Pr-кампания в интернете и телефонных сетях

Приступая к данной главе, мы, как и прежде, хотели бы сделать некоторые предварительные констатации.

Во-первых, из-за новизны проблемы (а настоящая глава является одним из первых системных обращений к тематике Интернета в учебном PR-пособии) ее концептуальное рассмотрение вместе с предложенным прикладным структурированием носит отнюдь не исчерпывающий, но пробный, экспериментальный характер.

Во-вторых, высочайшая динамика развития интернет-пространства приводит к быстрому возникновению новых закономерностей функционирования Сети и соответственно к изменению иерархии рабочих приоритетов. Поэтому выводы, сделанные в 2005 году, могут уже через несколько лет измениться.

В-третьих, наш материал ориентирован на PR-специалиста как своеобразного идеолога системы интегрированных маркетинговых коммуникаций, призванного формировать содержание посланий, но в то же время обязанного понимать особенности функционирования Сети и способного правильно формулировать задачи привлекаемых интернет-специалистов.

«Всемирная паутина» и Интернет в России

В посвященном началу нового тысячелетия выпуске журнала News Week (Special Edition, December 1999 — February 2000) приведены любопытные данные о том, через сколько лет после изобретения того или иного устройства число его пользователей превысило 50 млн человек. Оказалось, что применительно к радио этот период равнялся 38 годам, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, Интернету — всего 4.

В 1969 году ведомство по развитию исследовательских проектов Министерства обороны США {American Advanced Research Projects Agency) создало компьютерную программу, которая давала возможность исследователям, размещенным в четырех удаленных друг от друга центрах, сообщаться друг с другом. К 1972 году в этой Сети, названной Darpanet, имелось 37 компьютерных узлов.

В 80-е годы Сеть претерпела дальнейшие изменения, ее название (Darpanet - Arpanet — Milnet - NSFNET/National Science Foundation Network -Сеть национального научного фонда/) менялось, а предназначение последовательно расширялось. Так, коммуникационная сеть NSFNET использовалась уже исследователями не только США, но и всего мира, а к концу 80-х годов стало очевидным, что изначально «оборонная», а затем «академическая» система была наделена более широкими функциями и может использоваться другими категориями пользователей.

Современная Сеть выросла из Arpanet и NSFNETn получила название Интернет. За несколько десятилетий своего существования она концептуально не изменилась: наряду с использованием таких перспективных технологий, как мультифрэминг, виртуальная реальность, real-audio, интерактивные мультимедиа, Интернет базируется на современных компьютерных технологиях.

В то же время постоянно увеличивалось количество подключенных к ней компьютеров и пользователей, становились более разнообразными и эффективными применяемые в Сети программы, во много раз возросла скорость передачи данных.

К началу XXI века Интернет стал самым динамично растущим медиа в истории человечества, число его пользователей достигло более 300 млн человек, а каждые четыре секунды к Сети подключаются 11 новых организаций.

Впрочем, стоит привести и другие цифры об активных попытках «противостояния» Интернету: так, в 2005 году в 20 странах Интернет был запрещен, а в 53 - действовали сильные ограничения на доступ в Интернет.

Приоритеты использования Сети к 2005 году - информация, коммуникация, рекреация и электронная коммерция. Они обозначают важнейшие векторы пользовательского внимания и развития Интернета в мире в целом.

К этим приоритетам постепенно пришел и российский сегмент Сети. Его трафик долгое время более чем наполовину состоял из переписки крупных физико-математических институтов. Затем началось подключение университетов, а позже и школ. Государство до 1996 года содействовало этому развитию только на отраслевом уровне путем выделения небольшого количества техники и оплаты услуг сервлс-провайдеров для подве-

домственных пользователей. К 1996 году была разработана и передана на реализацию межведомственная программа развития сетей для науки и образования, появились первые сайты в государственных органах. В 1997 году интерес к проблемам развития Интернета в правительственных структурах сильно возрос, а в России в целом появился первый миллион пользователей Сети.

К 2005 году российский Интернет, несмотря на меньшую по сравнению с рядом других стран аудиторию, опередил по массовости охвата целевых групп печатные издания и приблизился к размерам аудитории телевизионных станций второго эшелона. По данным Rambler's Top 100, с территории России ежемесячно в Интернет выходит 16 млн человек. По качественным характеристикам аудитория российского сегмента Сети к этому периоду являлась даже более привлекательной, чем аудитория традиционных СМИ в целом. По заявлению Министерства связи и информатизации РФ, к 2010 году Россия по общему числу пользователей Интернета преодолеет 50-миллионный рубеж.



Наши рекомендации