Практическая часть контрольной работы
Номер по списку группы (вариант) | Номер решаемой задачи | |||||
Номер варианта в задачи | ||||||
4 (24) | 1.1(1.3) | 2.2(2.3) | 3.1 | 4.2 | 5.2 | 6.1 |
Задача 1.3
Рассчитайте коэффициент эластичности, и определите к какой группе относится товар сведения, о котором приведены в таблице:
Вариант | Доход в расчете на душу населения, руб. | Объем продаж товара, шт. | ||
на начало периода | на конец периода | на начало периода | на конец периода | |
Эластичность была рассчитана по следующей формуле: =
, следовательно, товар относится к предмету роскоши.
Задача 2.3
Фирма специализируется на выпуске трех различных товаров, объем реализации продукции в денежных единицах за последние два года и доля рынка фирмы и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице:
Вариант | Наименование продукции | Объем реализации, тыс. руб. | Доля рынка, 2007 г., % | ||
2006 г. | 2007 г. | фирмы | конкурента | ||
А | |||||
В | |||||
С |
Решение:
1. В качестве критериев при построении двухмерной матрицы рассматриваются: темпы роста рынка (объем продаж) и относительная доля рынка.
Темп роста рынка характеризует изменение объемов реализации, которые могут быть определены по каждому продукту через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (в нашем случае 2006-2007 гг.) или через среднегодовые темпы их изменения.
Индекс темпа роста (ИТР) по каждому виду продукции определяется как отношение объема реализации продукции за 2007 год (текущий показатель) к объему её реализации за 2006 год (предыдущий год) и выражается в процентах или в коэффициентах роста.
2. Относительная доля, занимаемая фирмой на рынке (ОДР) по каждому виду продукции, определяется отношением доли фирмы на рынке к доли ведущей конкурирующей фирмы.
Это означает, что объем реализации фирмой продукта А превышает реализацию аналогичного продукта сильнейшей конкурирующей фирмой в 2,9 раза, продукта В в 0,43 раза, а продукта С в 5,5 раз.
3. Расчет доли (%) каждого вида продукции в общем объеме реализации фирмы за 2007 год.
Таблица 1 - Расчетные данные для построения матрицы БКГ
Показатель | Название продукта | ||
А | В | С | |
Темпы роста рынка (ИТР) | 1,41 | 0,47 | 0,86 |
Относительная доля рынка (ОДР) | 2,9 | 0,43 | 5,5 |
Доля продукции в общем объеме (ДП), % | 15,02 | 34,35 |
4. Построение матрицы БКГ
В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются:
- средний индекс темпов роста рынка, равный среднему значению показателей темпов роста рынка по отдельным продуктам:
- относительная доля рынка – средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли рынка:
- диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации фирмы.
Рисунок 1 – Положение фирм в матрице БКГ
В таблице 2 в соответствии с позициями товаров в матрице БКГ (рис. 1) определены их возможные стратегии развития.
Таблица 2 - Варианты товарной стратегии фирм
Сегмент | Название продукта | Стратегия |
«Дикие кошки» | А | Увеличить долю рынка |
«Дойные коровы» | С | Поддерживать этот продукт |
«Собаки» | В | Убрать из продуктового портфеля |
Задача 3.1
На рынке продаются различные марки чая. Требуется оценить конкурентоспособность сравниваемых марок по качественным и экономическим параметрам, а также рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности.
Таблица 3 - Параметры оценки конкурентоспособности чая
Показатели | ГОСТ 1938-90 | Майский | Гринфилд | Тесс | Вес фактора, % |
Массовая доля влаги, % | Не более 8,0 | 7,0 | 8,0 | 7,2 | |
Массовая доля водорастворимых экстрактивных в-в, % | Не менее 35,0 (в/с) | 37,0 | 32,0 | 34,0 | |
Массовая доля мелочи, % | Не более 5,0 | 2,0 | 3,6 | 4,0 | |
Массовая доля танина, % | Не менее 14,0 | 18,0 | 14,0 | 15,0 | |
Цена пачки 100 г., руб. |
Решение:
1. Рассчитываем индекс технической конкурентоспособности для чая «Гринфилд»:
Пт=(8:7)*20+(32:37)*20+(3,6:2)*14+(14:18)*15=22,9+17,3+ 25,2+11,7=77,1
Рассчитываем индекс технической конкурентоспособности для чая «Тесс»:
Пт=(7,2:7)*20+(34:37)*20+(4:2)*14+(15:18)*15=20,6+18,4+ 28+12,5+43,4=79,5
Чаи «Гринфилд» и «Тесс» уступают чаю «Майский» по качественным характеристикам.
2. Рассчитываем индекс экономической конкурентоспособности для чая «Гринфилд»:
Пэ = (30*31):(20*31)=930:620=1,5
Рассчитываем индекс экономической конкурентоспособности для чая «Тесс»:
Пэ = (28*31):(20*31)=868:620=1,4
Чай «Гринфилд» и «Тесс» по экономическим параметрам уступают чаю «Майский».
3. Рассчитываем интегральный индекс конкурентоспособности чая «Гринфилд»:
К1=77,1:1,5=51,4
Рассчитываем интегральный индекс конкурентоспособности чая «Тесс»:
К2=79,5:1,4=56,8
Задача 4.2
Организация планирует выпуск нового типа кухонного комбайна. Первоначальная прогнозируемая емкость рынка составляет 3200 шт. Экономические характеристики затрат на производство приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Экономические характеристики затрат на производство
Вариант | Доля фирмы на рынке, % | Суммарные затраты на проектирование, тыс.руб. | Затраты на производство единицы продукции, руб. | Затраты на содержание торговых точек, тыс. руб. | Затраты на агентскую сеть, тыс. руб. | Планируемая прибыль с единицы товара, руб. |
27,5 |
Решение:
К= .
Вывод: минимальная цена товара составит 106691,6 руб, точка безубыточности – 5шт.
Задача 5.2
Рассчитайте количество поставок в месяц, при исходных условиях, приведенных в таблице 5:
Таблица 5 – Расчет необходимого количества поставок
Вариант | Стоимость единицы товара, руб. | Месячный оборот склада, шт. | Доля затрат на хранение, %. | Транспортно-заготовительные расходы, руб. |
Решение:
Сначала необходимо определить оптимальный размер единовременно доставляемой партии товара с использованием формулы Уилсона:
где S — оптимальный размер доставляемой партии товара, руб.;
q — месячный оборот склада по данной позиции, руб.;
к — транспортно-заготовительные расходы, руб.;
М — доля затрат на хранение товара, %.
Затем нужно рассчитать количество поставок в месяц по формуле: ,
где N — количество поставок в соответствующий период, раз.
То есть оптимальное количество поставок продукции 0,06 раз в месяц.
Задача 6.1
Предприятием «Метастан» производилась рассылка листовок об универсальных фрезерных станках ФС 250. Определите рентабельность «директ-мейл» рекламы и эффективность по количеству положительных откликов. Исходные данные приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Исходные данные для расчета эффективности публикации
Вариант | Стоимость единицы товара, руб. | Стоимость рассылки в один адрес, руб. | Количество положительных откликов, шт. | Общее количество проданного товара, шт. | Количество отправленных рекламных обращений, шт. |
Решение:
1) Общий доход:
Од = 70 х 35000 = 2450000 руб.
2) Затраты на рассылку:
Зр= 200 х 34 = 6800 руб.
3) Показатель эффективности рекламы:
4) Коэффициент эффективности рекламы по количеству положительных откликов: