Информация о предыдущей рекламной деятельности
4.1. Общая рекламная стратегия вашей компании.
4.2. Какие виды маркетинговых коммуникаций использовались раньше и что планируется использовать в будущем дня позиционирования компании и (или) продвижения ее товаров/услуг?
4.3. Какие средства продвижения использовались?
Маркетинговые цели
5.1. Увеличение объема продаж и (или) доли рынка.
5.2. Позиционирование.
5.3. Запуск нового товара/услуги.
5.4. Иные цели.
Дополнительная информация
6.1. Охарактеризуйте вашу компанию одним словом (прилагательное). Постарайтесь подобрать такое слово, которое нельзя употребить также и по отношению к вашим главным конкурентам.
6.2. Если проводились качественные и (или) количественные исследования целевой аудитории, то приложите их, пожалуйста, к техническому заданию.
6.3. Укажите свои дополнительные пожелания.
Для наиболее полного анализа брифа необходимо ответить на следующие вопросы:
• способствует ли бриф глубокой умственной работе и выработке креативного решения?
• вызывает ли бриф доверие?
Другой пример формы брифа представлен в приложении 1.
В теории рекламы рассматриваются самые разнообразные модели рекламных брифов, в частности:
• уже рассмотренный нами бриф для заказа в рекламном агентстве креативных услуг (на проведение рекламной кампании или "творческий" бриф);
• медиабриф, необходимый для описания форм, видов, каналов, технологий и условий распространения рекламы;
• стратегический бриф, аккумулирующий необходимую информацию для составления конкретного задания на выполнение всех необходимых действий для продвижения товара;
• дизайн-бриф, как особого рода задание на дизайн, которое чаще всего поручается студии профессиональных дизайнеров;
• бриф статистики, разрабатываемый как задание на проведение маркетинговых, статистических, социологических и иных исследований;
• промоушн-бриф – проведение всех вышеописанных брифов в комплексе, причем при проведении брифов учитываются многие факторы и параметры, которые определяются в зависимости от рода деятельности заказчика.
Существуют также специальные брифы на отдельные виды рекламных услуг – на разработку наименования марки, фирменного стиля и дизайна, на разработку рекламного ролика, буклета, пресс-релиза, баннера, сайта и др.
Брифы могут иметь несколько альтернатив внедрения. Выбор альтернатив производится методами экспертного отсева, тестирования и постоянного мониторинга эффективности рекламы.
21. Процесс и этапы разработки рекламного продукта
С точки зрения маркетингового подхода реклама представляет собой особое средство привлечения внимания, информирования, увещевания и напоминания о предметах и явлениях окружающего нас мира, которое используется для осуществления воздействия на людей с той или иной целью. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" реклама – это "информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке". При этом в качестве объектов рекламирования могут выступать самые разнообразные предметы и явления окружающего нас мира (товары и услуги, их образы, физические и юридические лица, идеи и начинания, теории и концепции), что очень важно понимать в процессе исследования различных рекламных продуктов.
Общепринятое в маркетинге понятие товара – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товар – это еще и позиционированное предложение целевой аудитории в виде качественно и количественно определенного средства удовлетворения потребностей в соответствии со стилем жизни потребителя или маркетинговой политикой компании. Таким образом, понятие товара для маркетолога состоит из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга. Продукт в маркетинге – это составная часть товара, выступающая в качестве первоосновы, которая несет в себе ту суть, ради которой товар будет куплен на рынке потребителем. Один и тот же товар в разной форме (например, один и тот же сюжет в видео и печатных средствах рекламы) может считаться как одним и тем же продуктом, так и разными, в зависимости от того, на какую целевую аудиторию он рассчитан и какие потребности должен удовлетворять.
