Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемого магазином №6 Потребительского кооператива «Якутское потребительское общество»

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Фото ассортимента кофе в магазине № 6 ПК «Якутское ПО» представлено в приложении 5.

Структура ассортимента кофе в магазине №6 представлена в таблицах 2.1.,2.2. и рисунке 2.1.

Таблица 2.1.

Структура ассортимента кофе в зависимости от технологии производства

№ п/п Классификация Ассортимент Количество фактическое Удельный вес
1. Порошковый Café Pele(ж/б. 50г;100г.) 11,8
2. Гранулированный MaxwellHouse(47,5г.); Nescafe Classic (ж/б50г;100г;250г.); (ст./б47,5г;95г;190г.)     41,2
3. Сублимированный Чёрная карта Gold ( Арабика) (ст/б 50г.;100г.); NescafeGold ( ст/б 95г;190г.); TchiboGold Selection (ст/б 190г.); TchiboExclusivе (ст/б190г.); TchiboMild ( ст/б95г.;190г.)     47,0
  Всего  

Анализ структуры ассортимента кофе, реализуемого магазином №6 Потребительского кооператива «Якутское потребительское общество» - student2.ru

Рис. 2.1. Структура ассортимента кофе

в зависимости от технологии производства

Исходя из данных таблицы и рисунка, можно сделать следующий вывод: наибольшую часть в ассортименте кофе в магазине №6 занимает кофе сублимированный (47,0%), затем гранулированный составил (41,2%), а самый наименьший порошкообразный составил (11,8%).

Для более полного анализа ассортимента необходимо рассчитать коэффициент рациональности ассортимента с учетом показателей полноты, широты, устойчивости и новизны.

Для определения коэффициента широты в качестве базового показателя мною было взято количество наименований по прайс-листуООО «Чайный мир», в котором насчитывается 32 вида кофе (максимально возможные), из них натуральный растворимый кофе – 23 наименований. Фактическое количество видов кофе в магазине №6 на 1 апреля 2012 года составляло 17 наименований.

Действительная широта равна 17.

Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнений, равна 32.

Кш=17: 32 = 0,53 или 53 %

Показатель широты ассортимента достаточно высокий, потому что за базу сравнения мною было взято количество кофе прошедшее через магазин с 1 января 2012 г. до 1 мая 2012 г.Но проверенный временем уровень реализации доказал, что уверенно и стабильно продается кофе, ассортимент которого представлен в 17 наименованиях. Эти наименования удовлетворяют вполне покупательский спрос.

Если за базу сравнения мы возьмем количество наименований кофе, реализуемого ближайшим конкурентом магазином «Виктория» - 7 разновидностей, то коэффициент широты будет равен:

Кш=17: 7 =2,43 или 243 %

Этот показатель очень высокий, поэтому учитывая ассортимент конкурентов нет необходимости в расширении ассортимента в магазине №6. Излишне широкий ассортимент затрудняет выбор покупателей, и требует дополнительных затрат на обработку, дополнительные площади и оборудование и т.д.

Расчет коэффициента полноты представлен в таблице 2.2. Коэффициент полноты найдем по формуле средней арифметической:

Таблица 2.2.

Расчет коэффициента полноты ассортимента кофе.

  По ГОСТ Фактическое наличие Кп
Коэффициент по сортам 1)Арабика (высший сорт) 2)Арабика и Робуста(1сорт) 3)Робуста(2сорт)   3/3=1  
   
  По виду кофе 1)В зернах необжаренный 2)В зернах обжаренный 3)Молотый 4)Молотый с добавками Растворимые: 5)Порошкообразный 6)Гранулированный 7)Сублимированный - - - -     3/7= 0,43  
   
  По виду упаковки   Жестяная банка Стеклянная Полимерная упаковка Картонная пачка - -   2/4= 0,5    
   
  По расфасовке 47,5г. 50г. 95г. 100г. 150г. 190г. 250г. 300 г 350 г 500 г 1000 г - - - - -     6/11= 0,55    
   

Кп=1+0,43+0,5+0,55=2,48/4=0,62 или 62%

Таким образом, исходя из таблицы, среднеарифметический коэффициент полноты ассортимента кофе равен 0.62. Этот показатель не очень высокий и свидетельствует о не надлежащей полноте ассортимента.

