Анализ конкурентов гостиничного рынка в Екатеринбурге
Анализ конкурентов необходим для того, что бы определить границы, в рамках которых возможно стратегическое продвижение предприятия, а также служит для оценки вероятной реакции и стратегического потенциала конкурентов. Главная проблема при анализе конкурентоспособности заключается в сложности выявления всех конкурентов, поскольку их может быть множество. Идея выделения стратегических групп конкурентов, которую предложил М. Портер, т.е. сегментация конкурентов, может сделать процесс анализа конкурентоспособности более управляемым.
В нашем исследовании среди главных конкурентов «Атриум Палас Отеля» в таблице 5 мы выделили 6 отелей, при этом в качестве критерия отнесения данных фирм к одной стратегической группе использовались: как минимум категория 3 звезды (сертификат) или брались отели, которые позиционируют себя как трехзвездочные; отдельное здание (фасад), соответствующее международным стандартам; примерно сопоставимый ценовой сегмент; широкий выбор дополнительных услуг; опыт обслуживания иностранных туристов. Каждому отелю присваивается индекс, в дальнейшем анализ будет проводиться по указанным номерам:
1) Атриум Палас Отель; 2) Уральский двор; 3) Октябрьская; 4) Эрмитаж; 5) Екатеринбург-Центральный; 6) Исеть.
В качестве основных оцениваемых конкурентных факторов предлагается рассмотреть следующие:
1) Неценовые – широта и структура ассортимента гостиничных услуг; качество услуг и качество обслуживания клиентов.
2) Ценовые – анализ средних индексов цен – важнейший фактор, учитывая относительную однородность услуг. Как уже отмечалось, стратегия ценовой дискриминации в настоящее время наиболее активно используется в качестве инструмента конкурентной борьбы.
Представленные в таблице 5 критерии были оценены экспертным методом по пятибалльной шкале. Результаты оценки представлены на рисунке 1.
Таблица 5 - Применение балльной оценки привлекательности гостиниц
Факторы | Атриум Палас Отель | Уральский двор | Октябрьская | Эрмитаж | Екатеринбург – Центральный | Исеть |
Кол-во номеров | 3,5 | 2,2 | 4,5 | |||
Местоположение | 4,8 | 4,5 | 4,8 | |||
Год ввода в эксплуатацию | 4,5 | |||||
Здание | 3,5 | |||||
Другая информация | 4,5 | 4,5 | 4,8 | 3,5 | 4,5 | |
Категория |
Анализ ассортимента гостиничных услуг, предлагаемых на рынке анализируемыми отелями, представлен в таблице 6. Источником информации о структуре ассортимента услуг являются реклама и прайс-листы исследуемых отелей. Всего мы выделили 26 наиболее распространенных ассортиментных позиций (фактически их гораздо больше), в том числе по основной деятельности (виды гостиничных номеров) – 7; остальные по дополнительным услугам (питание, конференц-зал, отдых, дополнительный сервис).
Рисунок 2 – Сравнительная оценка конкурентов
|
Таблица 6 - Структура ассортимента гостиничных услуг
Наименование (базовое количество) | Атриум | Уральский двор | Октябрьская | Эрмитаж | Центральная | Исеть |
Одноместный стандартный номер | + | + | + | + | + | + |
Двухместный стандартный номер | + | + | + | + | + | + |
Трех- и более местный стандартный номер | + | |||||
Однокомнатный полулюкс | + | + | + | + | ||
Двухкомнатные апартаменты (люкс) | + | + | + | + | + | + |
Продолжение таблицы 6 | ||||||
Трехкомнатные апартаменты (люкс) | + | + | + | + | + | |
Президентские апартаменты | + | |||||
Конференц-зал | + | + | + | + | + | + |
Казино | + | |||||
Ресторан | + | + | + | + | + | + |
Кафе | + | + | + | + | ||
Бар | + | + | + | + | + | + |
Спортзал / Фитнесцентр | + | + | + | + | ||
Бассейн | + | + | + | |||
Сауна | + | + | + | + | ||
Солярий | + | + | + | |||
Массаж | + | + | ||||
Парикмахерская | + | + | ||||
Магазины / Бутики | + | + | ||||
Гараж | + | + | + | |||
Охраняемая автостоянка | + | + | + | + | ||
Автомобиль с водителем | + | + | + | |||
Трансфер аэропорт-отель | + | + | + | + | ||
Обмен валюты / Банкомат | + | + | + | + | + | + |
Прочие услуги по желанию клиента | + | + | + | + | + | + |
Итого услуг | ||||||
Коэффициент структуры ассортимента | 0,885 | 0,769 | 0,577 | 0,692 | 0,423 | 0,462 |
Как видно, наиболее широкий спектр гостиничных услуг предлагает «Атриум Палас Отель» (Пасс = 0,885), незначительно (на три вида услуг или на 0,116 по показателю структуры ассортимента) от лидера отстает четырехзвездный «Уральский двор». Явным аутсайдером по широте оказываемых услуг является «Исеть». Таким образом, можно заключить, что широкий ассортимент гостиничных услуг является одним из ключевых факторов конкурентного преимущества «Атриум Палас Отеля».
