Рассмотрено на заседании кафедры СЭиТД протокол № 1 от «31» августа 2016 г.)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

модуля

«ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

Направление подготовки ( специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и экспертной деятельности»Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

Тула 2016 г.

Рассмотрено на заседании кафедры СЭиТД протокол № 1 от «31» августа 2016 г.)

Разработчик(и) дисциплины (модуля) ______________________

личная подпись(и)

Содержание модуля

1.Предмет, метод, содержание товароведения как науки

1.1.Основные понятия, применяемые в товароведении.

1.2.Предмет товароведения.

1.3.Методы товароведения (теоретические, эмпирические, практические).

2.Роль товароведения в таможенном деле, цели и задачи товароведения

3.1.Цель товароведения.

3.2.Задачи товароведения.

3.3.Принципы товароведения.

3.Сохранение качества и количества товаров

3.1.Условия хранения товаров.

3.2.Основополагающие принципы хранения товаров.

3.3.Методы хранения товаров.

3.4.Сроки сохраняемости и службы товаров.

4.Упаковывание товаров

4.1.Понятие упаковки товаров.

4.2.Классификация упаковки.

4.3.Требования, предъявляемые к упаковке.

5.Маркировка товаров и упаковки

5.1.Виды и формы товарной информации.

5.2.Требования к товарной информации.

5.3.Средства товарной информации.

5.4.Классификация товарных знаков.

6.Классификация товаров

6.1.Классификация как метод товароведения.

6.2.Кодирование товаров.

6.3.Классификаторы.

6.4.Товароведная классификация товаров.

7.Сертификация товаров

7.1.Сущность и содержание сертификации товаров.

7.2.Правовые основы сертификации товаров в РФ.

7.3.Международная сертификация товаров.

8.История создания и развития ТН ВЭД

8.1.Создание ТН ВЭД.

8.2.Развитие ТН ВЭД.

Лекция 1. Предмет, метод, содержание товароведения как науки

Основные понятия, применяемые в товароведении.

Предмет товароведения.

Методы товароведения (теоретические, эмпирические, практические).

Основные понятия, применяемые в товароведении.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определе­ния основных понятий, применяемых в ней. В данной дисцип­лине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «то­вароведение».

Следует отметить, что в разных нормативных документах ус­танавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулиро­вании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназна­ченный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к про­дукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гар­монизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продук­ция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материа­лы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обоб­щая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукция— материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особен­ности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человече­ская деятельность, но и жизнедеятельность биологических объ­ектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продук­цию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дико­растущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объек­том купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращен­ные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления, — продукция, а не то­вар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, анало­гичная с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражает­ся только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по на­шему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены мно­гофункциональность товара как результата деятельности (техно­логической, биологической, человеческой и т. п.) по формирова­нию его потребительских свойств.

Товар— это объект купли-продажи и средство удовлетворе­ния потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услу­ги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно явля­ются лишь материальные товары, хотя со временем сфера при­менения может расшириться и будет разработано товароведе­ние услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объ­ектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллекту­ального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материаль­ный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения.Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вави­ловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведе­ние — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наи­лучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребитель­ные стоимости товаров составляют предмет особой дисципли­ны — товароведения»1. Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товарове­дения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксиро­вано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стои­мость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отра­жает одной из важнейших его сторон, которую образно отмстил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жиз­ненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продук­тов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболева­ний.

Повседневное или частое потребление товаров создает не­верное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирую­щиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физи­ки, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, по­стоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е иза. Т. 23. С. 44.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предло­жить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мерс сущность этой науки.

Товароведение— наука и учебная дисциплина об основопо­лагающих характеристиках товаров, определяющих их потреби­тельную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик. Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве­дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товарове­дение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго­товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономи­стам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основ­ного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предмет товароведения

Предметом товароведенияявляются потребительные ценно­сти товаров, а также методы их познания и обеспечения. Толь­ко потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потреб-ности человека. Если потребительная ценность товара не отве­чает реальным запросам потребителей, он не будет востребо­ван, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недоста­точно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необхо­димого уровня.

Классификация методов

Метод(от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставлен­ной цели.

В товароведении как прикладной естественно-научной дис­циплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами оп­ределения значений показателей качества) применяются и за­имствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики, философии и др. В науке такое заимствование — распространенное явление. Так, во многих науках применяются философские (индукция и дедукция, абст­ракции, обобщения, анализ и синтез) и математические (расче­ты, моделирование и т. п.) методы. В химии широко распро­странены физические методы (рефрактометрические, поляри­метрические и т. п.). Современный этап развития науки характеризуется интеграцией разных ее областей, что находит отражение и в заимствовании методов деятельности.

