Вопрос 48. Межличностные отношения
Межли́чностные (челове́ческие) отноше́ния — совокупность взаимодействиймежду индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а такжеязыкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических,политических и т. д.).
Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие каксело), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.
]Классификация межличностных отношений
- Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
- Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения.
Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией(внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежитвзаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;
2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго
до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной
категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба
ми»);
5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о
нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола
гаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Вопрос 2 и 3. Мотивация
Проявление мотива – есть сигнал о необходимости действий с целью удовлетворения потребности.
Потребность – внутренний дефицит, который активизирует поведение. Потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности.
Мотивы могут быть:
- первичными – врожденные мотивы, основанные на биологических потребностях;
- стимулирующие – врожденные потребности к стимуляции и информации;
- вторичные – мотивы, основанные на приобретенных потребностях, драйвах и целях.
Драйв – психологическое выражение внутренних потребностей или целей, представляющих ценность для человека: голод, жажда, стремление к успеху и т.д.
Драйвы встречаются трех видов:
- эпизодические, возникающие в отдельных случаях;
- негомеостатические, относительно независимые от состояния потребностей тела;
- стимулирующие, основанные на потребности в исследовании, манипуляции, любопытстве и стимуляции.
Многие мотивированные действия начинаются с потребности (внутреннего дефицита). Потребности обуславливают драйв (возбужденное мотивационное состояние). Теория возбуждения предполагает, что люди предпочитают поддерживать удобный для них уровень возбуждения. Драйв в свою очередь активизирует реакцию (действие или серию действий), предназначенную для достижения цели.
Цель, которая удовлетворяет первоначальную потребность, заканчивает мотивационную последовательность. По Д. Куну [5] простая модель мотивации представляется следующим образом: потребность – драйв – реакция – цель – снижение потребности.
Потребность от драйва отличается силой их проявления. Отсюда следует, что мотивация характеризует динамику поведения, т.е. то, что инициирует деятельность, поддерживает и направляет ее.
Мотивация посредством стимулов – это действия, направленные на активизацию или снижение мотивов.
Действия могут выполняться объектом самостоятельно или исходить извне. Мотивация – это не результат, это попытка, так как объект обладал свободой воли, может ее принять или не принять.
Мотивированное поведение может усиливаться за счет использования как внешнего стимула, так и внутренних потребностей. “Притяжение” цели называется ее побудительной ценностью, которая основана не только на ее привлекательности, но и способности удовлетворять потребность. Некоторые цели настолько желанны, что мотивируют поведение в отсутствие внутренней потребности. Другие цели имеют настолько низкую побудительную ценность, что человек их отвергает, если они и удовлетворяют внутреннюю потребность. Но во многих случаях действия человека активизированы и внутренними потребностями и внешними побуждениями. Сильная потребность может превратить не очень привлекательное побуждение в желаемую цель.
Усиление мотивации означает создание таких условий, в которых возрастает энергия активизированных мотивов (рис. 1 и 2).
Мотивация – комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. |
Мотив – побуждение любого происхождения. |
Мотив – основная тема, лейтмотив жизни. |
Рисунок 1 – Структура мотивации
Мотивация |
Система мотивов определенного человека |
Система действий по активизации мотивов определенного человека. |
Рисунок 2 – Содержание мотивации
Вопрос 39 и 44.
Чтобы управлять, необходимо знать и владеть инструментарием управления в условиях правовой деятельности. Управление организационными структурами следует осуществлять по соответствующим правилам, требованиям, и чем совершеннее менеджер овладеет искусством их использования, тем эффективнее будет менеджмент.
Знание и умение пользоваться им дают невероятно большие конкурентные преимущества в любой сфере деятельности: производственной, коммерческой, политической и т.д.
Менеджер должен понимать, и умело использовать в своей практической деятельности по управлению то, что право закрепляет деятельность управляющего в обязательных для исполнения предписаниях, выполняющих функции регуляторов и защиты.
Менеджер должен понимать, что объектом управления и правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, вся разновидность которых объединяется в следующие группы:
- социально – психологические (мотивационные);
- финансово – экономические;
- технико – технологические;
- организационно – управленческие;
- административно – правовые.