Исследование потребительских предпочтений гостей «Атриум Палас Отеля» позволило нам свести в таблицу 7 наиболее востребованные виды дополнительных гостиничных услуг. Как видно из таблицы, предпочтения в удобствах существенно различаются между деловыми туристами и туристами, приехавшими с целью отдыха.
Таблица 7 - Структура предпочтений отдыхающих и деловых клиентов в услугах
Предоставляемые услуги | Предпочтения, % | |
Туристов с целью отдыха | Деловых туристов | |
Современные средства связи (в том числе прямая телефонная линия, Internet) | 39,8 | 55,2 |
Охраняемая автомобильная стоянка | 26,1 | 14,0 |
Спутниковое телевидение в номере | 14,4 | 16,5 |
Информация об услугах отеля | 8,9 | 1,4 |
Бар | 5,9 | 6,5 |
Безопасность в номере | 3,4 | 1,0 |
Помещения для личных встреч | 1,5 | 5,4 |
Итого |
В то же время, хотя предпочтения варьируются, однако и для деловых туристов и для туристов с целью отдыха наиболее важными оказались доступ к современным средствам связи, спутниковое телевидение, охраняемая автостоянка. Кроме «Атриум Палас Отеля» полный набор данных услуг обеспечивают три отеля – «Уральский двор», «Октябрьская» и «Эрмитаж».
Анализ дополнительных услуг, предоставляемых исследуемыми отелями представлен в таблице 8. Наибольший перечень дополнительных услуг клиентам предлагают отель «Эрмитаж» (11 видов из представленного списка), «Октябрьская» (11), «Атриум Палас Отель» (10) и «Уральский двор» (10).
Таблица 8 - Перечень дополнительных услуг, предоставляемых исследуемыми отелями
Номер отеля | Бронирование по международным сетям | Бронирование по Интернет/ Корпоративный Web-сайт | Организация культурной программы | Автономное тепло- и водоснабжение | Заказ авиа - и ж/д билетов | Общая скидка | Фамильная скидка | Персональная скидка | Специальное аудио- видео- и орг-оборудование для конференций | Формы расчета по желанию клиента | Сейф по требованию клиента | Прочие виды услуг по желанию клиента | Итого |
+ - - + - - | + + + + + + | - + + + - + | + + + + - - | + + + + + + | - - + + - - | + + + - - - | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + |
В современных условиях существенным фактором конкурентоспособности в гостиничной отрасли являются следующие виды дополнительных услуг: возможность бронирования по международным сетям и Интернет (через корпоративный Web-сайт либо через гостиничный портал, например, all-hotels.ru, так или иначе предоставляют все отели, однако с международными системами бронирования связаны только «Атриум» и «Эрмитаж»); автономное тепло- и водоснабжение (отсутствует в «Екатеринбург-Центральный» и «Исети»); различные виды скидок (ценовое поощрение клиента) и формы расчета.
В целом качество предоставляемых основных и дополнительных услуг «Атриум Палас Отеля» следует оценить довольно высоко, услуги соответствуют классу гостиницы и принятым международным стандартам. Ближайшими конкурентами отеля по уровню обслуживания являются четырехзвездная «Уральский двор», а также трехзвездные гостиницы «Октябрьская» и «Эрмитаж».
Анализ ценовых факторов (расчет среднего индекса цен для каждого отеля) производится по следующей методике:
1) Определяется индивидуальный индекс цен по наиболее востребованным гостиничным услугам:
Ipi = Pi/ Po, (1)
где Р – фактическое значение цены определенной услуги по i-му отелю; Ро – наименьшее значение цены. При этом в таблице 9 в числителе указаны значения индивидуальных индексов цен (например, 2,852), в знаменателе – цена на данный вид услуг в данном отеле (7700 руб.).
2) Определяется средний индекс цен, как среднее арифметическое индивидуальных индексов по данному отелю:
Ip cp.i = S Ipi / n, (2)
где n – количество предлагаемых отелем услуг в представленном наборе (всего 7).
