Кафедра городского строительства и хозяйства
Факультет строительства и городского хозяйства
Кафедра городского строительства и хозяйства
Социально-экономические и правовые основы профессиональной деятельности
Методические указания для аудиторных занятий
для студентов, обучающихся по
направлению подготовки: | 270100 «Строительство» |
специальности: | 270105 «Городское строительство и хозяйство» |
специализации: | Техническая эксплуатация и реконструкция зданий жилой застройки |
Иркутск
Г.
4 семестр
Практическая работа 1
ОЦЕНКА СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ
Цель работы. Определить стиль общения студента
Основные понятия
Нам редко удается взглянуть на себя со «стороны», а у каждого человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Определить Ваш стиль общения можно, используя предложенный тест.
Задание. Освоить методику тестирования по определению стиля общения и выполнить тестирование самого себя и испытуемого
Порядок выполнения работы
Вам необходимо охарактеризовать себя. На каждый из двадцати вопросов даны три варианта ответов. Выберите тот, который Вас устраивает.
1. Склонны ли Вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?
а. Всегда.
б. Иногда.
в. Никогда.
2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
а. Внутренне «кипите».
б. Сохраняете полное спокойствие.
в. Теряете самообладание.
3. Каким считают Вас коллеги?
а. Самоуверенным и завистливым.
б. Дружелюбным.
в. Спокойным и независимым.
4. Как Вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а. Примите ее с некоторыми опасениями.
б. Согласитесь без колебаний.
в. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия
5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
а. Выдадите ему «по первое число».
б. Заставите вернуть.
в. Спросите, ненужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?
а. Что тебя так задержало?
б. Где ты торчишь допоздна?
в. Я уж начал(а) волноваться.
7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
а. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост».
б. Вам все равно, сколько автомобилей вас обогнало.
в. Мчитесь с такой скоростью,, чтобы никто не догнан вас.
8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
а. Сбалансированными.
б. Легкомысленными.
в. Крайне жесткими.
9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
а. Пытаетесь свалить вину на другого.
б. Смиряетесь.
в. Становитесь впредь осторожнее.
10.Как Вы реагируете на фельетон о случаях распущенности в среде современной молодежи?
а. Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения.
б. Надо создать возможность для молодежи организованно и культурно отдыхать.
в. И чего мы столько возимся с молодежью?
11. Что Вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
а. И зачем я только на это нервы тратил(а)?
б. Видно, этот человек начальнику приятнее.
в. Может быть, мне это удастся в другой раз.
12. Какие чувства Вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
а. Страха.
б. Скуки.
в. Искреннего удовольствия.
13. Как Вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и Вы опоздали на важное совещание?
а. Будете нервничать во время совещания.
б. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
в. Огорчитесь.
14. Как Вы относитесь к своим спортивным увлечениям?
а. Обязательно стараетесь выиграть.
б. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
в. Очень сердитесь, если проигрываете.
15. Как Вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?
а. Стерпите, чтобы избежать скандала.
б. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
в. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как Вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?
а. Поговорите с учителем.
б. Устроите скандал родителям ребенка, обидевшего вашего.
в. Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой Вы человек?
а. Средний.
б. Самоуверенный.
в. Пробивной.
18. Что Вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
а. Простите, это моя вина.
б. Ничего, пустяки.
в. А повнимательнее Вы не можете быть?
19.Какова Ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?
а. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?
б. Надо бы ввести суровые наказания!
в. Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
20.Какое животное Вы любите?
а. Тигра.
б. Домашнюю кошку.
в. Медведя.
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите Ваш стиль общения, наметьте основные шаги по изменению и совершенствованию стиля общения.
Практическая работа 2
ОЦЕНКА СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Цель работы. Научить студента определять приверженность к тому или иному стилю взаимодействия.
Основные понятия
Каждый из нас привержен в большей или меньшей степени к тому или иному стилю взаимодействия: директивному, коллегиальному и не хотел бы, чтобы вмешивались в его дела.
