Сроки сохраняемости и службы товаров

В зависимости от надежности товаров различают сроки со­храняемости и сроки службы товаров.

Сроки сохраняемости— период, в течение которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность.

Эти сроки определяют продолжительность этапа хранения и в свою очередь зависят от климатического режима хранения. Поэтому для отдельных товаров устанавливаются дифференци­рованные сроки сохраняемости в зависимости от температуры хранения. Например, сроки хранения нефасованного маргарина при температуре -20...-10 С - 90 сут.; -9...0 °С - 75; 0...4 'С - 60; 5...10 'С - 45; 11...15'С - 30 сут.

Для некоторых товаров, особенно в герметичной упаковке, отдельно устанавливаются сроки сохраняемости после ее вскрытия.

Сроки сохраняемости подразделяются на сроки годности и хранения.

Сроки годности— период, по истечении которого то­вар считается непригодным для использования по назначению (Закон РФ «О защите прав потребителей»). Сроки годности ус­танавливаются изготовителем как предельные.

Предельные сроки годности— максимально-допустимые сро­ки, в течение которых товар отвечает установленным требова­ниям безопасности. По истечении этих сроков возможны утра­та безопасности товара и переход его в градацию опасного.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» не допускается продление истекших сроков годности, а реализа­ция товаров с просроченными сроками годности запрещена. При этом не имеет значения, произошла ли действительно ут­рата безопасности или только предполагается возможность та­кой утраты.

Сроки годности чаще всего регламентируются СанПиН, ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ для скоропортящихся, кратковременно исредне хранящихся пищевых продуктов, у которых при хране­нии могут происходить процессы, приводящие к утрате безо­пасности (например, прогоркание жиров, микробиологическая порча и т. п.). Кроме того, сроки годности предусмотрены для многих видов парфюмерно-косметических товаров, медикамен­тов и отдельных видов товаров бытовой химии.

Сроки хранения— период, в течение которого товары при соблюдении установленных условий хранения не изменяют су­щественно потребительские свойства и количество. Такие сро­ки регламентируются для нескоропортящихся товаров: кратко­временно, средне и длительно хранящихся.

Сроки хранения подразделяются на гарантийные и прогно­зируемые.

Гарантийные сроки хранения— сроки, устанавливаемые из­готовителем, который гарантирует стабильность качества в те­чение этих сроков. Гарантии поставщиков по срокам могут быть регламентированы в стандартах, технических условиях, а также в других нормативных и технических документах на това­ры определенных групп, видов и/или наименований.

Прогнозируемые сроки хранения— сроки, устанавливаемые для конкретных товарных партий с учетом их характеристик, реальных условий хранения и очередности реализации. Такие сроки обычно определяются товароведами и/или материально-ответственными лицами оптовых складов для товаров длитель­ного хранения для предотвращения потерь и обеспечения рит­мичности поставки их получателям, а также в зависимости от спроса на них. Прогнозируемые сроки хранения не должны превышать гарантийные сроки.

Срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использова­ния товара по назначению и нести ответственность за сущест­венные недостатки, возникшие по его вине (Закон РФ «О за­щите прав потребителей», ст. 5).

Срок службы (С) включает периоды использования (Си) ихранения товара в рабочем состоянии (Сх):

С = Си + Сх.

Наряду с прямым измерением срока службы в физических единицах времени (ч, мин, сут.), для некоторых товаров он оп­ределяется косвенным методом. Например, сроком эксплуата­ции автомобилей служит длина пробега в километрах.

Сроки службы товаров длительного пользования устанавли­ваются изготовителем самостоятельно в соответствии с зако­ном. Перечень таких товаров утверждается постановлением Правительства РФ. Запрещена реализация товаров, для кото­рых должен быть определен срок службы, но он не установлен. Если такие сроки не нормируются изготовителем, данная обя­занность возникает у продавца.

Если сроки службы не установлены изготовителем или про­давцом, потребитель вправе предъявлять претензии по выяв­ленным недостаткам в течение шести месяцев со дня передачи товара потребителю.

