Программа тренинга: выбор, проектирование, проведение
Подбор, проектирование и проведение тренинговой программы могут быть осуществлены только при наличии ясно изложенных целей тренинга. В данном отношении цели выполняют три основные функции. Они сообщают, что должно быть достигнуто к концу тренинга, они представляют последовательность или порядок проведения тренинговых мероприятий и они указывают на то, какого рода стратегии и тактики следует применять. Стратегии и тактики — это общие подходы и специфические методы, используемые тренером для обеспечения наиболее эффективной формы обучения. Однако тренер не всегда свободен в выборе методологии. Его выбор зависит от нескольких факторов, среди которых принципы научения, особенности целевой аудитории и возможные ограничения.
1. Ограничения1) это время. 2) место проведения тренинга и наличие необходимых средств и оборудования. 3) финансовые расходы 4) политические исследования программы 5) и т.п.
2. Целевая аудиторияОбычно тренеры имеют общее представление о характеристиках целевой аудитории, которого достаточно на первых порах для общего планирования тренинга; однако по мере приближения тренинга полезно познакомиться с целевой аудиторией поближе, узнать ее специфические черты. В этом могут помочь различные мероприятия административного характера, например организационные собрания
3. Стратегии и тактикиСтратегии могут быть классифицированы на основании разных принципов, однако все классификации имеют общие точки пересечения. Различают централизованные и децентрализованные, тренерцентрированные и ученик-центрированные стратегии, тренинг на рабочем месте и вне рабочего места и др.
4. Тактики Лекция. Рассказ или презентация, как правило, сопровождаемые наглядными изображениями, с целью описания и разъяснения аудитории существующих практик, процедур, политики и т. п. Демонстрация. Живой показ, непосредственное выполнение задания, процедуры или применение умения перед учениками, сопровождаемое объяснениями тренера или ассистента Урок. Наиболее употребительная и гибкая тактика, имеющаяся в распоряжении тренера. Может применяться как для изучения фактов, так и для обучения умениям. Симуляция/Ролевая игра. Презентация работы или задания в такой форме, которая как можно более близко воспроизводит основные черты реальной работы. Ученики должны использовать оборудование, решать проблемы, следовать определенным процедурам и исполнять роли, как если бы они действовали в реальной ситуации. Наставничество. Структурированный тренинг, предполагающий индивидуальное общение тренера с учеником. Такой тренинг может осуществляться и на рабочем месте, и за его пределами. В первом случае в качестве тренера может выступать исполнитель работы, который показывает и объясняет подопечному операции, из которых складывается работа или задание, и порядок их исполнения. Дискуссия. Групповое обсуждение, обычно протекающее под руководством тренера, различных предложений, подходов, идей, способов решения проблемы и т. п. Учебные пакеты. Набор учебных материалов, предполагающих направленное чтение, изучение проблемных ситуаций, прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей, выполнение различных заданий и упражнений и т. п.. Компьютеризированное обучение — онлайновое обучение. Постоянное развитие компьютерных технологий — доступность Интернета, создание виртуальной учебной среды, возможность дистанционной коммуникации между преподавателем и студентами — придало новый смысл понятию компьютеризированного обучения. Учебный дневник. Хотя учебный дневник нельзя отнести к разряду тренерских тактик, ибо его заполняет сам ученик, он помогает тренеру отследить эффективность вышеописанных методов обучения в отношении конкретного ученика. Ученик должен отметить в дневнике учебное мероприятие и написать, чему оно научило его и как он сможет применить приобретенное знание/умение.
5. Методы закрепления и переносаОдна из проблем, которой озабочены все тренеры, это проблема сохранения учениками знаний и умений не только на протяжении тренинга, но и по окончании оного, когда бывшие ученики начинают применять эти знания и умения в реальной рабочей ситуации. Брифинг и дебриф. Цель дебрифа — еще раз подтвердить, как будут применяться новые знания и умения, выявить учеников, которые нуждаются в дополнительном или коррекционном тренинге, и выяснить, как оценивают ученики опыт тренинга, с тем чтобы довести эту информацию до тренера. В результате тщательно проведенного брифинга ученики приходят на тренинг достаточно мотивированными и готовыми к освоению учебной программы; в этом случае тренер может смело приступать к исполнению своей непосредственной функции.
Тесты, упражнения и практика. Данный вид активности включает письменные и устные тесты на знания, упражнения и задачи типа Case study, которые проверяют следование процедурам и использование интеллектуальных умений, а также практические задания по развитию физических навыков. Тезисы. Это краткое изложение основных моментов материала, изученного в ходе тренинговых сессий. Рабочие пособия. Освоению процедурных заданий помогают так называемые чек-листы и диаграммы, представляющие алгоритм действий или схему решений. Такого рода пособия можно использовать во время тренинга и в реальной рабочей ситуации. Повторительные курсы. Краткий повторительный курс помогает исполнителям вспомнить, чему их учили во время тренинга. 6. Выбор стратегии и тактикВыбор стратегии и тактик для внутренних программ часто базируется на компромиссе. Разного рода ограничения, особенности целевой аудитории и принципы научения определяют, какой в конечном итоге окажется программа тренинга, и, прежде чем приступить к детальному планированию, тренер должен соразмерить все эти факторы.