В практике рекламной деятельности рассматриваются не свойства рекламного товара, а егоатрибуты(атрибуты, в отличие от реально существующих, функциональных свойств, в ряде случаев могут быть специально созданы производителем или продавцом, чтобы каким-то образом дополнять товар, не изменяя его основные свойства, например, за счет дополнительной комплектации, особого цвета и т.п.). Атрибут – это существенный признак, неотъемлемая принадлежность товара, базовая выгода, которая преподносится в рекламном сообщении и которую ищет покупатель.
В рекламной деятельности товар имеет свою особую специфику. Товар как объект рекламированияэкономически рассматривается в виде формы объекта сделок у субъектов рекламной деятельности, но как результат их деятельности рассматривается в контексте рекламного продукта, т.е. рекламного сообщения (рекламы). Отсюда, рекламную деятельность можно определить как вид предпринимательского бизнеса по производству, продвижению и потреблению рекламных продуктов и услуг, где конечным продуктом является реклама (рекламные средства), а услугой – определенные действия, способствующие ее созданию.
Рекламный продукт (реклама) – это новый товар, который может быть представлен в виде информации, как это подчеркивается в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", материального рекламного средства, в виде услуги, вспомогательной конструкции, необходимой для восприятия свойств товара, технического (программного) средства для формирования идеи и непосредственной разработки рекламного сообщения, а также решений, которые реализуются в ходе деятельности субъектов рекламного рынка на этапах технологической цепочки рекламной кампании. Рекламный продукт становится товаром только тогда, когда на него направлены две основные силы рыночной экономики – спрос и предложение. Предложение формирует рекламодатель, спрос – потребители рекламного продукта.
На рекламном рынке обращаются разнообразные продукты рекламной деятельности, которые представляют собой результат нематериальной и материальной деятельности субъектов рекламного рынка (рекламной деятельности) на разных этапах технологической цепочки рекламной кампании.
Первый этап – взаимоотношения рекламодателя и рекламного агентства дает в результате нематериальный продукт (идеи, концепции, замыслы и др.), или квазитовар, который по своей сути близок к форме первичного продукта, материализованного в виде макетов, сценариев, музыкальных нот и других форм с рыночной ценностью, определяемой через стоимостные параметры интеллектуальной собственности (открытие, изобретение, ноу-хау, креатив, шедевр и др.). Покупателем чаще всего выступает рекламодатель, продавцом – рекламное агентство. Результирующим продуктом первого этапа рекламной деятельности на рекламном рынке являются первичные носители рекламной информации.
Результатом второго этапа выступает продукт в виде изготовленных средств рекламы для показа по каналам распространения рекламы. Покупателем выступает или рекламодатель, или рекламное агентство, продавцом – производители средств рекламы.
Продукт третьего этапа рекламной деятельности – с одной стороны, нематериальный (показ рекламных сообщений по электронным медиа), с другой – материальный, в виде рекламоносителей, продаваемых на товарном рынке (газеты, журналы, плакаты, CD-диски, сувенирная продукция). В случае с нематериальным товаром продавцами выступают медиабайеры или медиаселлеры, а покупателем – рекламодатель.
В рекламном бизнесе каждый субъект рекламной деятельности смотрит на рекламу как на производимый продукт или услугу в зависимости от степени ее материальности, который необходимо разработать по минимальной цене, а продать по рыночной (более высокой) для обеспечения устойчивого положения на рынке и достижения целей рекламной кампании. В процессе рекламной деятельности услуга может переходить в продукт (рекламный ролик, рекламный журнал, газета), а товар в услугу (трансляция рекламного сообщения, удовлетворение потребителя информацией, полученной от рекламоносителя). Но являются ли продуктами макет, слоган, сценарий рекламы? Ведь они создаются под конкретную рекламную кампанию и продать их на рынке невозможно. Их можно рассматривать как первичную форму товара (своего рода полуфабрикат) или как продукт конкретного этапа рекламной деятельности. На основании этого рекламная деятельность выступает и как сфера услуг, и как продуктовая форма деятельности.