Задание. Освоить методику диагностирования стиля взаимодействия и определить свой стиль и стиль взаимодействия двух испытуемых
Порядок выполнения работы
Перед Вами двадцать утверждений. Оцените по 5-бальной шкале, как часто интересующий Вас человек поступает тем или иным образом с другими людьми.
№ п/п | Действия | Баллы |
Указывает, что надо делать | 5 4 3 2 1 | |
Выслушивает мнения других | 5 4 3 2 1 | |
Дает возможность другим участвовать в принятии решения | 5 4 3 2 1 | |
Дает возможность другим действовать самостоятельно | 5 4 3 2 1 | |
Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать | 5 4 3 2 1 | |
Обучает других работать | 5 4 3 2 1 | |
Советуется с другими | 5 4 3 2 1 | |
Не мешает другим работать | 5 4 3 2 1 | |
Указывает, когда надо делать работу | 5 4 3 2 1 | |
Учитывает успехи других | 5 4 3 2 1 | |
Поддерживает инициативу | 5 4 3 2 1 | |
Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими - | 5 4 3 2 1 | |
Показывает, как надо работать | 5 4 3 2 1 | |
Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы. | 5 4 3 2 1 | |
Внимательно выслушивает собеседников. | 5 4 3 2 1 | |
Если вмешивается в дела других, то по-деловому | 5 4 3 2 1 | |
Не разделяет мнения других. | 5 4 3 2 1 | |
Прилагает усилия с целью улаживания разногласий | 5 4 3 2 1 | |
Старается улаживать разногласия | 5 4 3 2 1 | |
Считает, что каждый должен применять свой талант, как может. | 5 4 3 2 1 |
а. Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность к директивному стилю.
б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о приверженности к коллегиальному стилю.
в. Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
г. Действия 2, 6, 10, 14, 18. дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите Ваш стиль взаимодействия, стиль взаимодействия Ваши однокурсников и знакомых. Наметьте основные шаги по изменению и совершенствованию стиля взаимодействия.
Практическая работа 3
Основные понятия
Предложенные тесты позволят Вам определить склонность человека к определенной деятельности и его общительность.
Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Задание 1. Освоить методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей и выполнить анализ своих склонностей и двух испытуемых
Порядок выполнения работы
Ответьте на предложенные вопросы. Если Вы согласны, то ответьте положительно, если не согласны - отрицательно. Долго над вопросом не думайте, важна Ваша первая реакция.
Опросник КОС
Вопросы располагаются в четырёх столбцах по 10 в каждом.
I
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Сильно ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Сильно ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с новыми людьми?
6. Сложно ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Трудно ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
II
11 .Легко ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12.Верно ли, что Вы откладываете на другие дни те дела, которые бы могли выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
III
21 .Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.Верно ли, что у Вас много друзей?
38.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Задание 2. Освоить методику оценки общительности и оценить свою общительность и своего однокурсника
Протестируйте самого себя и своих знакомых, используя нижеприведенный тест, и сделайте выводы.
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите Ваши и ваших однокурсников и знакомых, коммуникативные и организаторские склонности, уровень общительности. Разработайте план действий по их улучшению и совершенствованию.
Практическая работа 4
Основные понятия
Согласно психологическим характеристикам существуют четыре основных типа личности: лидер, творец, соратник и аналитик. Большинство людей представляют собой сочетание двух или более типов, но следует помнить, что в любом случае одно из качеств будет ведущим.
Как стать лидером? Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это - искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы; некоторые обучаются ему; имеются и такие, которые никогда его не постигнут.
Вместе с тем каждый находит свой стиль: один - динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других; другой - спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако и тот, и другой могут действовать с равной эффективностью: внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Существуют, общие черты, присущие лидерам различных стилей.
Лидер предан своей фирме. Он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.
Лидер - оптимист. Оптимист охотно выслушивает других и их идеи, так как всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает можно меньше, потому что ожидает плохих новостей. Оптимист думает: люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист читает, что они ленивы, строптивы и от них мало прока. Оба подхода оказываются правильными, но первый эффективнее.
Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они знают о собственных слабостях и терпимее относятся к слабостям других.
Лидер - смелый человек. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Однако он никогда не делает этого необоснованно. Если он разрешит кому-то провести эксперимент, и последний окончится неудачей, то он не возложит вину только на сотрудника и не потеряет в него веру.
Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: «Это не мое дело». Если он ожидает, что группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, то он дает им понять, что готов взяться за новое дело, если будет такая необходимость. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.
Лидер - решителен. Он всегда готов принимать решения. Когда есть необходимая информация, правильное решение «лежит на поверхности». Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно нужно принять. Требуется смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.
Лидер тактичен и внимателен. Его основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один мудрец сказал, что каждое критическое замечание нужно упаковывать как бутерброд - меж двух ломтей хвалы.
Лидер - справедлив. Справедливость - важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, появятся, вероятно, недовольные. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.
Лидерство не рождается спонтанно. Оно возникает в результате долгих тренировок и трансформации личных качеств человека.
Задание 1. Изучить тесты, используемые при оценке лидерства и оценить себя и однокурсников
Порядок проведения работы:
Вам необходимо охарактеризовать себя, своего сокурсника или знакомого на основе тестов, представленных ниже, на лидерство и оценить основные свойства и качества характера.
Тест на уверенность в себе
1. Если вам дорогу перебежит черная кошка или встретится женщина с пустыми ведрами, Вы:
а) смело пойдете ей навстречу, так как в приметы не верите;
б) украдкой плюнете через плечо и, состроив рожки в кармане, решительно пойдете вперед;
в) просто плюнете, не через плечо, и свернете в ближайший переулок.
2. Вы стоите в людном месте, а рядом с вами несколько мужчин громко ругаются. Вы:
а) повернетесь к ним и выскажите свое мнение о их поведении;
б) будете ворчать под нос; «Ну и хамы», «Бывают же!», «Постыдились бы!»;
в) молча перейдете в другое место, чтобы не слышать ругани.
3. На улице Вам встретилась (встретился) симпатичная девушка (юноша), с которой (которым) Вы бы хотели познакомиться. Вы:
а) подойдете и представитесь режиссером (певицей);
б) спросите: «Не подскажете, который час?» - и нежно улыбнетесь;
в) просто представитесь;
г) пройдете мимо и подумаете: «Не судьба...».
4. Идя по пустынной улице, вы видите, что пятеро парней пристают к девушке. Вы:
а) очертя голову, кидаетесь на помощь, не думая о последствиях;
б) громко крича, бежите к ближайшему телефону;
в) спешно ретируясь, думаете: «Сама виновата».
5. Вы стоите в очереди в железнодорожную кассу. К окошку протискивается человек, которого вы раньше в очереди не видели. Вы:
а) глядя ему в лицо, говорите все, что вы о нем думаете;
б) пытаетесь «пригвоздить» его к прилавку убийственным взглядом;
в) думаете: «Ладно, одним больше, одним меньше, неважно».
6. Вы довольно неплохо выглядите и имеете полное право гордиться
своими волосами, но ваша лучшая подруга советует переменить прическу. Вы:
а) немедленно отправляетесь в парикмахерскую;
б) обходите и обзваниваете всех своих подруг и спрашиваете, что они думают по поводу вашей прически, и если их мнение не в вашу пользу, то идете стричься;
в) найдя утешение в пословице: «От добра, добра не ищут», оставляете все как есть.
7. Вы приходите в компанию незнакомых людей, с которыми вынуждены провести вечер. Вы:
а) сразу обращаете на себя внимание словом, шуткой и чувствуете себя непринужденно;
б) садитесь с кем-нибудь рядом и затеваете беседу;
в) примостившись на краешке стула, молча ждете, пока не обратят
внимание.
8. Вы влюблены. Представив свою избранницу (избранника) своим друзьям, вы слышите от них мнение о нем (ней) не схожее с Вашим. Вы:
а) говорите себе: «Я ее (его) лучше знаю» - и остаетесь с ней (с ним);
б) решаете остаться с ней (с ним), но надо приглядеться получше;
в) выслушав советы друзей, думаете: «Дыма без огня не бывает. Надо же было так ошибиться» - и обрываете знакомство.