Совокупность этих отношений и является объектом управленческого воздействия в любой производственно – хозяйственной деятельности.
Поэтому огромное значение имеет умение менеджера ориентироваться в различных ситуациях и принимать верные решения, учитывая бесконтрольность некоторых отношений, необходимость достижения требуемого результата и соблюдения норм и правил.
В этом ему помогут основные положения Конституции РФ, гражданского, договорного, трудового, финансового, административного, предпринимательского корпоративного права, гражданского и арбитражного процессов как того требует деловая жизнь, должностные инструкции и положения. Он должен знать требования к делопроизводству и к документированию, предъявляемые законодательством.
Менеджер должен предвидеть не только положительный, но и возможный отрицательный результат своей деятельности – возможность банкротства. Поэтому, планируя свою деятельность, он должен позаботиться о безопасности личной собственности, работников предприятия, учредителей.
Менеджер должен знать с кем он будет вступать в деловые отношения, и по каким правилам осуществлять партнерские отношения. Поэтому ему необходимо изучить организационно – правовые формы хозяйствующих субъектов, сущность коммерческих и некоммерческих организаций.
Он должен понимать, что источниками доходов являются объекты управления: интеллектуальный, структурный и потребительский капитал, т.е. синтез кадрового потенциала, особенности структуры организации и хороших деловых отношений с потребителями продукции и внешними структурами – контролирующими органами.
Эти три составляющие части являются источниками прибыли, и должны быть под пристальным вниманием регулирования в деятельности менеджера.
Эта деятельность должна отражаться в виде внутрифирменных положений, договоров и правовых документов. При этом менеджеру необходимо правильно организовывать работу по правовому обеспечению хозяйственной деятельности.
Соблюдение норм трудового права – обязанность менеджера. Он должен уметь организовывать эффективную работу и стимулирование труда с использованием системы мотиваций и поощрений. Кроме того, руководить сбором, анализом и внедрением рациональных предложений по совершенствованию производства и управления. Находить подходы эффективного взаимодействия внутренних подразделений организации на основе разработки соответствующих положений.
Задача, которую необходимо решать менеджеру – это уметь эффективно хозяйствовать, а значит постоянно минимизировать производственные затраты.
Не менее важная задача, связанная с оптимальным регулированием деятельности организации с внешней средой – налогообложение, и в ее решении менеджеру надо знать законодательство и методику налогообложения, выбирать наиболее безопасный вариант оптимизации налогообложения.
Менеджеру необходимо уметь общаться, разрешать споры, достигать договоренности и закреплять их в договорах, застраховывать себя от заключения недействительных договоров, иметь гарантии выполнения договора. Выполнение этих условий позволяет иметь благоприятные финансовые результаты и стабильную работу организации.
Очень важно, чтобы менеджер умел правильно оценивать степень риска и принимать рисковые решения. Для этого он должен быть хорошо подготовлен, уметь планировать, прогнозировать, управлять развитием ситуации, что снижает степень риска.
Таким образом, совокупность черт, характеристик делового поведения, и связанного с ним способа мышления менеджера, можно обобщить в систему психологических и управленческих ресурсов определяющих стиль современного руководителя:
Компетентность – широкий уровень знаний, психологические способности, позволяющие непрерывно поддерживать профессиональную компетентность на высоком уровне.
Деловитость – активность, инициативность, предприимчивость.
Работоспособность – потенциальная возможность эффективно выполнять работу в течение длительного периода. С этой чертой связана характеристика – организованность, которая влияет на успешность человеческой деятельности через исполнительность, пунктуальность, способность быстро принимать решения, умение координировать действия и процессы, сохранять контроль над ходом ведения дел, оперативно реагировать на ситуационные изменения.
Деловая ответственность – готовность выполнять свои обязанности и отчитываться за результаты управления.
Готовность к рискам – готовность оценивать риски, сопутствующие деятельности.
Системное мышление – предполагает поиск и выбор совокупности связей и отношений между работниками и ресурсами для обеспечения достижения целей управления. И чем сильнее выражена способность к системному мышлению, тем эффективнее достижение результата.
Использование знаний, умений, накопленного опыта, правовых норм в практической деятельности в сочетании с необходимыми навыками, чертами, создадут условия для успешной и эффективной деятельности менеджера.