Основным содержанием рекламного продукта конечного этапа (рекламы) выступает отображение в рекламных средствах замысла позиционирования атрибутов в зависимости от маркетинговой цели продвижения. С этих позиций понятия рекламный продукт и реклама тождественны. Следовательно, один и тот же товар в зависимости от стратегий маркетинга может принимать в рекламе несколько образов и реализовываться через множество рекламных средств, что и определяет многообразие рекламного продукта.
Таким образом, конечный рекламный продукт выражает определенные маркетинговые полезности товара и воспринимаемую ценность, определяемые особым общественным отношением или выгодами на целевом рынке, не связанные прямо с их утилитарным назначением. Важнейшая функция рекламного продукта состоит в создании растущего разрыва между ценой товара и субъективной ценностью, которую приписывают ему потребители. Концепция ценностного несоответствия указывает, что цена товара и ценность восприятия потребителем через рекламу – понятия разные. Эти тенденции в рекламном маркетинге приводят и к получению прямых выгод рекламодателем, и через рост нематериальных активов (имидж, марочный капитал, лояльность) – выгод косвенного характера.
Рассматриваемый процесс товарообменных операций обладает той особенностью, что в отличие от товародвижения на товарном рынке процесс рекламодвижения не связан с приобретением рекламного продукта в собственность. Он остается собственностью рекламодателя и частично рекламного агентства (интеллектуальная собственность). Рекламодатель приобретает услуги рекламораспространителей (продавцов), посредников для облегчения процесса рекламодвижения на рекламном рынке. Таким образом, в процессе рекламной деятельности создаются различные виды рекламных продуктов, которые образуют свои локальные рынки в системе рекламного рынка (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура рынка типов продуктов рекламной деятельности
Все более существенное место в группе рекламных продуктов занимают продукты творчества, то есть идеальные, нематериальные результаты креативных процессов создания рекламы. Что же касается материализованных рекламных продуктов (рекламные конструкции, фильмы, рекламная полиграфия и пр.), то под воздействием требований информационного общества они претерпевают значительные изменения, как правило, постепенно утрачивая свою материальную основу.
Обобщая структуру типов продуктов рекламной деятельности, можно дать следующее определение: реклама как товар – это практический результат рекламной деятельности, направленный на достижение целей маркетинга рекламодателя и удовлетворение частных, групповых или общественных потребностей в рекламе.
Следует заметить, что рекламируемый товар (то, что рекламируется) отличается от рекламы его образа в средствах рекламы (рекламного продукта). Рекламный образ товара – это заключенные в средства рекламы наиболее важные потребительские выгоды (атрибуты), представляющие образ товара в виде рекламного продукта и придающие добавочную ценность или выгоду от его приобретения.
Под концепцией товара в рекламе мы будем понимать форму его позиционирования, представленную совокупностью уникальных достоинств товара (атрибутов), с точки зрения выгод потребителя и в соответствии со стратегией маркетинга рекламодателя. Концепция раскрывает отличительные достоинства рекламируемого товара и механизм его восприятия через средства рекламы в виде рекламного продукта.
Рассмотрение концепции товара необходимо для выработки стратегии управления потребительским поведением через выделение в рекламе определенных, значимых для потребителя атрибутов. Правильно выбранная рекламная концепция товара обеспечивает конкурентное преимущество товара по сравнению с аналогами в какой-либо товарной категории. На ее основании разработчик рекламы сможет воспроизвести покупательскую атмосферу, в которой будет находиться рекламируемый товар, смоделировать мотивы потребительского поведения. Кроме того, концепция товара служит основой брифа [1], предоставляемого рекламодателями (маркетологами) агентству для разработки рекламы. Рекламные специалисты – технологиобеспечивают перевод свойств товара в рекламный образ, воспринимаемый на языке нужд и запросов потребителя как некую привлекательную совокупность выгод.