Задание 2. Изучить тесты, используемые при оценке способности быть руководителем и оценить себя и однокурсников
Тест на обладание качествами для руководства другими людьми, а также «какой начальник получится из тестируемого?»
1. Обычно вы предпочитаете:
А - планировать свою деятельность;
Б - действовать спонтанно.
2. Ваши друзья:
А - часто изливают Вам душу;
Б - редко делятся с Вами личными проблемами.
3. Что скорее могло бы стать вашим хобби?
А - коллекционирование;
Б - игра в теннис.
4. Большее удовольствие Вам доставляет, игра:
А - в шахматы;
Б - в карты или вообще в азартные игры.
5. В компании:
А - Вам нравится всех развеселить;
Б - Вы не любите оказываться в роли клоуна.
6. Обычно Вам удается понравиться лицу противоположного пола:
А - с первого взгляда;
Б - после непродолжительной беседы.
7. Лучший способ заставить человека что-то делать - доказать, что:
А - предстоящая ему работа приятна и интересна;
Б - этим он сможет принести пользу себе и другим.
8. Даете ли Вы людям советы?
В - да, если ощущаете себя действительно способным помочь;
Г - нет, потому что не хотите оказаться виноватым в чужих ошибках.
9. Чужие советы чаще:
В - раздражают Вас;
Г - содержат полезную информацию.
10. Какое качество «вреднее» в работе:
В- безответственность;
Г- индивидуализм.
11. Когда Вам поручают очень ответственную работу:
В - Вам это помогает работать лучше, чем обычно;
Г - Вы боитесь не оправдать доверие, нервничаете и поэтому работаете хуже.
12. Хороший начальник в любой проблемной ситуации знает:
В - что нужно делать;
Г - кто виноват.
13. Человек, который позволяет себе рисковать:
В - должен быть достаточно сильным;
Г - в любом случае - человек ненадежный.
14. Кто может принести больше пользы на работе: -
В - безалаберный гений;
Г - добросовестный дурак.
Задание 3. Изучить тесты, используемые при оценке способности быть лидером в коллективе и оценить себя и однокурсников
Задание 4 Изучить тесты, используемые при оценке способности вовремя захватить инициативу в свои руки и оценить себя и однокурсников
Тест на способность вовремя захватить инициативу в свои руки
1. Как часто Вы пытаетесь добиться, чтобы люди следовали за вами как за лидером?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
2. Как часто Вы стремитесь доминировать над людьми?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
3. Как часто Вы позволяете людям контролировать свое поведение?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
4. Много ли людей могут легко влиять на Вас?
А - очень много;
Б - много;
В - когда как;
Г - мало;
Д- очень мало.
5. Много ли есть людей, которым ы позволяете контролировать важную для вас ситуацию?
А - очень много;
Б - много;
В - когда как;
Г - мало;
Д- очень мало.
6. Как часто Вы стараетесь захватить лидирующую позицию в человеческих отношениях?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
7. Как часто Вы стараетесь влиять на людей, чтобы они следовали вашему образу действий?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда, как;
Г - редко;
Д - очень редко.
8. Как часто Вы позволяете другим принимать решения касающиеся вас?
А- очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
9. Как часто Вы берете на себя ответственность за ситуации, касающиеся других людей?
А - очень часто;
Б - часто;
В - когда как;
Г - редко;
Д - очень редко.
Задание 5. Изучить тесты, используемые при оценке надежности в качестве делового партнера и оценить себя и однокурсников
Задание 6. Изучить тесты, используемые при оценке терпимости к людям, гибкости в общении и оценить себя и однокурсников
Тест на терпимость к людям, гибкость в общении
1. Вас посетила гениальная идея. Расстроит ли вас равнодушие коллег?
А - да
Б - нет.
2. Испытываете ли Вы раздражение, встретив нетрезвого человека в общественном месте?