Таким образом, для товароведения как науки характерны свойственные и другим областям знаний тенденции: интегра­ция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические (рис. 1). В свою очередь каждая группа методов делится на ви­ды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности мето­ды делятся на методы — последовательные действия (напри­мер, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-опера­ции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Методы-действия — это совокупность приемов или операций практического или теоре­тического познания действительности либо достижения конкретного результата.

Методы-операции — конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста мар­кировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования — идентифи­кация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц, цель эксперимента — получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).

Рассмотрено на заседании кафедры СЭиТД протокол № 1 от «31» августа 2016 г.) - student2.ru

Рис. 1. Методы, применяемые в товароведении

Теоретические методы— методы, основанные на мыслитель­ных действиях и/или операциях в целях познания и/или иссле­дования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы— методы, основанные на познава­тельных действиях и операциях с использованием средств из­мерений (технических устройств или органов чувств) для опре­деления действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (из­мерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

Практические методы— методы, основанные на технологи­ческих действиях и операциях, предназначенных для определе­ния характеристик товара (качества, количества, товарной ин­формации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-дей­ствия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции — оценка качества и измерение количества.

Следует отметить, что. практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких эксперименталь­ных методах, как измерительные, органолептические и регист­рационные (например, определение видов и количества приме­сей, дефектов, градаций качества).

В практической товароведной деятельности широко исполь­зуются технологические методы хранения, осуществление кото­рых входит в должностные обязанности товароведов (напри­мер, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оп­тимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством товаров и т. п.). В отношении других технологиче­ских методов товароведы проводят лишь контроль за соответст­вием конечных результатов этих методов, осуществленных дру­гими лицами.

Теоретические методы

К теоретическим методам относятся анализ, синтез, обоб­щение и систематизация, построение гипотез, научное обосно­вание фактов.

Анализ— разделение исследуемого объекта (товара, техноло­гического процесса и т. п.) на составные элементы, выделение отдельных его признаков, свойств и операций.

Данный метод обычно используется на первом этапе науч­ных исследований для определения свойств, состава, структу­ры, строения товара, операций и приемов различных процес­сов. В товароведении — это один из наиболее распространен­ных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств. Для изучения каждой груп­пы свойств применяются соответствующие экспериментальные методы.

Проведение исследования только посредством анализа данных, отраженных в представленных на исследование документах (без предоставления товаров), является специфической особенностью товароведческой экспертизы. При этом возможность проведения экспертного исследования определяется достаточностью материалов.

Если эксперту представлен необходимый для решения поставленных вопросов пакет документов, то исследование состоится. Если некоторые из них отсутствуют (например, если при производстве экспертизы по факту порчи изделий на железнодорожном транспорте отсутствуют документы, содержащие данные об условиях транспортировки изделий: коммерческий акт и др.), то экспертом заявляется ходатайство о предоставлении недостающих материалов. В случае его неудовлетворения эксперт сообщает лицу (органу), назначившему экспертизу, о невозможности дать заключение, при удовлетворении ходатайства приступает к исследованию.

Успех экспертизы находится в прямой зависимости от того, пригодны ли представленные документы для исследования: принадлежат ли они к указанному периоду, надлежащим ли образом оформлены, все ли важные исходные данные в них отражены. Если представленные материалы отвечают указанным требованиям, то на основании изучения нормативных источников эксперт анализирует характеристики объектов, установленные непосредственными участниками процессов приемки, испытаний и т.д. Если их будет достаточно, то имеются основания для решения поставленного вопроса.

Сравнение— метод-операция, основанный на сопоставле­нии объектов для выявления общности и различия между ни­ми. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отно­шения между объектами. Например, при сравнении продоволь­ственных и непродовольственных товаров можно выявить в ка­честве общего признака их предназначение для купли-продажи, а в качестве отличительных признаков — используемое сырье, материалы, функциональное назначение.

Для сравнения отдельных элементов необходимо их выделе­ние с помощью анализа, поэтому достаточно часто эти два ме­тода применяются совместно в форме сравнительного анализа как комплексного метода. Метод сравнительного анализа осно­ван на разделении целого на части (элементы) с последующим сравнением этих элементов. Он широко используется при оценке качества товаров, когда на первом и втором этапах про­исходит анализ путем выделения показателей качества, а на третьем — их сравнение с базовыми показателями. В сочетании с систематизацией сравнительный анализ используется при классификации и кодировании товаров.