Реклама как специфическая модель товара представляет собой упрощенное отображение его реальных свойств в зависимости от маркетинговой цели продвижения. В этом заключается принцип адекватности рекламы по цели позиционирования товара. Неадекватность рекламы означает отсутствие переноса (либо неадекватный перенос) целевой маркетинговой информации товара на рекламный образ.
Потребительские свойства рекламного продукта для потенциальных потребителей товара определяют назначение рекламируемого товара, отношение к потребителю путем той или иной формы подачи информации, цену, качество, цветопередачу, оригинальный сюжет, удачный, запоминающийся слоган, легкий текст, приятную музыку, показатели комфортности, успеха, престижа и т.д. Рекламные продукты обеспечивают перевод специфики товара в рекламный образ, воспринимаемый на языке нужд и запросов потребителя как совокупность выгод, как особый вида блага, призванный вызвать интерес к производителю и сформировать спрос на его товар, как форма бесплатного консалтинга о ситуации в мире потребительского рынка, моды, новинок и пр.
Вместе с тем восприятие рекламного образа товара потребителем через рекламный продукт происходит на уровне индивидуального сознания и подсознания. Не все рекламируемые атрибуты способны сформировать благожелательное отношение к объекту рекламирования, удовлетворить желаемое восприятие товара в целевом сегменте. Но атрибуты способны воздействовать на лидеров потребления, которые на собственном опыте могут воздействовать через личную рекламу со своими привнесенными атрибутами на подсегменты с другим восприятием.
Анализ потребительских свойств рекламируемого товара позволяет выделить два направления потребления, определяющих спрос и предложение:
1) потребительские свойства товара, которые имеют смысл для рекламодателя. Они определяют его назначение, отношение к потребителю, цену, технологические особенности, качество и др. Эти главные свойства, отображаемые в рекламе, призваны вызвать интерес к производителю и сформировать спрос на его товар;
2) потребительские свойства товара, которые имеют особый смысл для потенциальных потребителейрекламируемого товара. К ним относят цветопередачу, оригинальный сюжет, удачный, запоминающийся слоган, легкий текст, приятную музыку, показатели комфортности, успеха, престижа и т.д. В этом случае свойства рекламируемого товара выступают как вид бесплатного блага, предоставляемого потребителю для его знаний о его потребительских свойствах, что может давать определенную экономию личного времени на поиск интересующей информации о нем.
Разновидности рекламных продуктов и услуг можно рассматривать в следующих разрезах:
• результаты творческих рекламных разработок;
• технологические разновидности рекламного продукта;
• организационно-управленческие элементы рекламного продукта;
• собственно рекламные услуги.
К рекламным продуктам в первую очередь можно отнести результаты творческих разработок, рекламные идеи, элементы образа товара, фирменное наименование и логотип, товарные знаки (знаки обслуживания), бренды товаров, их производителей и продавцов, внешнее оформление (наружной рекламы, витрин и пр.), рекламные стратегии, кампании и концепции рекламного продвижения продукции, графические и текстовые параметры рекламной информации, сценарии рекламных сообщений, упаковки, этикетки, ярлыки, POS-материалы, сувенирную продукцию и др.
К ним примыкают технологические разновидности рекламного продукта: методики, модели и формулы, пакеты технических услуг и системы снабжения организаций рекламной индустрии, процедуры приобретения собственности, патенты, технологические процессы создания рекламы, технологии дизайна, обмен техническим опытом создания продукции, технологии и методики обучения специалистов рекламных служб и агентств, технологическая модернизация используемого оборудования, методики научных изысканий, технические и оценочные данные, результаты маркетинговых и рекламных исследований, методики тестирования рекламы, базы данных, рассылочные списки.
К списку перечисленных объектов относится также группа организационно-управленческих элементов рекламного продукта: рекламные рекомендации но продажам и связям с потребителями, системы рекламного менеджмента и закупок, организация профессионального обучения и подготовки персонала вне компании, должностные инструкции работников рекламных служб и агентств, методы организации производства рекламы, обмен технологическими идеями, корпоративные стандарты управления и контроля качества рекламной продукции и др.
