Виды спроса и соответствующие им типы
Маркетинга
Спрос представляет собой платежеспособную потребность, представленную на рынке. На его формирование оказывают влияние с одной стороны- психологические особенности потребителей, физиологические свойства, социальные условия, денежный доход, демографические факторы, цены, а с другой стороны - экономическая и финансовая ситуация в стране, регионе или отдельно взятой местности, наличие предложения со стороны товаропроизводителей.
Теория маркетинга и реальность жизни убедительно свидетельствуют, что к спросу следует не только приспосабливаться, но и на него можно влиять. Способы и практические приемы этого влияния дифференцируются в зависимости от состояния спроса.
Типы маркетинга представляют собой ориентацию на разные состояния спроса маркетингового товара. Принята следующая классификация:
1.Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса. При негативном спросе все или большинство важнейших сегментов потенциального рынка отвергают товар или услугу. Негативный спрос проявляется на ранке достаточно часто, и распространяется на многие товары и услуги. Вегетарианцы, например, являются носителями негативного спроса на мясо всех сортов, многие потребители проявляют негативный спрос на различные виды лекарственных препаратов и т.п.
Задачей управления маркетингом при негативном спросе, особенно при наличии благоприятных условий для предложения товаров, является разработка такого плана, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары, а в перспективе – развитию его уровня, соразмерного предложению товаров.
2.Стимулирующий маркетинг применяется тогда, когда имеет место полное безразличие или не заинтересованность потребителя. Отсутствие спроса – состояние, когда все или важнейшие сегменты потенциального рынка не проявляют интереса к потенциальному предложению. Это возможно в следующих случаях:
а) Известные товары воспринимаются как потерявшие всякую ценность (например, старые вещи).
б) Товары воспринимаются как имеющие ценность, но не на данном рынке (солнечные очки на севере, теплая обувь (валенки) на юге и т.п.).
в) На новые товары отсутствует спрос, так как рынок не подготовлен к их появлению (например, например сувениры, которые приобретают, когда их видят на витрине, но заранее не подумав о покупке).
3. Развивающийся маркетинг связан с формирующимся спросом на товары. Потенциальный спрос имеет место тогда. Когда известная часть потребителей испытывает потребность в приобретении какой-то вещи, которая еще не существует в форме конкретного товара или услуги. Наличие потенциального спроса открывает возможности для создания такого товара или услуги. Например, создание экологически чистой упаковки для продуктов питания, сигареты, не содержащие веществ, вредных для здоровья и т.п.
4. Ремаркетинг имеет место при снижающемся спросе. Когда спрос на товар или услугу ниже уровня предшествующего периода, то при отсутствии мероприятий, направленных на переориентацию рынка или изменение предложения, он может еще больше снизиться. Снижающийся спрос нуждается в реанимации, в создании нового жизненного цикла исчезающего с рынка товара.
5. Синхромаркетинг представляет собой такой случай, когда общий уровень спроса удовлетворен, но не устраивает состояние спроса на определенном отрезке времени. Спрос может значительно превышать производственные возможности или наоборот, когда произведенного товара оказывается больше потребностей рынка. Такой спрос характеризуется как колеблющийся, подверженный не только сезонным колебаниям, но и несовпадающий по времени со структурой предложения.
6. Поддерживающий маркетинг применяется при наличии полноценного спроса. Он имеет место, когда уровень и структура спроса на товары и услуги полностью соответствует уровню и структуре предложения. Следует учитывать, что на уровень спроса оказывают непосредственное влияние два фактора: изменение потребностей и появление на рынке аналогичных товаров других фирм.
7. Демаркетинг имеет место, когда спрос на товары значительно превышает предложение. Чрезмерный спрос – это состояние, при котором спрос превышает уровень производственных возможностей, товарных ресурсов. Он может быть также связан с постоянно высокой популярностью некоторых товаров.
8. Противодействующий маркетинг применяется, если спрос на товары был расценен как нежелательный, иррациональный с точки зрения благополучия потребителя, общества. Иррациональный спрос имеет место тогда, когда удовлетворение спроса представляется нежелательным из-за отрицательных потребительских свойств соответствующих товаров (алкогольные напитки, табачные изделия).