Сравнение может осуществляться по одному или несколь­ким признакам. Сравнивать следует только однородные объек­ты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.

При сравнительном товароведческом исследовании искомые показатели сопоставляются с нормативными в целях определения:

- уровня качества изделий в норме или отклонения от нее (вывод о степени снижения качества),

- соответствия (несоответствия) проведенных операций (приемки, испытаний, упаковки, транспортировки, хранения) нормативным требованиям,

- а также с аналогичными, содержащимися в различных документах, в целях установления их совпадения (различия). Расхождение показателей может служить основанием для решения вопроса об обстоятельствах (условиях), приведших к снижению (утрате) качества, либо подмене товара (например, сопоставление золотых серег и данных товарного ярлыка).

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно свя­заны с синтезом.

Синтез— объединение составных элементов объекта в еди­ное целое (систему). При этом между отдельными элементами возникают логические причинно-следственные связи, обуслов­ливающие целостность объекта. Метод синтеза использован при построении приведенной ранее структурно-логической схемы. Товароведная характеристика любого товара также яв­ляется результатом синтеза различных его свойств.

Сравнительный анализ и синтез служат предшествующими методами-операциями для другого метода — диагностики, ко­торый находит широкое применение в товароведении при об­наружении несоответствий и дефектов на разных этапах техно­логического цикла товародвижения, а также при идентифика­ции.

Диагностика— метод-операция, базирующийся на описании основных признаков, показателей исследуемого объекта и вы­явлении определенных соответствий (тождественности) или не­соответствий и причин их возникновения. Этот метод положен в основу таких важнейших и распространенных видов товаро­ведной деятельности, как установление градаций качества (на­пример, сорта товара), дефектов, а также идентификация. Ко­нечной целью диагностики является не только определение причин возникновения несоответствий, но также разработка корректирующих и/или предупреждающих и/или устраняющих несоответствия действий.

Результаты диагностики, анализа и синтеза могут быть ис­пользованы для прогнозирования.

Прогнозирование— метод, основанный на исследовании перспектив изменения определенных процессов. С помощью этого метода в товароведении осуществляется прогнозирова­ние качества и изменений его при хранении в зависимости от определенных условий и сроков, а также рационального ас­сортимента. В товароведной практике при закладке товаров на длительное хранение товароведам приходится прогнозировать сроки сохраняемости по каждой товарной партии с учетом ка­чества товаров, первоочередности их реализации и других факторов.

Программирование— метод, основанный на определении последовательности действий по обеспечению надлежащих то­вароведных характеристик товаров или рационального товаро­движения. Программирование применяется при разработке программ качества товаров и программ производственного кон­троля, а также определении ассортиментной политики и поли­тики в области качества.

Последовательное применение рассмотренных выше мето­дов создает основу для дальнейшего планирования товаровед­ной деятельности.

Планирование— метод, основанный на разработке долго­срочных и краткосрочных планов или проектов. Этот метод ис­пользуется при управлении ассортиментом и качеством това­ров, их закупках и размещении на хранение, установлении пе­риодичности реализации отдельных товарных партий.

Применение методов диагностики, прогнозирования, про­граммирования и планирования требует высокой профессио­нальной компетентности специалистов — товароведов и това­роведов-экспертов. Поэтому достаточно часто в ситуациях, тре­бующих квалифицированного применения данных методов, руководители торговых организаций предпочитают пользовать­ся услугами экспертных организаций.

Абстрагирование— метод, основанный на мысленном выде­лении и превращении в самостоятельный объект рассмотрения отдельных характеристик товаров и/или факторов, влияющих на них. Особенностью этого метода является то, что выделен­ная характеристика самостоятельно не существует в ее физиче­ском проявлении. Например, определение понятий и условных обозначений основано на методе абстрагирования.

Определение понятий и терминов чрезвычайно важно для любой учебной дисциплины. Без этого обучаемые не смогут воспринимать информацию. В профессиональной деятельности возможно неверное толкование объектов (товаров, процессов, услуг) разными субъектами. Так, отсутствие определений тер­минов «квас» и «квасные напитки», «сливочное масло» и «ком­бинированное масло» привело, в конечном счете, к ассорти­ментной фальсификации, когда более дешевые товары с меньшей полезностью (квасные напитки, комбинированное масло) выдаются за более дорогие и полезные (квас, сливочное масло).