И наконец, отдельного рассмотрения заслуживает комплекс рекламных услуг, включающий в себя услуги размещения рекламы, научные, технологические, консалтинговые и образовательные рекламные услуги.
Особым видом услуг следует также считать создание и продажу рекламоносителей (эфирного времени, рекламных площадей, тиражей и рекламных поверхностей разного формата). Решающим условием для этого вида продукции выступает наличие системы медиаизмерений, производящей и продающей систему рейтингов, а в качестве конечных продуктов выступают планы размещения и сетки трансляции (вещания) рекламных обращений в рекламных паузах, а также системы размещения адресных программ, форматов сообщений и обоснование периодичности печати различных рекламных модулей.
Продуктом услуг рекламного консалтинга выступает разработка концептуальных описаний и проектов решения организационно-технологических и творческих проблем различных видов рекламной деятельности.
Сегодня многие национальные ассоциации рекламных агентств выступают как инициаторы или учредители специализированных профессиональных учебных заведений для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в сфере рекламной деятельности.
Обобщая сказанное, можно определить рекламный продукт как практический результат реализации креативной, технологической или организационно-управленческой компоненты рекламной деятельности, используемый для удовлетворения частных, групповых и общественных потребностей в рекламе.
Жизненный цикл создания и продвижения рекламного продукта идентичен жизненному циклу товара и чаще всего включает в себя следующие этапы: научных исследований и опытных разработок, внедрения, эффективной реализации (роста и зрелости), насыщения и ухода с рынка.
Отметим, что наиболее массовой разновидностью рекламного продукта являются рекламные сообщения, отличающиеся огромным разнообразием и в наиболее сильной степени подверженные влиянию психологических факторов восприятия (мода, престиж и т.п.) тех или иных аудиторий и референтных групп.
Все большее значение приобретает и создание детальной классификации рекламных услуг, которая отвечает как исследовательским, так и практическим потребностям современной экономики в целом и практике рекламного бизнеса в частности. Это связано с развитием требований к совершенствованию стандартизации, процедур оценки качества, безопасности для здоровья людей и охраны окружающей природной среды, с процессами сертификации рекламных услуг, а также с анализом спроса на их разновидности, изучения, формирующихся и латентных услуг, возможностью и доступностью их предоставления, правовыми аспектами их использования и реализации и пр.
1. Классификация рекламных услуг по функциональному назначению отчасти базируется на основных типах рекламы, которые понимаются как услуги производственного и непроизводственного назначения, и в значительной степени детализируется выделением рекламных услуг:
а) для государственных нужд (услуги некоммерческой, политической, социальной рекламы, сферы гособслуживания, органов регионального и муниципального управления, рекламы в защиту окружающей природной среды);
б) для бизнес-сообществ (оказание услуг по изготовлению и продвижению различных видов рекламы, направленных на формирование имиджа и решение стратегических задач для производителей, оптовиков, торговцев, организаций сферы услуг);
в) услуги для корпораций, ведомств и общественных организаций (включая конфессиональные), оказываемые с целью обеспечения узнаваемости и привлечения внимания общественности к идеям, целям и концепциям их деятельности;
г) услуги имиджевой, коммерческой (торгово-розничной) рекламы для больших масс потребителей;
д) индивидуальные рекламные услуги (например, изготовление эксклюзивных визитных карточек).
Необходимо отметить, что получатели названной группы рекламных услуг могут в некоторых случаях "пересекаться". Так, потребителями институциональной рекламы (пункт в) могут выступать самые разнообразные контингенты потребителей – физические и юридические лица.
2. Рекламные услуги по типу оказывающих их субъектов могут носить следующий характер:
а) прямые услуги (например, рекламных агентств, осуществляющих те или иные работы по заказу, услуги финансирования заказчика рекламной продукции);
б) посреднические (в том числе дистрибьюторские) услуги, которые могут оказывать самые различные юридические или физические лица;
в) консультационные (консалтинговые, инжиниринговые) услуги;
г) информационные услуги;
д) исследовательские услуги.
