся торговой выручки в денежном выражении, то знак «минус» здесь не имеет принципиального значения.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены товара в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент снижения цены, так что торговая выручка возрастает. Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реакции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерческой практике для выявления возможностей ускорения товарооборота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.
Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.
Кривая безразличия свойства
Ординалистский принцип потребительских предпочтений иллюстрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соответствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.
Таким образом, кривая безразличия — это графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора благ. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать.
Представим себе четыре таких варианта, включающих товарный набор X (одежда) и набор У (продукты), из которых покупатель осуществляет свой выбор. Они различаются лишь сочетанием, т.е. комбинацией одних и тех же товаров, делающих эти наборы во всех вариантах равноценными.
Варианты наборов благ в различной комбинации (продукты и одежда)
Варианты, набора | Продукты, (единиц) | Одежда, (единиц) |
А | ||
В | ||
С | ||
д |
Предпочтения субъективны и некоторые неравенства в одних вариантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее количество одного блага вполне компенсируется большим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени. Все варианты могут быть изображены на графике, формируя соответствующую кривую безразличия, (см. рис. 17).
У, продукты
Рис. Кривая безразличия: точки А, В, С, Д — варианты набора благ
Любая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется
предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)
при U = const.
MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;
Qx, Qy — количества взаимозамещаемых благ X и У;
Рх, Ру — цены взаимозамещаемых благ;
U = const — фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.
Предельную норму замещения чаще всего обосновывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, как видно из рис., приведенного чуть выше, кривая безразличия имеет отрицательный наклон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечисленные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.
Так, нисходящий вид кривой безразличия отражает величину MRS предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.
Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат графика означает, что предельная норма замещения неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная линия) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.
При совершенно дополняемых друг друга благах кривая безразличия приняла бы вид прямых углов (пример таких благ — пара перчаток, или пара обуви, которые предназначены только для правой и левой конечностей человека и не могут быть взаимно заменяемыми).
Отрицательный наклон кривой безразличия, как и выпуклость ее к началу координат графика означает, что предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Числовая величина MRS всегда со знаком «минус» поскольку, для получения большего количества благ, при сохранении достигнутого уровня благосостояния покупатель сокращает потребление другого блага. Однако для общей характеристики MRS обычно принимается во внимание лишь ее абсолютное значение (модуль числового значения). Предельная норма замещения одного блага другим уменьшается по мере движения вдоль кривой безразличия по ее ниспадающему наклону слева направо.
Эластичность спроса: виды, графические построения, факторы ее определяющие.
Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.
Или: как изменится спрос (или предложение) на рынке бытовой техники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год? На этот вопрос можно ответить, определив эластичность спроса, а также предложения по такому неценовому фактору, как доходы населения.
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.
В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.
Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.
Расчет коэффициента эластичности имеет вид:
Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %
Варианты эластичности спроса
— спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении цены объем продаж возрастает более чем на 1%;
— спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;
— спрос неэластичный, если однопроцентное снижение цены вызывает увеличение продаж менее чем на 1%.
Могут иметь место варианты бесконечно эластичного и абсолютно неэластичного спроса.
Рис. Варианты эластичности спроса:
кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.
Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе коэффициент эластичности больше единицы.
Например, если снижение цены товара на 1% приводит к увеличению продаж лишь на 0,5%, то коэффициент эластичности спроса равен 0,5. Эластичность как степень реакции продаж товаров на изменение их цены можно определять также и в случае повышения цен.
В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняется 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.
В строго математическом смысле коэффициент эластичности имеет отрицательное значение, то есть знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе изменяющейся торговой выручки в денежном выражении, то знак «минус» здесь не имеет принципиального значения.
При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены товара в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.
В случае эластичного спроса, коэффициент которого больше единицы, увеличение процента продаж превышает процент снижения цены, так что торговая выручка возрастает. Измерение коэффициента эластичности спроса и степени реакции продаж на то или иное движение цены необходимо в коммерческой практике для выявления возможностей ускорения товарооборота и снижения издержек обращения. Оценка эластичности спроса требуется в случаях, когда необходимо ускорить продажу устаревших товаров, освободить складские помещения, обновить ассортимент товаров, при этом максимально точно рассчитав чистые издержки (убытки) и установив возможные потери в торговой выручке.
Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.