Эффективность менеджмента, понятие и методика ее расчета

Эффективность - комплексное понятие, описываемое такими характеристиками, как целесо­образность, результативность, качество, полезность и пр.

Эффективность в системном смысле - характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении опреде­ленных критериальных показателей и ограничений.

В более узком смысле эффективность системы характеризует соотноше­ния затрат (в широком смысле затрат неких ресурсов) и результатов функцио­нирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно какие ре­зультаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, соци­ально-экономической, социальной, технологической, экологической эффек­тивности.

Эффективность предполагает возможность оценки, сравнения альтернатив (результатов, путей развития и т. д.) хотя бы в качественных категориях - лучше - хуже, качественно - некачественно и т.д.

Таким образом, эффективность существует при наличии:

* определенной точки отсчета, базы и критериев для сравнения и оценки;

* установленной системы (иерархии) целей развития системы;

* установленных ограничений (условий) внутренней и внешней по отно­шению к системе среды, которые задают определенный диапазон разви­тия системы, результатов ее функционирования, альтернатив.

Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилуч­шую результативность деятельности управляемой системы организации, реали­зацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количест­венных, экономических результатов.

Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельно­сти организации, включая внешние и внутренние характеристики.

Экономические организации существуют для реализации определенных це­лей, и количественный результат (эффект) их деятельности является одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Существуют разные способы решения проблемы оценки эффективности менеджмента организации. Однако каким бы ни был избранный критерий, эффективность менеджмента в динамике характеризует рост организации, го есть изменение границ между организациями и между организациями и рынком.

Следует различать внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение оп­ределенных потребностей сказывается на динамике собственных целей органи­зации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности ме­неджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде все­го выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозави­симости.

Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, эконо­мики.

Итак, главным признаком эффективности менеджмента является сте­пень достижения целей деятельности организации.

Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, то есть совокупности поступков, активного поведения. Дея­тельность характеризуется такими чертами, как пространственно времен­ная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п.

Если деятельность полностью или частично приводит к достижению постав­ленных целей, она считается эффективной.

Эффективная экономичная деятельность характеризуется такими признака­ми, как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации, предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников.

Экономические аспекты эффективности характеризуются экономическим эффектом, под которым понимается разница между результатами экономиче­ской деятельности (например, продуктом в стоимостном выражении) и затра­тами, произведенными для их получения и использования. Когда результатом экономической деятельности являются не только экономический, но и более широкие социально-экономические последствия, правильнее говорить о соци­ально-экономическом эффекте. Если результаты экономической деятельности превышают затраты, имеем положительный экономический эффект (оценивае­мый, например, прибылью); в противоположном случае — отрицательный (на­пример, ущерб, убыток).

Следует подчеркнуть, что в отличие от экономического эффекта экономи­ческая эффективность не абсолютная (эффект за определенный период), а от­носительная величина. Наиболее распространенный способ ее определения за­ключается в делении величины эффекта на величину затрат (эффект на едини­цу затрат). Отсюда при прочих равных условиях, чем больше экономический эффект (или результаты) и меньше примененные для этого ресурсы, тем выше эффективность системы. Уровень эффективности - важнейшая характеристика качества системы и качества решений (действий), изменяющих ее. Вариант функционирования экономической системы, обеспечивающий наибольшую ее эффективность в данных условиях (при заданных ограничениях), является оп­тимальным (условно оптимальным).

Следует отметить, что эффективность по отношению к организации (бизне­су) включает как минимум две стороны:

* эффективность основной деятельности (производственной), то есть эффективность бизнеса - по затратам и результатам производственно- экономической, финансовой, маркетинговой и прочих направлений дея­тельности, то есть оценка того, ЧТО делает организация. Здесь примени­мы традиционные показатели эффективности, соизмеряющие результаты и затраты {рентабельность, фондоотдача и т.п.)-,

*эффективность системы управления организацией, то есть по сути эф­фективность менеджмента, то есть оценка КАК организация добивается соответствующих результатов. Здесь показатели преимущественно носят качественный характер.

Эффективность менеджмента проявляется через эффективность (результа­тивность) основной деятельности, признаками результативности которой явля­ются:

1.Действенность - степень достижения целей организации.

2.Экономичность - соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.

3.Качество - соответствие характеристик продукции (услуг) стандар­там и требованиям потребителей.

4.Прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издерж­ками.

5.Продуктивность - соотношение объема продукции (услуг) за опреде­ленный период в натуральных, стоимостных и других показателях и за­трат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6.Качество трудовой жизни - условия труда работников.

7. Инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.

При определении основных критериев и показателей эффективности управления следует учитывать, что управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка часто не может быть произведена непосредственно из-за отсутствия формализованных результатов и критериев оценки выполняемой работы.

Общая эффективность управленческого труда:

Еу=Эу/Зу, (1)

где Эу – экономический эффект (рез-т) управленческой деятельности;

Зу – суммарные годовые затраты на управление.

n

Эу = å Эi - En × ЗУ (2)

i=1

Эi – экономия от i-го вида работ;

n – число выполняемых работ, давших экономию;

Еn – нормативный коэффициент эффективности;

Кроме того, эффективность управленческого труда может быть выражена показателями производственной деятельности предприятия (результат работы предприятия по i-му показателю):

Еуi= П/Зу. (3)

Экономия от сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат управления персоналом определяется по формуле:

Эвр= (в×ч×ф) ×s, (4)

где в – сокращенные потери и непроизводительные затраты времени в течение рабочего дня;

ч – численность работников, сокративших потери и непроизводительные затраты;

ф – годовой фонд рабочего времени 1-го работника управления;

s – среднегодовая стоимость 1 чел.-ч. работника управления;

Экономия за счет уменьшения текучести кадров:

Эт=Рч× (1-Кч2/Кч1), (5)

где Рч – среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию при текучести кадров;

Кч1 и Кч2 – фактический и ожидаемый коэффициент текучести (%).

Эффективность управленческого труда может определяться также по косвенным показателям, в частности по годовой выработке на одного работника управленческого персонала:

Эув=Qтп/Чу, (6)

где Qтп – среднегодовой объем ТП;

Чу – среднегодовая численность управленческого персонала.

Эффективность затрат на управление:

Эуз=Qтп/Зу, (7)

где Зу – суммарные управленческие затраты.

Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента:

1. Совершенствование структуры организации и более рациональное распределение функции, прав.

2. Разработка политики и стратегии развития организации.

3. Совершенствование системы принятия решений.

4. Совершенствование системы управления персоналом.

5. Совершенствование информационной системы в организации.

6. Развитие коллегиальности управления, самостоятельности и ответственности работников.

7. Создание культуры организации.

Наши рекомендации