Поэтому не случайно, что в последние годы определение терминов регламентируется в федеральных законах, стандартах и других нормативных документах. Активно этот процесс про­исходит и в товароведных дисциплинах. В программах в начале каждой темы предусматриваются основные понятия, которые ранее были неизвестны обучаемым. При этом, по нашему мне­нию, определение термина, если оно стандартизировано, должно обязательно приводиться в точном соответствии с ус­тановившим его нормативным документом. Вместе с тем пре­подаватель может привести собственное модифицированное, уточненное или новое определение термина, пояснив свою по­зицию в данном вопросе. Это, в частности, может быть вызва­но тем, что в некоторых случаях определение термина в законе или стандарте дается в достаточно сложной для восприятия форме, с повторением одинаковых слов, а для обучающих це­лей полезно сократить ряд слов, уточняющих детали, и при­вести более сокращенный вариант определения термина, но без утраты его сущности.

Условные обозначения (символы, порядковые номера стан­дартов, информационные знаки на маркировке и др.) применя­ются при кодировании товаров в классификаторах, в виде штрих-кодов, при регистрации нормативных документов, мар­кировании товаров и выполняют идентифицирующую функ­цию. Поэтому достаточно часто абстрагирование выступает как не только самостоятельный метод, но и прием для методов классификации, обобщения и конкретизации. Вместе с тем аб­страгирование является прямой противоположностью метода конкретизации.

Конкретизация— метод, основанный на представлении объ­екта в конкретной, наглядной форме. Как и абстрагирование, конкретизация является результатом мыслительной деятельно­сти человека.

В процессе познания оба метода могут применяться совме­стно, но в разной последовательности — от конкретного к абст­рактному и от абстрактного к новому конкретному. Причем на разных этапах познания выбирается то из направлений, кото­рое наиболее приемлемо для определенных целей, но чаще все­го первоначально образуются абстракции из конкретного, а затем на их основе на качественно новом уровне познания кон­кретное воспроизводится как целостность объекта.

В товароведении процесс познания происходит путем абст­рагирования отдельных элементов на уровне понятий, отдель­ных свойств товаров, их оценки, а затем на этой основе форми­руется целостное знание о товаре, его основополагающих ха­рактеристиках.

Обобщение— метод, основанный на выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений. В результате обобщения выбираются наиболее ти­пичные, присущие всем или многим объектам свойства либо процессы, несмотря на частные или случайные исключения.

Обобщение находит широкое применение при изучении то­вароведных дисциплин. Так, товароведные характеристики то­варов однородных групп основываются на обобщении их по­требительских свойств и показателей, выявлении обобщенных идентифицирующих и классификационных признаков. Обоб­щение позволяет в более краткой форме усвоить знания о мно­гообразных объектах и их свойствах, сформировать обобщен­ные умения и навыки. Например, обобщенные знания опреде­ляющих органолептических показателей качества товаров имеют решающее значение при оценке их качества и формиру­ют у студентов сначала умения оценивать разные товары по этим показателям, а затем и навыки.

Обобщение может выступать и как методический прием при использовании методов классификации (для установления классификационных признаков и ступеней классификации при иерархическом методе), сравнительного анализа (для выявле­ния общности) и идентификации (для установления тождест­венности и соответствия).

Идеализация— метод, основанный на мысленном конструи­ровании понятий об объектах, не существующих или недости­жимых в действительности, но к которым необходимо стре­миться их прообразам в реальном мире. Такие понятия сущест­вуют и в дисциплинах, относящихся к блоку товароведных.

В товароведении метод идеализации применяется как один из приемов оценки качества, когда в стандартах устанавливают­ся требования (нормы), которым должен отвечать конкретный товар по всем показателям. Фактически же ни один товар не может точно соответствовать установленным требованиям по всем показателям. Для устранения этого несоответствия между идеальным (в стандарте) и реальным товаром устанавливают определенные пределы или диапазоны требований.

Идеализация может выступать и как прием при ранжирова­нии объектов, поскольку для распределения по рангам более или менее нужна реперная точка отсчета — некий идеальный объект, обладающий наибольшими или наименьшими качест­венными характеристиками, которые нельзя или нецелесооб­разно изменять количественно. Кроме того, метод идеализации применяется для построения абстрактных схем и моделей.

Моделирование — метод, основанный на построении моде­лей и переносе информации по аналогии от модели к прототи­пу. Этот метод является совокупностью нескольких методиче­ских приемов: выбор или преобразование модели, построение модели или перенос информации по аналогии от модели к ре­альному объекту, являющемуся его прототипом. Аналогия рас­сматривается как метод-операция переноса знаний от одного объекта (модели) на его прототип или оригинал — менее изу­ченный или менее доступный объект.