Гарантийный срок(Сг) — период, в течение которого в слу­чае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя по их устране­нию или уменьшению цены или возмещения расходов. Если гарантийный срок не установлен изготовителем, то это вправе сделать продавец. При наличии гарантийного срока службы из­готовителя продавец вправе установить сверх него дополни­тельный гарантийный срок.

Срок службы товара, в том числе и гарантийный, исчисляет­ся с момента продажи потребителю, а при невозможности уста­новления дня продажи — со дня изготовления товара. Для се­зонных товаров (одежды, обуви и проч.) эти сроки исчисляют­ся с момента наступления соответствующего сезона [ст. 19].

Изготовитель вправе регламентировать гарантийные сроки, в течение которых он гарантирует безопасность эксплуатации или своевременное устранение выявленных дефектов, при ус­ловии соблюдения пользователем условий использования това­ров.

Гарантийные сроки могут устанавливаться в целом на товар и/или на его составные части и комплектующие изделия, при этом сроки на последние не могут быть меньше, чем срок на основной товар.

Прогнозируемый срок службы (С„)— предполагаемый срок, втечение которого товар не утрачивает функциональное назна­чение и безопасность.

Наряду с указанными сроками товары длительного пользо­вания имеют реальные сроки службы (Ср),определяемые надеж­ностью товаров и их социальным назначением. Удлинению та­ких сроков способствует соблюдение условий эксплуатации и хранения товаров, уход за ними, а также проведение профилак­тического и/или капитального ремонта. Физическое и мораль­ное старение товаров сокращает реальные сроки службы. Ука­занные факторы не влияют на гарантийные и прогнозируемые сроки службы.

Реальный срок службы может быть больше, меньше или ра­вен прогнозируемому. Гарантийный срок всегда меньше реаль­ного и прогнозируемого сроков, так как даже после его оконча­ния товар должен быть безопасным и пригодным для эксплуа­тации.

Сроки годности и сроки службы служат классификацион­ным признаком при делении товаров на скоропортящиеся и не­скоропортящиеся: кратковременно, средне и длительно храня­щиеся, а также длительного пользования товары.

Скоропортящиеся товары— продукты, требующие для обес­печения безопасности специальных режимов и правил хране­ния, а также краткосрочной реализации, без соблюдения кото­рых они утрачивают свою безопасность. Сроки годности скоро­портящихся товаров — не более 30 сут. К скоропортящимся товарам относятся в основном охлажденные пищевые продук­ты, а также лекарства. Замороженные продукты не являются скоропортящимися.

В этой группе выделяют подгруппу особо скоропортящихся товаров со сроками годности от 6 ч до 10 сут. Из них наимень­шие сроки установлены для салатов из сырых овощей с добав­лением консервированных овощей, яиц и заправок (6 ч), наи­большие — для вареных колбас высшего сорта с добавлением консервантов (10 сут.).

Для скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения, обеспе­чивающие пищевую ценность и безопасность для здоровья че­ловека. В соответствии с СанПиН 2.3.2.1324-03 температура хранения большинства из них должна быть 4+2 "С.

Нескоропортящиеся товары — продукты, которые при со­блюдении установленных правил хранения не нуждаются в спе­циальных температурных режимах (СанПиН 2.3.2.1324-03).

Кратковременно хранящиеся товары — это товары, сохраняю­щие потребительские свойства в течение небольших сроков (от 0,5 до 30 сут.). Особенностью этой подгруппы товаров является то, что после окончания сроков годности или хранения они не утрачивают безопасность, если соблюдались условия их хране­ния. Однако другие потребительские свойства ухудшаются. На­пример, после завершения срока хранения хлебобулочных из­делий возможно их черствение, но при этом сохраняется их безопасность. К товарам этой подгруппы относятся отдельные виды хлебобулочных и кондитерских изделий (кроме кремовых тортов и пирожных, а также средне хранящихся изделий), све­жих плодов и овощей, парфюмерно-коемстических товаров.

