Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли
Под концентрацией понимается сосредоточение все большей массы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, объем продаж товаров и массы прибыли на крупных предприятиях торговли их объединение.
Концентрация бывает трех видов:
1) Диверсификация– представляет собой расширение сферы производства или торговли предпринимателем или торговцем за счет включения в нее новых продуктов.
Диверсификация наиболее активно проходит в розничной торговле, когда предприятия различного товарного профиля объединились под общим финансовым контролем крупных торговых предприятий и цепных систем.
В торговле сформировались два типа диверсификации:
-внутриотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля;
- межотраслевая диверсификация – объединение функционально-независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности.
2) Горизонтальная интеграция – формировалась в виде образования цепных фирм, которые владеют некоторым количеством однотипных магазинов в одном городе или в разных частях страны, то есть являясь первоначальной формой концентрации в системе товарного обращения .
Горизонтальная интеграция представляет собой объединение двух или более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении и образующих цепные торговые системы.
Первой и существенной особенностью организционной структуры цепных компаний является разделение функций закупки товаров у поставщиков и функций розничной продажи товаров потребителям, то есть основной экономический эффект горизонтальной интеграции в системе товарного обращения заключается в низких ценах закупки при ее массовом характере.
Вторая особенность цепных компаний – их формирование как строго иерархических, централизованно- управляемых организационных структур, в которых установлена жесткая система контроля и оперативного информирования. При этом эффект повышения эффективности получается за счет совершенствования управления.
Третьей особенностью цепных компаний является наличие менеджеров высокого уровня (управляющих) в управлении по территориям, рынкам и товарным группам (линейно-функциональный способ управления).
3) Вертикальная интеграция – объединения, слияние, кооперация или взаимодействие функционально-зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей данного продукта.
Вертикальная интеграция включает:
- отношение предприятий торговли с предприятиями, которые снабжают их товарами для дальнейшей перепродажи;
- отношение торговых предприятий с покупателями этих товаров;
- отношения предприятий торговли с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отрасли торговли.
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТОРГОВЛЕ (по материалам Концепции развития торговли товарами народного потребления)
Анализ итогов реформирования торговли позволяет сделать вывод о том, что в конце 90-х годов в развитии отрасли начался качественно новый этап.
На смену разъединительным и обособленческим настроениям, порожденным ошибочной стратегией приватизации, приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.
Формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
Для развития интегрированных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки.
Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации товаров, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.
Сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции даже в ее неразвитых формах.
Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.С учетом анализа мировой торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные торговые организации как вид добровольного объединения в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звене торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена, включая массовое питание.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия. Причем данная торговая марка широко известна потребителям и воспринимается ими как своеобразная гарантия качества.
Цепные торговые организации должны создаваться на принципах добровольного подчинения, с использованием договоров аренды или даже продажи предприятия с соблюдением норм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
На практике создание цепных торговых организаций по договору аренды предприятия может рассматриваться как срочный управленческий контракт. При такой постановке вопроса объединение может быть работоспособным лишь при полном включении его участников в систему деловой активность головной структуры.
Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативного типа должны формироваться как своеобразный ответ на усиления позиций цепных торговых структур. Сущность данного вида объединений, в отличие от предыдущего, состоит в том, что группа малых и средних торговых структур будет стремиться обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой торговой группы, способной к жесткой конкуренции на потребительском рынке.
Принципиальной особенностью работы таких объединений будет опора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций сноси хозяйственной политики. Исходя из этого можно предположить, что подобные объединения получат широкое распространение в розничной торговле и общественном питании. Именно в этих торговых сферах согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функций товароснабжения являются основанием для возникновения объединения.
Наиболее перспективным направлением создания объединений ассоциативного типа в розничной торговле может быть объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяйственного развития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания, и т.п.
В массовом питании кооперативные объединения наиболее целесообразны при организации обслуживания в общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия – доготовочные в школах, там, где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.
Добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактного тина будут формироваться как альтернатива усилению позиций цепных торговых структур и объединений ассоциативного типа.
Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой и розничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохранении полной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. При этом розничные структуры, входящие в цепь, как правило, должны будут иметь единое фирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовую политику, определяемую оптовой структурой.
Вместе с тем рассмотренные варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они лишь несколько смягчают действие таких разрушающих потребительский рынок факторов, как неплатежи и обусловленная этим широко распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
Кардинальное решение проблемы возможно лишь на путях еще более глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
Создание единых хозяйственных комплексов - торгово-финансово-промышленных групп является обоюдовыгодным для всех участников и поднимает процесс структурной перестройки торговли на качественно новый уровень.
Мировой опыт и отечественная практика формирования финансово-промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:
- в области структурной перестройки торговли с целью ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;
- в области резкой активизации внутреннего потенциала хозяйственных структур, вошедших в группу, и создания на этой основе особых механизмов их самофинансирования, повышения их инвестиционной активности на потребительском рынке;
- в области появления новых технологий оптово-складских и коммерческих операций, а также оказания транспортно-экспедишюпных услуг по перевозке торговых грузов с минимальными затратами, в максимально короткие сроки, с рациональным использованием подвижного состава.
Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет дополнятся их объединением в различные формы некоммерческих организаций в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях».
Создание таких объединений обоюдовыгодно как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной защиты своих прав, так и для государства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и для профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.