Для примера рассчитаем индивидуальный индекс ценовой конкурентоспособности для «Атриум Палас Отеля» по одноместному стандартному номеру. Как видно из таблицы 9, минимум цены по данной позиции имеет гостиница «Октябрьская» - 2700 руб. в сутки. Цена «Атриум Палас Отеля» - 7700 руб. в сутки. Индекс ценовой конкурентоспособности «Атриум Палас Отеля» по данному виду услуг составит:
ip = 7700/ 2700 = 2,852
Очевидно, что абсолютным ценовым лидером является гостиница «Уральский двор» - ip cp.= 1,071: она имеет минимальные средние цены на свои услуги, причем представляет абсолютный минимум цен по 2 позициям (аренда конференц-зала и сауны). Не намного превышает этот уровень гостиница «Центральная» - ip cp = 1,246 (лидирует по одной ценовой позиции) и «Исеть» - ip cp = 1,365. Самые высокие цены на аналогичные услуги – в «Атриум Палас Отеле» - ip.cp= 3,599, соответственно, ценовая конкурентоспособность отеля оценивается наиболее низко.
Таблица 9 - Средние индексы цен на гостиничные услуги по отелям
г. Екатеринбурга
Номер предприятия | Виды услуг/ Цена, руб. | ||||||||||||||||||
Одноместный стандартный номер | Двухместный стандартный номер | Двухкомнатные апартаменты (люкс) | Бизнес-ланч | Аренда конференц-зала 1/2 дня (5 час.) | Сауна, 1 час | Аренда автомобиля, 1 час / Трансфер аэропорт-отель | Средний индекс цен по средней арифметической | ||||||||||||
2,852 | 2,432 | 3,293 | 2,429 | 8,5 | 4,4 | 1,289 | 3,599 | ||||||||||||
1,111 | 1,072 | 1,46 | 1,857 | 1,0 | 1,0 | 1,111 | 1,071 | ||||||||||||
1,0 | 1,0 | 1,204 | 1,714 | 2,75 | 2,52 | 1,0 | 1,598 | ||||||||||||
1,222 | 1,417 | 1,822 | 1,714 | 1,5 | 3,2 | - | 1,554 | ||||||||||||
- | |||||||||||||||||||
1,056 | 1,174 | 1,0 | 1,143 | 1,5 | 1,6 | - | 1,246 | ||||||||||||
- | |||||||||||||||||||
1,222 | 1,043 | 1,058 | 1,0 | 2,5 | - | - | 1,365 | ||||||||||||
- | - | ||||||||||||||||||
В таблице 10 сведены показатели конкурентоспособности анализируемых отелей. Среди данных показателей выделены индекс цен, коэффициент структуры ассортимента, общий показатель качества услуг и общий показатель конкурентоспособности, рассчитанный по предыдущим показателям. При этом показатель Пкгу отражает среднее значение по следующим параметрам: средний балл по сравнительной оценке конкурентов, коэффициент структуры ассортимента, перечень дополнительных услуг. Общий показатель конкурентоспособности отелей рассчитывался по следующей формуле:
Пкон = (Пкгу + 5 / Ip) / 2(3)
На основе рассчитанных показателей на рисунке 3 представлен рейтинг конкурентоспособности отелей по ценовому фактору и общему показателю качества гостиничных услуг.
Таблица 10 - Рейтинг конкурентоспособности отелей г. Екатеринбурга
Отели | ip | Пасс | Пкгу | Пкон |
Атриум Палас Отель | 3,599 | 0,885 | 5,255 | 3,322 |
Уральский двор | 1,071 | 0,769 | 4,980 | 4,825 |
Октябрьская | 1,598 | 0,577 | 5,209 | 4,169 |
Эрмитаж | 1,554 | 0,692 | 5,187 | 4,203 |
Екатеринбург-Центральный | 1,246 | 0,423 | 3,584 | 3,799 |
Исеть | 1,365 | 0,462 | 4,127 | 3,895 |
Рисунок 3 – Рейтинг конкурентоспособности отелей
Проведенный анализ рынка гостиничных услуг г.Екатеринбурга позволяет сделать следующие выводы:
«Атриум Палас Отель» лидирует среди своих основных конкурентов по
качеству и уровню обслуживания, широте ассортимента предлагаемых услуг; никто из конкурентов не может предложить клиентам той полноты гостиничного сервиса и тех возможностей, которые реализует «Атриум Палас Отель».
Среди исследуемых отелей «Атриум Палас Отель» является крупнейшим как по количеству номеров, так и по материально-технической базе. Кроме того, конкуренты не имеют столь широких связей с российскими и зарубежными турагенствами и системами бронирования. «Атриум Палас Отель» существенно проигрывает другим отелям в ценовой конкуренции. При этом, если по уровню обслуживания отель «Уральский двор» (4 звезды) и «Эрмитаж» и «Октябрьская» (3 звезды) незначительно уступают «Атриуму», приближаясь к его уровню, то по средним ценам их услуги гораздо привлекательнее. По соотношению «цена-качество услуг» лидером екатеринбургского гостиничного рынка следует назвать отель «Уральский двор».