Средне хранящиеся товары — товары, сохраняющие потреби­тельские свойства в течение сроков хранения от 30 до 180 сут. Товары данной подгруппы могут утрачивать часть потребитель­ских свойств при оптимальных условиях хранения, но безопас­ность их сохраняется. В эту подгруппу входят кондитерские (кроме вышеуказанных), сухарные и бараночные изделия, сла­боалкогольные коктейли, пастеризованное пиво, стерилизован­ные безалкогольные напитки с консервантами, слабоградусные алкогольные напитки отдельных видов, а также многие косме­тические изделия, товары бытовой химии, лекарства.

Длительно хранящиеся товары подразделяют на товары с ог­раничением и без ограничения сроков годности.

Товары длительного хранения с ограниченным срокоммогут храниться от одного месяца до года и более, но срок их хране­ния обязательно нормируется.

В данную группу входят продовольственные и непродоволь­ственные товары, для которых характерно замедленное проте­кание процессов, ухудшающих качество. При этом безопас­ность товаров может утрачиваться (например, прогоркание жи­ров в крупах), а может и сохраняться (старение чая, поседение шоколада), если соблюдаются оптимальные показатели клима­тического режима хранения.

В этой группе товаров наиболее распространенными про­цессами, ограничивающими сроки хранения, являются прогор­кание жиров (маргарин, масло коровье, отдельные виды круп, мясо, рыба, кремы, в том числе косметические), старение (чай), частичная утрата ароматических веществ (кофе, парфю­мерные изделия).

Товары длительного хранения без ограничения срокамогут со­храняться в течение нескольких лет без утраты основных потре­бительских свойств.

К ним относятся отдельные виды пищевых продуктов (мука, крупа, макаронные, винно-водочные изделия, замороженные мясные, рыбные товары, некоторые плоды и овощи, продукты их переработки, консервы) и большинство непродовольствен­ных товаров. Для товаров этой группы устанавливаются лишь прогнозируемые сроки хранения. Их продолжительность опре­деляют (прогнозируют) специалисты с учетом потребностей реализации, материально-технической базы и других факторов.

Длительную сохраняемость пищевых продуктов обусловли­вают консерванты (этиловый спирт, молочная кислота) или консервирующие воздействия (замораживание, обезвоживание, повышенное осмотическое давление и др.). Непродовольствен­ные товары благодаря своей природе лучше противостоят не­благоприятным внешним воздействиям, поэтому способны со­храняться десятки и сотни лет.

В то же время для большинства непродовольственных това­ров характерно постоянное чередование использования по функциональному назначению, или эксплуатации, с опреде­ленными периодами хранения. Поэтому для них более важны не сроки хранения, а сроки эксплуатации.

Нескоропортящиеся товары разных сроков сохраняемости могут утрачивать безопасность, если нарушаются условия и сроки их хранения.

Товары длительного пользования — товары, предназначенные для эксплуатации в течение длительного срока (от одного года до десятков, а иногда и сотен лет). К ним относится большин­ство непродовольственных товаров: сложнотехнических, одежно-обувных, ювелирных, спортивных и других. Одновременно эти товары являются длительно хранящимися, если не подвер­гаются активной эксплуатации. На данные товары устанавливаются только сроки службы, а сроки хранения не предусмотре­ны. Условия их хранения, правила эксплуатации регламентиру­ются эксплуатационными документами.

Упаковывание товаров

Понятие упаковки товаров.

Классификация упаковки.

Требования, предъявляемые к упаковке.

Понятие упаковки товаров

Упаковка— средство или комплекс средств, обеспечиваю­щих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнения.

Основное назначение упаковки — защита упакованных то­варов от неблагоприятных внешних условий, а также предупре­ждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки — носитель маркиров­ки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и пред­ставляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или перевязочные материалы.

Тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы— дополнительный элемент упаков­ки, предназначенный для защиты товаров от механических воз­действий.

