Задача. построение дерева сегментации рынка
Условие задачи. Магазин №6, принадлежащий ТКФ «Нива-торг» реализует различные продовольственные товары жителям г. Орла. Магазин удобно расположен относительно остановок общественного транспорта. Поэтому посетить его могут не только люди, проживающие в непосредственной близости, но и потребители, приезжающие из других районов. Матрица сегментации по географическому признаку имеет следующий вид:
Таблица 1. Матрица сегментации по географическому признаку.
Сегмент | До 10 минут пешего хода | 10-20 минут пешего хода | Приезжающие |
Количество чел. |
Продукты питания в магазине №6 приобретают различные категории потребителей. Они имеют разный уровень образования, разный размер семьи, разный возраст. Недалеко от магазина располагается Орловский коммерческий институт, Орловский часовой завод, региональная академия государственной службы, школа №22. Поэтому при проведении сегментации по демографическому признаку были выделены следующие группы покупателей:
Таблица 2. Матрица сегментации по демографическому признаку.
Сегменты | Учащиеся | Студенты | Рабочие и служащие | Домохозяйки | Пенсионеры |
Количество чел. |
Выполняемая потребителем работа показывает непосредственное влияние на его доход, а также на его социальное положение в обществе. Потребителей магазина №6 можно разделить на 3 сегмента в зависимости от занимаемого ими социального положения:
1. люди с низким социальным положением – в основном не работающие потребители; живут на дотации, пенсии, пособия, имеют много времени для выбора покупки;
2. люди со средним социальным положением – живут на доход, связанный с их специальностью, который позволяет им безбедно существовать;
3. люди с высоким социальным положением – занимаются предпринимательством, имеют высокий уровень дохода.
Таблица 3. Матрица сегментации психографическому признаку.
Сегменты | Низкое социальное положение | Среднее социальное положение | Высокое социальное положение |
Количество чел. |
Сегментирование по поведенческому признаку подразумевает деление потребителей на группы в зависимости от их знаний, отношений, характера использования товара и реакции на него. Важным критерием являются также искомые выгоды. Исходя из того, выделяют два сегмента:
1. потребители, обращающие основное внимание на экономию денег при совершении покупки;
2. потребители, учитывающие при покупке качество продукции.
Таблица 4. Матрица сегментации по поведенческому признаку.
Сегментация | Экономия по цене | Качество продукции |
Количество чел. |
Задание.
1. Определить возможное число потребительских сегментов рынка для магазина №6 при использовании всех рассмотренных переменных одновременно.
2. Указать наиболее ёмкие сегменты, на которые возможно ориентировать политику торгового предприятия.
3. Начертить «дерево сегментации рынка» для магазина №6 с указанием предпочтительных сегментов рынка.
Пояснения к расчётам.
Возможное число потребительских сегментов определяется по следующей формуле:
C = А1*А2*…*Аn
где С – общее число потребительских сегментов;
А1 - число потребительских сегментов при делении рынка по первой переменной;
Аn – число потребительских сегментов при делении рынка по n – ой переменной;
n – число сегментационных признаков.
Для определения наиболее привлекательных сегментов рынка необходимо поочерёдно «сращивать» исходные матрицы.
Например, сращенная матрица сегментации по демографическому и географическому представлена в таблице 5.
Таблица 5. Сращенная матрица сегментации по демографическому и географическому признакам.
Сегменты | До 10 минут пешего хода | 10-20 минут пешего хода | Приезжающие | Итого |
Учащиеся | ||||
Студенты | ||||
Рабочие и служащие | ||||
Домохозяйки | ||||
Пенсионеры | ||||
Итого |
Заполнение данной матрицы осуществляется на основе соотношений между различными группами потребителей.
Поясним это на следующем примере:
По условию задачи известно, что потребители, проживающие в 10 минутах ходьбы от магазина №6, составляют 1500 человек. Среди них могут быть учащиеся, студенты, рабочие и служащие, пенсионеры, домохозяйки. Зная численность каждой группы потребителей и общее количество покупателей, можно определить долю каждого сегмента рынка. Например, на долю учащихся приходится 10% (1100:11000 * 100% = 10%) и т.д. Далее определяют численность каждого полученного сегмента рынка. Например, учащиеся в зоне до 10 минут ходьбы составляют 150 человек (10% * 1500 : 100% = 150 человек). Аналогично определяется численность каждого искомого сегмента рынка.
В процессе построения «ветки сегментации рынка» указываются признаки, положенные в основу сегментирования и численность наиболее выгодных для торгового предприятия сегментов. В качестве выгодных сегментов берутся группы потребителей, превышающие 250 человек.
Вопросы для обсуждения:
1. Укажите, какими характеристиками должен обладать наиболее выгодный для предприятия сегмент рынка.
2. Вспомните какие, помимо указанных в задаче, характеристики могут использоваться в процессе сегментации потребительских рынков.
3. Предложите другие графические средства для указания привлекательных сегментов рынка.