3. Классификация (рейтингование) рекламных услуг по степени выраженности их основных свойств включает в себя:
а) рейтинги осязаемости (так, осязаемость материальных носителей рекламной информации, например печатной или наружной рекламы, намного выше, чем электронной рекламы);
б) рейтинги степени отделимости от источника услуг ("живое" присутствие на какой-либо презентации или восприятие ее трансляции);
в) рейтинг непостоянства качества (наружная реклама под воздействием погодных условий);
г) уровень сохраняемости (несохраняемости) и пр.
4. Классификация по признаку конечности использования рекламных услуг может включать услуги:
а) окончательно утрачивающие свои свойства в результате использования (отрезанный от рекламного сообщения купон, по которому предоставляется скидка);
б) предусматривающие более чем одноразовое использование (рекламный буклет в турфирме может быть просмотрен несколько раз, а может быть и сразу взят потребителем);
в) услуги, обеспечивающие долговременное воздействие (трансляция телеролика или отдельные виды наружной рекламы).
5. Классификация рекламных услуг в зависимости от соответствия действующему законодательству:
а) легитимные услуги, а также реклама услуг, не учтенных в законодательстве (product placement);
б) нелегитимные услуги (реклама продажи алкоголя в ночное время, реклама лиц, предоставляющих услуги и не имеющих соответствующих лицензий).
6. В зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, оказывающего рекламные услуги, различают услуги, оказываемые:
а) независимыми профессиональными агентствами полного цикла услуг и специализированными коммерческими
организациями различных форм собственности (рекламными агентствами и их филиалами);
б) структурными подразделениями коммерческих организаций сторонним заказчикам (в том числе со стороны СМИ);
в) некоммерческими организациями (например, учреждениями образования);
в) индивидуальными предпринимателями.
7. По массовости потребления рекламные услуги могут быть ориентированы на использование:
а) массовых коммуникаций (СМИ) и коммуникаций шоу-бизнеса;
б) организационных коммуникаций (большие производственные коллективы, митинги и т.п.);
в) публичных коммуникации (ориентированные на группы участников симпозиумов, конференций и т.п.);
г) микрогрупповых коммуникаций (с посредниками по продажам, коммивояжерами);
д) межличностных коммуникаций (рекламные услуги, предоставляемые отдельным лицам, например, при продаже автомобилей).
8. По уровню иерархии рекламной деятельности:
а) на уровне местного и регионального рекламного бизнеса;
б) на уровне национального рекламного бизнеса;
в) на уровне международного рекламного бизнеса;
г) на уровне глобального рекламного бизнеса.
9. Классификация рекламных услуг по месту их получения.
а) в месте производства (рекламном агентстве, рекламной службе предприятия, в информационном, аналитическом агентстве и пр.);
б) в месте предоставления (на канале трансляции, на конференции, на выставке);
в) с помощью средств связи и коммуникаций (по почте, Интернет и пр.).
10. Классификация в зависимости от формы обслуживания может включать в себя:
а) единоразовую форму обслуживания (включая срочное);
б) абонементное обслуживание, осуществляемое на основе договора.
11. По месту обслуживания рекламные услуги могут производиться:
а) по месту работы организации-заказчика;
б) по месту нахождения организации, предоставляющей рекламные услуги (включая варианты их нахождения в другом городе, регионе и за рубежом);
в) по месту предоставления заказанных услуг (на курорте, в месте концентрации представителей целевой аудитории);
г) по месту жительства клиента – заказчика услуг.
11. Может иметь место и классификация по уровню профессионализма предоставляемых услуг,ориентированная на имидж, репутацию, профессиональную квалификацию работников, длительность работы на рынке, постоянную работу с известными и крупными клиентами, на срочность, качество и ценовые параметры предоставляемых услуг.