Перевязочные материалы— дополнительный элемент упа­ковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классификация упаковки

Упаковку классифицируют по не­скольким признакам: месту упаковывания, назначению, приме­няемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

По месту упаковывания различают упаковку произ­водственную,осуществляемую производителем, и торговую, проводимую продавцом. Данная торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упако­выванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

По назначению упаковку подразделяют на потреби­тельскую и транспортную.

Потребительская упаковкапредназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовыва­ние товара производителем или продавцом и отпуск потребите­лю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количест­венными характеристиками (масса, объем или длина).

Для жидких продовольственных и непродовольственных то­варов применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т. п.) является обязательным ус­ловием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упа­ковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя. К потребительской таре относятся:

• коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбиниро­ванных материалов;

• стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки иперпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материа­лов;

• упаковочные материалы — бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофрирован­ного картона, полимерные материалы.

Транспортную упаковкуиспользуют для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.

Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания. Това­ры разупаковывают, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.

Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упа­ковочных, перевязочных материалов, а также различных при­способлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.

К транспортной упаковке относятся:

• грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;

• контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназна­ченные для перевозки товаров с относительно невысокой меха­нической устойчивостью в расфасованном виде или насыпью;

• мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предна­значенные для сыпучих товаров с относительно высокой меха­нической устойчивостью.

В зависимости от применяемых материалов, их ме­ханической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на сле­дующие группы и виды:

жесткая упаковка:

•металлическая — банки, тубы, контейнеры, цистерны, пе­ревязочная лента;

• стеклянная — банки, бутылки, баллоны;

• деревянная — ящики, контейнеры, лотки, корзины, боч­ки, кадушки;

• полимерная — ящики, бочки; полужесткая упаковка:

• картонная — коробки;

• комбинированная — тетрапаки, перпаки и т. п.;

мягкая упаковка:

• полимерная — паки, мешки, пакеты, шпагат;

• бумажная — мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;

• тканевая — мешки, перевязочные материалы (шпагат, ве­ревки, ленты и т. п.).

Жесткая упаковкадостаточно надежно защищает упакован­ные в нее товары от механических воздействий (удары, нажи­мы, проколы), возникающих при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость това­ров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние зна­чительно меньше, чем при бестарном хранении.

Некоторые виды тары — металлическая и стеклянная — в случае герметизации предотвращают воздействие на товары ки­слорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разру­шение витаминов, красящих и других веществ), а также микро­биологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т. п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющего процессы окислительной порчи.

Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка име­ет и определенные недостатки: относительно высокий удель­ный вес и объем тары к массе и объему брутто (25—30%), высо­кую стоимость (цены закупочная и эксплуатации — ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно к снижению прибыли.

Полужесткая упаковкаотличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее пере­возку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, поскольку для ее изготовления применяются дешевые материа­лы, в том числе полученная вторичной переработкой древесина. В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно ме­ханически устойчива, поэтому при перевозках и хранении не­обходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допусти­мой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок же­сткой транспортной тары). При соблюдении этих условий по­лужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.

Мягкая упаковкапредназначена для товаров с относительно высокой механической устойчивостью или требует дополни­тельного применения жесткой или полужесткой потребитель­ской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные в мягкую тару, при механических воз­действиях, превышающих их механическую устойчивость, мо­гут деформироваться или разрушаться.

По степени защиты от воздействия окружающей среды мяг­кая тара отличается самой низкой надежностью, поэтому применяется только для определенного перечня товаров. Однако, несмотря на это, мягкая тара находит широкое применение для упаковки многих потребительских товаров благодаря невысо­ким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обусловливает ее преимущества перед другими видами упаковки.

Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеи­вания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддер­живать стабильные относительную влажность воздуха и газо­вый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.

Для товаров, являющихся живыми биологическими объекта­ми, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицирован­ной газовой среды. Это достигается за счет избирательной спо­собности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процес­сы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товаров. Такой способ упаковки применяется для хранения не­которых свежих плодов и овощей (яблоки, морковь, капуста, овощная зелень и др.) и называется хранением в модифициро­ванной газовой среде (МГС).