По характеру моделей принято выделять две разновидности данного метода — предметное и знаковое (информационное) моделирование. Объектом предметного моделирования служат модели, воспроизводящие физические, химические и функцио­нальные характеристики оригинала по аналогии с ранее изу­ченным объектом. В товароведении такими моделями являются химический состав пищевых продуктов, приведенный в учеб­никах, справочных таблицах химического состава пищевых продуктов, Справочнике товароведа продовольственных това­ров. Эти данные получены при исследовании продуктов опре­деленного вида, а впоследствии их переносят на продукты того же вида, мысленно предполагая их аналогичность. При этом следует иметь в виду, что при изучении химического состава применяются разрушающие методы испытаний, что делает не­возможным исследования каждого экземпляра товаров, так как он будет безвозвратно утрачен. К предметным моделям можно отнести характеристику свойств и показателей функционально­го и социального назначения, создаваемые в ситуационных за­дачах и деловых играх. Имитирующие производственные ситуа­ции также являются предметными моделями.

Знаковое (информационное) моделирование при изучении то­вароведения применяется в виде иллюстрирующих схем и расчетных формул (например, формула для расчета влажности, ки­слотности товаров).

Систематизация— метод, основанный на построении еди­ной системы характеристик объектов и связанных с ними про­цессов. С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необ­ходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.

Систематизация — комплексный метод, нашедший широкое применение в товароведении. Так, систематизация содержания дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» ос­новывается на применении унифицированных схем отдельных дидактических элементов, повторяющихся по определенным вопросам (например, по товароведным характеристикам) для разных товаров. В дисциплине «Теоретические основы товаро­ведения» заложена обобщенная система товароведных знаний, которая затем конкретизируется в частных разделах товарове­дения применительно к однородным группам товаров. Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

Эмпирические методы

Эмпирические или экспериментальные методы— методы по­знания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им, стали возможны исследования химической, физической и био­логической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных на­ук экспериментальные методы подразделяются на: измеритель­ные— физические, физико-химические, химические, биологи­ческие; органолептические, регистрационные и социологические.Разновидностями физических, физико-химических и химиче­ских методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реалогические, рефрактометрические и другие методы, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.

Измерительный (инструментальный, лабораторный) метод,осуществляемый с помощью технических средств измерений, позволяет получать непосредственно численные значения показателей свойств, связанных с определением строения (структуры) размерных признаков и включает в себя физико-механические, микроскопические, химические, биологические и другие методы исследования.

Физико-механические методы используются при производстве товароведческих экспертиз для исследования физических (плотности, удельного веса, объемной массы, массы 1 кв.м.), термических (теплоемкости, термической стойкости и расширения), электрических, оптических, сорбционных свойств материала.

Химические методы применяются для изучения химических свойств объектов: элементного состава, долевого содержания, прочности окраски, способности материала взаимодействовать с кислотами, щелочами и т.п.

Измерительные методы исследования объективны, точны, а получаемые числовые результаты легко сопоставимы с контрольными базовыми показателями.

Органолептический метод— основан на анализе восприятия органами чувств признаков свойств для определения цвета, запаха, вкуса, упруго-пластических свойств, внешнего вида изделий. Этот метод прост, не требует применения специального оборудования, приборов; исследование проводится быстро, практически в любых условиях; объект не разрушается. Однако этот метод имеет и существенный недостаток: зависит от индивидуального восприятия эксперта, состояния и особенностей его органов чувств и часто носит субъективный характер.

Регистрационныйметод — метод, основанный на наблюдени­ях иучете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик, а также на подсчете числа признаков (например, показатель плотности ткани определяется путем подсчета числа нитей на 10 см длины).

Разновидностью регистрационного метода является монито­ринг.

Мониторинг— метод, основанный на постоянном наблюде­нии за каким-либо процессом с целью выявления его соответ­ствия желаемому результату или первоначальному предложе­нию. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, для определения заболева­ний, связанных с нерациональным питанием, а также для вы­явления фальсифицированной и контрафактной продукции.

Социологический метод— метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он нахо­дит широкое применение для выявления запросов потребите­лей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

Экспериментальный метод исследования (метод эксперимента) заключается в проведении экспертом опытов, направленных на получение экспериментальных образцов для сравнительного исследования, в цел

Наши рекомендации