Особенности размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания

Экономическая эффективность размещения новых и реконструкция действующих предприятий осуществляется на основе экономической оценки эффективности по критерию приведенных затрат.

В ряду факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является самым главным. Действие этого фактора взаимосвязано и с другими, такими как специализация, размер торгового предприятия и т.д.

Принципы размещения торговых предприятий на территории городов.

Предприятия торговли должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.

Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся: равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.

Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и, в первую очередь, торгующим товарами повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов разного товарного профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствует универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.

Ступенчатость размещения (ориентация магазинов на определенную зону торгового обслуживания) заключается в делении магазинов на местные и общегородские с учетом их функционального значения.

Магазины местного значения, занимающиеся обеспечением населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города (микрорайонах, жилых комплексах). Они обслуживают население в пределах пешеходной доступности. Основным типом магазина местного значения является универсам. Радиус обслуживания магазинов этой группы составляет 500 м.

Магазины общегородского значения должны предоставлять населению возможно максимального выбора товаров и услуг. К этой группе магазинов относят универмаги, продовольственные магазины типа «Гастроном», специализированные магазины по торговле продовольственными и непродовольственными товарами. Магазины общегородского значения предназначены для обслуживания населения всего города.

Удобным для населения городов является размещение магазинов в составе торговых центров, представляющих собой комплексы взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, атак же предприятий бытового и коммунального обслуживания, размещаемых в одном или сблокированных зданий, объединенных в едином архитектурном ансамбле.

Иные принципы положены в основу размещения розничной торговой сети потребительской кооперации. Ее размещение должно обеспечивать создание на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания, позволяющей населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в города.

Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. Рассмотрим дополнительные факторы, определяющие выбор месторасположения розничного торгового предприятия. Наряду со специализацией и размером торгового предприятия на выбор места его дислокацию оказывают влияние:

- зона притяжения, или радиус действия магазина и его рынок сбыта;

- потенциальные покупатели – их число, возрастной состав,

- уровень доходов, социальная структура и его особенности (студенческий городок, воинская часть, предприятия с женским составом работников);

- конкуренты – их число, размер, особенности;

- транспортные и пешеходные потоки;

- наличие подъездных путей и автостоянок;

-криминогенное состояние в зоне притяжения и т.л.

Обычно товары делятся на три основные группы: товары повседневного спроса, крупные дорогие вещи предметы роскоши.

Магазины повседневного спроса лучше располагать на перекрестках, где интенсивны потоки покупателей и транспорта.

Наши рекомендации