По форме упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки), корзины, коробки и т. п.

По грузоподъемности выделяют большегрузную тару;

по габаритам различают тару крупно-, средне- и малогаба­ритную; по кратности использования — одноразовую и многократного использования.

Требования, предъявляемые к упаковке

К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования: безопасность; экологические свойства; надежность; совместимость; взаимозаменяемость; эко­номическая эффективность.

Безопасность упаковкиозначает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, не­посредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Та­кие вещества содержат многие виды упаковки. Например, в ме­таллической таре имеются железо, олово или алюминий; в бу­маге — свинец; в полимерных материалах — мономеры.

В этих случаях безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки). Обеспечение безопасности упаковки достигается подбором та­ких ее видов, которые совместимы с упакованным товаром и разрешены Минсоцздравом России (например, металлическая тара применяется для продуктов только с защитным покрыти­ем).

Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применяться красители, разрешенные для этих целей органами Минсоцздрава России.

Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара, наиме­нее — металлическая и полимерная.

Экологические свойства упаковки — способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упа­ковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отли­чающиеся различной степенью воздействия на нее.

При уничтожении термическим путем деревянной, бумаж­ной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется прежде всего углекислый газ. Накопление его в ат­мосфере Земли в повышенном количестве вызывает изменения климата вследствие парникового эффекта, что может привести к негативным последствиям.

Из указанных выше видов упаковки самыми низкими эко­логическими свойствами отличается полимерная тара, при сго­рании которой в окружающую среду выделяются такие вредные вещества, как диоксины, стирол, хлор и др.

Стеклянную и металлическую тару собирают, рассортировы­вают и направляют на специализированные предприятия, где она утилизируется путем переплавки.

Если упаковка не отправлена на специализированные пред­приятия, а просто выброшена, она долгие годы может загряз­нять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаков­ки (стеклянная) практически не разрушаются самопроизволь­но или разрушаются очень длительно (например, полиэтиле­новая упаковка — более 100 лет). Другие виды упаковки (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет (до 10—20 лет). Наиболее быстро разрушается бумажная и ткане­вая упаковка.

Проблема утилизации упаковки наиболее безопасными ме­тодами актуальна во всем мире. Предпочтительным является повторное ее использование.

Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перера­батывают в картон).

Надежность упаковки — способность упаковки сохранять механические свойства и/или герметичность в течение длитель­ного времени.

Благодаря этому свойству упаковка обеспечивает надлежа­щую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинакова.

Кроме того, упаковка многократного использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью как с товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

Совместимость упаковки — способность не изменять потре­бительские свойства упакованных товаров.

Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без призна­ков плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т. п.).

Запрещается применять упаковку, несо­вместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточ­ную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древе­сины хвойных пород, поскольку продукты в этом случае приоб­ретут несвойственный им хвойный запах.

Взаимозаменяемость — способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, герметичные метал­лические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, яшики — контейнерами или кар­тонными коробками.

Эстетические свойства также очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упа­ковки достигается путем применения привлекательных мате­риалов (фольга, целлофан, полиэтилен, керамика и т. п.), а так­же красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Особенно этоважно для подарочных товаров, в том числе продовольственных, для которых целенаправленно разрабаты­вается дизайн. Примером такой упаковки могут служить бутыл­ки для алкогольных напитков (фигурные из стекла, фарфоро­вые «под Гжель» и т. п.).

Указанные требования предопределяют выбор упаковки в зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также экономическая эффективность упаковки и сроки хране­ния упакованных товаров.

Экономическая эффективностьупаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилиза­ции.

Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также от технологичности производства. Например, бумага де­шевле стекла и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требует больше затрат на утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3—5 раз, не требуя ре­монта.

Экономическая эффективность упаковок разных видов не­одинакова и неразрывно связана с особенностями товаров, ко­торые в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающейся высокой эффективностью для разных товаров.

Итак, важнейшая функция упаковки — сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собствен­ной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.

Наши рекомендации