Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемого магазином №6 Потребительского кооператива «Якутское потребительское общество»
Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Фото ассортимента кофе в магазине № 6 ПК «Якутское ПО» представлено в приложении 5.
Структура ассортимента кофе в магазине №6 представлена в таблицах 2.1.,2.2. и рисунке 2.1.
Таблица 2.1.
Структура ассортимента кофе в зависимости от технологии производства
№ п/п | Классификация | Ассортимент | Количество фактическое | Удельный вес |
1. | Порошковый | Café Pele(ж/б. 50г;100г.) | 11,8 | |
2. | Гранулированный | MaxwellHouse(47,5г.); Nescafe Classic (ж/б50г;100г;250г.); (ст./б47,5г;95г;190г.) | 41,2 | |
3. | Сублимированный | Чёрная карта Gold ( Арабика) (ст/б 50г.;100г.); NescafeGold ( ст/б 95г;190г.); TchiboGold Selection (ст/б 190г.); TchiboExclusivе (ст/б190г.); TchiboMild ( ст/б95г.;190г.) | 47,0 | |
Всего |
Рис. 2.1. Структура ассортимента кофе
в зависимости от технологии производства
Исходя из данных таблицы и рисунка, можно сделать следующий вывод: наибольшую часть в ассортименте кофе в магазине №6 занимает кофе сублимированный (47,0%), затем гранулированный составил (41,2%), а самый наименьший порошкообразный составил (11,8%).
Для более полного анализа ассортимента необходимо рассчитать коэффициент рациональности ассортимента с учетом показателей полноты, широты, устойчивости и новизны.
Для определения коэффициента широты в качестве базового показателя мною было взято количество наименований по прайс-листуООО «Чайный мир», в котором насчитывается 32 вида кофе (максимально возможные), из них натуральный растворимый кофе – 23 наименований. Фактическое количество видов кофе в магазине №6 на 1 апреля 2012 года составляло 17 наименований.
Действительная широта равна 17.
Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнений, равна 32.
Кш=17: 32 = 0,53 или 53 %
Показатель широты ассортимента достаточно высокий, потому что за базу сравнения мною было взято количество кофе прошедшее через магазин с 1 января 2012 г. до 1 мая 2012 г.Но проверенный временем уровень реализации доказал, что уверенно и стабильно продается кофе, ассортимент которого представлен в 17 наименованиях. Эти наименования удовлетворяют вполне покупательский спрос.
Если за базу сравнения мы возьмем количество наименований кофе, реализуемого ближайшим конкурентом магазином «Виктория» - 7 разновидностей, то коэффициент широты будет равен:
Кш=17: 7 =2,43 или 243 %
Этот показатель очень высокий, поэтому учитывая ассортимент конкурентов нет необходимости в расширении ассортимента в магазине №6. Излишне широкий ассортимент затрудняет выбор покупателей, и требует дополнительных затрат на обработку, дополнительные площади и оборудование и т.д.
Расчет коэффициента полноты представлен в таблице 2.2. Коэффициент полноты найдем по формуле средней арифметической:
Таблица 2.2.
Расчет коэффициента полноты ассортимента кофе.
По ГОСТ | Фактическое наличие | Кп | |
Коэффициент по сортам | 1)Арабика (высший сорт) 2)Арабика и Робуста(1сорт) 3)Робуста(2сорт) | 3/3=1 | |
По виду кофе | 1)В зернах необжаренный 2)В зернах обжаренный 3)Молотый 4)Молотый с добавками Растворимые: 5)Порошкообразный 6)Гранулированный 7)Сублимированный | - - - - | 3/7= 0,43 |
По виду упаковки | Жестяная банка Стеклянная Полимерная упаковка Картонная пачка | - - | 2/4= 0,5 |
По расфасовке | 47,5г. 50г. 95г. 100г. 150г. 190г. 250г. 300 г 350 г 500 г 1000 г | - - - - - | 6/11= 0,55 |
Кп=1+0,43+0,5+0,55=2,48/4=0,62 или 62%
Таким образом, исходя из таблицы, среднеарифметический коэффициент полноты ассортимента кофе равен 0.62. Этот показатель не очень высокий и свидетельствует о не надлежащей полноте ассортимента.