13. И, наконец, вряд ли представляется возможным полное рассмотрение вариантов классификации по отраслевой принадлежности клиентов – представителей огромного перечня отраслей и сфер деятельности заказчиков.
22. Технология проведения рекламно-агитационной политической кампании
XX век стал эпохой небывалых технологических прорывов и достижений: технический прогресс позволил человеку покорить природу. Однако технологии стали неизбежно проникать и в область общественных отношений. Объектом их воздействия стал уже сам человек. Открытия в области психологии и социологии позволили проникнуть в самые сокровенные тайники человеческой психики. В эпоху бурного развития средств массовой коммуникации эти открытия легли в основу таких технологий, как PR, реклама и пропаганда. Основы манипулирования сознанием и подсознанием человека Коммуникатор адресует аудитории некое сообщение или послание с целью побудить ее произвести (или, наоборот, не производить) те или иные действия. При этом коммуникатор неизбежно сталкивается с проблемой восприятия своего сообщения аудиторией, которая обладает неким набором стереотипов. Коммуникатор может внедрить свое сообщение несколькими путями: используя уже существующие стереотипы путем их усиления; незначительно скорректировав существующие стереотипы путем смещения акцентов в сообщении; изменив, точнее, заместив существующие стереотипы другими. Замещающие стереотипы должны быть более эмоционально окрашенными, жесткими, побуждающими к активным действиям. Обоснование значимости стереотипов аудитории Л. Войтасик выделяет две причины возникновения стереотипов: склонность людей к упрощенному мышлению; стремление выразить абстрактные понятия в конкретных образах. «Из описанных двух источников возникают стереотипы, которые выступают как условные "ярлыки", наклеиваемые на людей и явления. Они глубоко затрагивают весь процесс восприятия. Стереотипы также участвуют в создании устойчивых взглядов, определяющих ложное отношение к некоторым идеям, людям и предметам». Другими словами, стереотипы искажают реальность, создавая некую псевдореальность или, выражаясь модным ныне термином, виртуальную реальность. Технологи получают возможность искусственно конструировать реальность, создавая и внедряя в массовое сознание стереотипы и даже системы стереотипов. Преимущество стереотипов для манипуляторов заключается еще и в том, что они не являются продуктом социального опыта, так как представляют собой систему убеждений и установок. Внедрив в сознание людей те или иные убеждения и установки, манипулятор получает возможность изменить отношение реципиента к реальности независимо от его социального опыта. Кроме того, стереотипы сужают выбор, а зачастую и вовсе его не оставляют. Итак, стереотип – это «распространенные с помощью языка или образа в определенных социальных группах устойчивые представления о фактах действительности, приводящие к весьма упрощенным и преувеличенным оценкам и суждениям со стороны индивидов». Методика внедрения стереотипов в подсознание Ключевым моментом являются различные эмоциональные состояния, искусственно пробуждаемые у людей. Чтобы вызвать их, существует масса способов. В основном используются базовые человеческие потребности и страхи, такие как: потребность в любви и одобрении, чувство опасности, страх перед неопределенностью, сексуальные инстинкты, престижные ценности, чувства долга и справедливости, чувство вины и т. д. Ученые давно пришли к заключению, что «в межличностных отношениях мы руководствуемся больше эмоциями, чем надежными логическими решениями». Но еще больше мы руководствуемся эмоциями в политике. Для политиков основой их эмоций служат те политические и экономические интересы, которые они выражают. Для избирателей — их неудовлетворенные потребности и проблемы, перерастающие в требования к представителям власти. В этой системе взаимодействия политиков и избирателей существует как поле для компромиссов, так и поле для манипуляций. Интересы политической элиты и населения могут: полностью совпадать; в значительной степени совпадать; значительно противоречить друг другу; полностью противоречить друг другу; быть нейтральными по отношению друг к другу. Таким образом, там, где интересы общества и властвующей элиты в основном совпадают, манипуляции применяются значительно реже и в меньших масштабах, так как власть не испытывает в них острой необходимости. Там, где интересы общества и господствующей элиты противоречат друг другу, власть в целях самозащиты прибегает к широкомасштабным манипуляциям. И чем больше противоречия, тем масштабней манипуляции. