Эффективность менеджмента, понятие и методика ее расчета
Эффективность - комплексное понятие, описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и пр.
Эффективность в системном смысле - характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений.
В более узком смысле эффективность системы характеризует соотношения затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной, технологической, экологической эффективности.
Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т. д.) хотя бы в качественных категориях - лучше - хуже, качественно - некачественно и т.д.
Таким образом, эффективность существует при наличии:
* определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки;
* установленной системы (иерархии) целей развития системы;
* установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по отношению к системе среды, которые задают определенный диапазон развития системы, результатов ее функционирования, альтернатив.
Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных, экономических результатов.
Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характеристики.
Экономические организации существуют для реализации определенных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности является одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Существуют разные способы решения проблемы оценки эффективности менеджмента организации. Однако каким бы ни был избранный критерий, эффективность менеджмента в динамике характеризует рост организации, го есть изменение границ между организациями и между организациями и рынком.
Следует различать внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.
Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости.
Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, экономики.
Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации.
Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, то есть совокупности поступков, активного поведения. Деятельность характеризуется такими чертами, как пространственно временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.
Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной.
Эффективная экономичная деятельность характеризуется такими признаками, как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации, предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников.
Экономические аспекты эффективности характеризуются экономическим эффектом, под которым понимается разница между результатами экономической деятельности (например, продуктом в стоимостном выражении) и затратами, произведенными для их получения и использования. Когда результатом экономической деятельности являются не только экономический, но и более широкие социально-экономические последствия, правильнее говорить о социально-экономическом эффекте. Если результаты экономической деятельности превышают затраты, имеем положительный экономический эффект (оцениваемый, например, прибылью); в противоположном случае — отрицательный (например, ущерб, убыток).
Следует подчеркнуть, что в отличие от экономического эффекта экономическая эффективность не абсолютная (эффект за определенный период), а относительная величина. Наиболее распространенный способ ее определения заключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на единицу затрат). Отсюда при прочих равных условиях, чем больше экономический эффект (или результаты) и меньше примененные для этого ресурсы, тем выше эффективность системы. Уровень эффективности - важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях), является оптимальным (условно оптимальным).
Следует отметить, что эффективность по отношению к организации (бизнесу) включает как минимум две стороны:
* эффективность основной деятельности (производственной), то есть эффективность бизнеса - по затратам и результатам производственно- экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлений деятельности, то есть оценка того, ЧТО делает организация. Здесь применимы традиционные показатели эффективности, соизмеряющие результаты и затраты {рентабельность, фондоотдача и т.п.)-,
*эффективность системы управления организацией, то есть по сути эффективность менеджмента, то есть оценка КАК организация добивается соответствующих результатов. Здесь показатели преимущественно носят качественный характер.
Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результативность) основной деятельности, признаками результативности которой являются:
1.Действенность - степень достижения целей организации.
2.Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
3.Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.
4.Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками.
5.Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).
6.Качество трудовой жизни - условия труда работников.
7. Инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.
При определении основных критериев и показателей эффективности управления следует учитывать, что управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка часто не может быть произведена непосредственно из-за отсутствия формализованных результатов и критериев оценки выполняемой работы.
Общая эффективность управленческого труда:
Еу=Эу/Зу, (1)
где Эу – экономический эффект (рез-т) управленческой деятельности;
Зу – суммарные годовые затраты на управление.
n
Эу = å Эi - En × ЗУ (2)
i=1
Эi – экономия от i-го вида работ;
n – число выполняемых работ, давших экономию;
Еn – нормативный коэффициент эффективности;
Кроме того, эффективность управленческого труда может быть выражена показателями производственной деятельности предприятия (результат работы предприятия по i-му показателю):
Еуi= П/Зу. (3)
Экономия от сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат управления персоналом определяется по формуле:
Эвр= (в×ч×ф) ×s, (4)
где в – сокращенные потери и непроизводительные затраты времени в течение рабочего дня;
ч – численность работников, сокративших потери и непроизводительные затраты;
ф – годовой фонд рабочего времени 1-го работника управления;
s – среднегодовая стоимость 1 чел.-ч. работника управления;
Экономия за счет уменьшения текучести кадров:
Эт=Рч× (1-Кч2/Кч1), (5)
где Рч – среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию при текучести кадров;
Кч1 и Кч2 – фактический и ожидаемый коэффициент текучести (%).
Эффективность управленческого труда может определяться также по косвенным показателям, в частности по годовой выработке на одного работника управленческого персонала:
Эув=Qтп/Чу, (6)
где Qтп – среднегодовой объем ТП;
Чу – среднегодовая численность управленческого персонала.
Эффективность затрат на управление:
Эуз=Qтп/Зу, (7)
где Зу – суммарные управленческие затраты.
Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:
1. Совершенствование структуры организации и более рациональное распределение функции, прав.
2. Разработка политики и стратегии развития организации.
3. Совершенствование системы принятия решений.
4. Совершенствование системы управления персоналом.
5. Совершенствование информационной системы в организации.
6. Развитие коллегиальности управления, самостоятельности и ответственности работников.
7. Создание культуры организации.