За период исследования в магазине появилось 3 новых наименования кофе и таким образом, коэффициент новизны будет составлять:
Кн = 3:17=0.18 или 18%
Данный показатель является не достаточно высоким, но следует иметь виду, что постоянные и повышенные обновления ассортимента связано с определенными затратами и риском. Обновление ассортимента должно быть рациональным.
Устойчивым спросом в магазине пользуются 10 наименований кофе из имеющихся 17.
Куст= 10:17 = 0.59 или 59%.
Этот показатель свидетельствует о том, что покупательский спрос удовлетворен на 59%.
Для расчёта коэффициента рациональности нам необходимо рассчитать коэффициент весомости широты, полноты, новизны и устойчивости экспертным методом. Таким образом,
Вш=0,3
Вп=0,3
Вн=0,2
ВУ=0,2
Кр=0,3*0,53+0,3*0,62+0,2*0,59+0,2*0,18 =0,16+0,19+0,12+0,04=0,51 или 51%
Таким образом, рассчитанный коэффициент рациональности показывает, что ассортимент в магазине №6 ПК «Якутское ПО» только на половину удовлетворяет потребности разных сегментов потребителей.
Проведём анализ ассортимента и уровня цен на растворимый кофе в нескольких торговых точках мкр. Кангалассы. Результаты исследования представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Ассортимент и уровень цен на растворимый натуральный кофе в розничной сети мкр. Кангалассы
Кофе | Расфасовка (г.) | Цена (руб.) | |||
Магазин №6 (ул.26 Партсъезда д.3) | Виктория (ул.26Партсъезда д.2) | Гранд (ул.26Партсъезда д.4) | Родничок (ул.Ленина 4) | ||
«Jacobs Monarch» | 47,5 | - | - | ||
«Café Pele» | - | - | |||
«Nescafe Classic» | - | ||||
«Чёрная карта Gold» | - | - - | - | ||
«Nescafe Gold» | - - | - - | - - | ||
«Tchibo Exclusive» | - | - | - | ||
«Tchibo Mild» | - - | - - | - - |
Наиболее широкий ассортименткофе представлен в магазине №6 ПК «Якутское ПО». На втором месте по широте ассортимента стоит магазин «Родничок», затем на третьем месте стоит магазин «Виктория» и наименее богатый ассортимент кофе в магазине «Гранд».
Что касается цен на кофе различных марок, то по возрастанию цен на кофе в ряду торговых точек: Магазин№6 – Виктория – Гранд – Родничок.
Рассмотрим динамику продаж кофе в магазине №6 ПК «Якутское ПО» различных производителей в процентном соотношении за период 2009 – 2010г.г.(табл.2.4.).
Таблица 2.4.
Динамика продаж кофе различных производителей(%)
Компания | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Темп роста 2009/2010 | Темп роста 2010/2011 |
ООО «КрафтФудс Рус» | - | ||||
Cacique | |||||
Нестле | |||||
ЧИБО СНГ | -1 | ||||
ООО «Гранд – НН» | - |
Как видно из таблицы 2.4. за счёт снижения процента продаваемого кофе марок ООО «Крафт Фудс Рус», ООО «ЧИБО СНГ» и ООО «Гранд - НН», повысились продажи кофе компании «Нестле» и «Cacique».
Рассмотрим динамику продаж различных видов кофе в магазине №6 за период с 2009г. по 2011г.г. (табл.2.5.)
Таблица 2.5.
Динамика продаж различных видов кофе за период 2009 – 2011г.г. (%)
Вид кофе | 2009г. | 2010г. | 2011г. | Изменения 2009/2010 | Изменения 2010/2011 |
Порошкообразный | -2 | -2 | |||
Гранулированный | |||||
Сублимированный |
Как видно из таблицы 2.5. с каждым годом снижается потребление порошкового кофе (на 4% за 2 года), тогда как потребление гранулированного и сублимированного кофе растёт (на 13% и 7% за 2 года соответственно).