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА Технологии, применяемые в политической и коммерческой рекламе, по мнению многих исследователей, практически идентичны. Однако политическую рекламу характеризуют два принципиальных отличия. Ограниченное время рекламной кампании. На выборах главная цель — победа над конкурентами. Даже отставание на один голос сведет на нет все усилия рекламистов. Необходимо также иметь в виду, что избирательная кампания не сводится лишь к одной рекламе. Она включает в себя пропагандистские мероприятия, личные встречи кандидата с избирателями, мероприятия по связям с общественностью и т. д. Поэтому, рассматривая роль политической рекламы в избирательном процессе, необходимо определить рамки этого понятия. На Западе понятие «реклама» (advertising) имеет четкие рамки. По определению Ф. Котлера, «реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора». Предмет политической рекламы Товар, который продает политик, — это его имидж. И сразу встает проблема истинности имиджа. Насколько верно он отражает политическую сущность лидера? Именно политическую, поскольку личностные качества служат лишь обрамлением политической позиции. Ведь если избиратель голосует за сильную личность, то не от любви к этой личности, а в надежде, что эта личность обеспечит порядок, гарантирует личную безопасность и т. д. Именно те ожидания, ассоциации, надежды, которые связывает избиратель с данной личностью, являются движущим мотивом его поведения, а не сама по себе личность. Критики политической рекламы считают, что она вводит в заблуждение избирателей, зачастую выдавая желаемое за действительное. Очень часто в ход идут сомнительные приемы воздействия на избирателей. Красивая «упаковка» кандидата, создаваемая рекламистами, далеко не всегда соответствует его реальному содержанию и таким образом дезориентирует избирателя, сводит проблему политического выбора к борьбе имиджей. Побеждает тот политик, который сумеет понравиться избирателям, а не более достойный. Проблему истинности имиджа нельзя рассматривать в отрыве от особенностей политической системы той или иной страны. Практика показывает, что в стабильной, отлаженной демократической политической системе, где ответственность власти перед обществом довольно высока, возможности для манипуляций более ограничены. И, наоборот, в нестабильной политической системе манипуляции общественным мнением чрезвычайно распространены. Манипуляции в политической рекламе Основной способ воздействия на избирателей, используемый в политической рекламе, — это эксплуатация существующих в обществе стереотипов путем их усиления, противопоставления, ослабления и т. д. Пример. В рекламной кампании 1996 года команда Ельцина использовала такие сложившиеся в отношении коммунистов и СССР стереотипы и образы: пустые полки магазинов, равенство в нищете, СССР — казарма, ГУЛаг и т. д. В рекламных роликах соответственно демонстрировались картины советского прошлого, те же пустые полки, решетки и т. д. За счет охвата широкой аудитории и высокой частоты контактов рекламных сообщений с аудиторией удалось усилить эти уже, казалось бы, отжившие стереотипы, создать Г. Зюганову агрессивный, отталкивающий имидж. Другой манипулятивный прием — выстраивание благоприятных для лидера ассоциаций. Пример. Рекламный фильм «Это Жириновский». Идет перечисление «великих сынов России»: Пушкин, Толстой, Королев, Эйзенштейн и... Жириновский! Владимира Вольфовича поставили в один ряд с действительно великими сынами России. По мысли авторов рекламы, здесь должно сработать «правило переноса», т. е. часть лавров великих предков должна перепасть и Жириновскому. В известном смысле, политическая реклама обречена быть манипулятивной. Она служит драматизации избирательного процесса, которая достигается раздуванием достоинств «своего» кандидата и преуменьшением таковых у конкурентов. Недостатки «своего» кандидата политическая реклама стремится либо представлять как достои