За период исследования в магазине появилось 3 новых наименования кофе и таким образом, коэффициент новизны будет составлять:

Кн = 3:17=0.18 или 18%

Данный показатель является не достаточно высоким, но следует иметь виду, что постоянные и повышенные обновления ассортимента связано с определенными затратами и риском. Обновление ассортимента должно быть рациональным.

Устойчивым спросом в магазине пользуются 10 наименований кофе из имеющихся 17.

Куст= 10:17 = 0.59 или 59%.

Этот показатель свидетельствует о том, что покупательский спрос удовлетворен на 59%.

Для расчёта коэффициента рациональности нам необходимо рассчитать коэффициент весомости широты, полноты, новизны и устойчивости экспертным методом. Таким образом,

Вш=0,3

Вп=0,3

Вн=0,2

ВУ=0,2

Кр=0,3*0,53+0,3*0,62+0,2*0,59+0,2*0,18 =0,16+0,19+0,12+0,04=0,51 или 51%

Таким образом, рассчитанный коэффициент рациональности показывает, что ассортимент в магазине №6 ПК «Якутское ПО» только на половину удовлетворяет потребности разных сегментов потребителей.

Проведём анализ ассортимента и уровня цен на растворимый кофе в нескольких торговых точках мкр. Кангалассы. Результаты исследования представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Ассортимент и уровень цен на растворимый натуральный кофе в розничной сети мкр. Кангалассы

    Кофе         Расфасовка (г.) Цена (руб.)
Магазин №6 (ул.26 Партсъезда д.3) Виктория (ул.26Партсъезда д.2) Гранд (ул.26Партсъезда д.4) Родничок (ул.Ленина 4)
«Jacobs Monarch» 47,5 - -
«Café Pele» - -
«Nescafe Classic» -
«Чёрная карта Gold» - - - -
«Nescafe Gold» - - - - - -
«Tchibo Exclusive»       -   -   -
«Tchibo Mild» - - - - - -

Наиболее широкий ассортименткофе представлен в магазине №6 ПК «Якутское ПО». На втором месте по широте ассортимента стоит магазин «Родничок», затем на третьем месте стоит магазин «Виктория» и наименее богатый ассортимент кофе в магазине «Гранд».

Что касается цен на кофе различных марок, то по возрастанию цен на кофе в ряду торговых точек: Магазин№6 – Виктория – Гранд – Родничок.

Рассмотрим динамику продаж кофе в магазине №6 ПК «Якутское ПО» различных производителей в процентном соотношении за период 2009 – 2010г.г.(табл.2.4.).

Таблица 2.4.

Динамика продаж кофе различных производителей(%)

Компания 2009г. 2010г. 2011г. Темп роста 2009/2010 Темп роста 2010/2011
ООО «КрафтФудс Рус» -
Cacique
Нестле
ЧИБО СНГ -1
ООО «Гранд – НН» -

Как видно из таблицы 2.4. за счёт снижения процента продаваемого кофе марок ООО «Крафт Фудс Рус», ООО «ЧИБО СНГ» и ООО «Гранд - НН», повысились продажи кофе компании «Нестле» и «Cacique».

Рассмотрим динамику продаж различных видов кофе в магазине №6 за период с 2009г. по 2011г.г. (табл.2.5.)

Таблица 2.5.

Динамика продаж различных видов кофе за период 2009 – 2011г.г. (%)

Вид кофе 2009г. 2010г. 2011г. Изменения 2009/2010 Изменения 2010/2011
Порошкообразный -2 -2
Гранулированный
Сублимированный

Как видно из таблицы 2.5. с каждым годом снижается потребление порошкового кофе (на 4% за 2 года), тогда как потребление гранулированного и сублимированного кофе растёт (на 13% и 7% за 2 года соответственно).

Наши рекомендации