А- да, вам он неприятен;
Б - если он держится в рамках приличий, то вам все равно.
5. Услышав неприятную для вас новость, сохраняете ли Вы спокойствие?
А - да;
Б - нет.
3. Если Вы привели в компанию приятеля, и он привлек всеобщее внимание, как вы реагируете?
А - расстраиваетесь, что из-за этого вы лишаетесь внимания общества;
Б - радуетесь за него
Задание 7. Изучить тесты, используемые при оценке способности к взаимодействию с другими людьми и оценить себя и однокурсников
Задание 8. Изучить тесты, используемые при оценке способности избегать конфликты и оценить себя и однокурсников
Задание 9. Изучить тесты, используемые при оценке конфликтности и оценить себя и однокурсников
Тест на конфликтность
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а - не принимаете участия;
б - кротко высказываетесь в защиту стороны, которую считаете правой;
в - активно вмешиваетесь, чем «вызываете огонь на себя».
2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?
а - нет;
б - только если имеете для этого веские основания; в - критикуете по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а - только если это люди необидчивые;
б - лишь по принципиальным вопросам; в - споры - ваша стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как реагируете, если кто-то полезет в обход?
а - возмущаетесь в душе, но молчите: себе дороже;
б - делаете замечание;
в - проходите вперед и начинаете наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а - не будете поднимать бучу из-за пустяков;
б - молча возьмете солонку;
в - не удержитесь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажетесь от еды.
а - с возмущением посмотрите на обидчика;
б - сухо сделаете замечание;
в - выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
7.Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась, что Вы сделаете?
а - промолчите;
б - ограничитесь коротким тактичным комментарием;
в - устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?
а - постараетесь казаться равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б - не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в. - проигрыш надолго испортит настроение.
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите результаты оценки лидерских качеств Вас и ваших однокурсников и знакомых. Разработайте план действий по их улучшению и совершенствованию. Составьте план работы над собой.
Практическая работа 5
Задание 1. Изучить тесты, используемые при оценке тактики ведения переговоров и оценить себя и однокурсников
Порядок выполнения работы
Вам необходимо охарактеризовать самого себя или любого испытуемого на способность вести переговоры и разговоры по телефону, а также оценить умение влиять на других, используя ниже приведенные тесты.
Задание 2. Изучить тесты, используемые при оценке умения вести беседу по телефону и оценить себя и однокурсников
Задание 3. Изучить тесты, используемые при оценке речевых барьеров при общении и оценить себя и однокурсников
Задание 3. Изучить тесты, используемые при оценке умения влиять на других людей и оценить себя и однокурсников
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите результаты оценки умения вести вербальное общение Вами и вашими однокурсниками и знакомыми. Разработайте план действий по их улучшению и совершенствованию. Составьте план работы над собой.
Практическая работа 6
Основные понятия
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем, это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы делаем для себя выводы.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Задание 2. Изучить тесты, используемые при оценке модели поведения и оценить себя и однокурсников
Порядок выполнения работы
Вам необходимо охарактеризовать самого себя или испытуемого по моделям поведения, используя нижеприведенный тест.
I. Из фигур, изображенных далее, выберите одну, которая вам больше понравилась.
Квадрат. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем знамениты истинные «квадраты». Выносливость, терпение и методичность обычно делают «квадрата» высококлассным специалистом в своей области. «Квадрат» любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал «квадрата» - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения первоначального хода событий.
Прямоугольник. Временная форма организации личности, которую могут носить остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они сейчас ведут, и потому занятые поисками лучшего положения. Именно поэтому ведущие качества «прямоугольника» - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. «Прямоугольники» открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного «треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. «Треугольники» - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением вещей делает «треугольник» личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Круг. Самая доброжелательная из фигур. «Круг» обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Он ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. «Круг» счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Именно поэтому, когда у «круга» возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. «Круг» стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.
Зигзаг. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится «зигзагам»
. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. «Зигзаг» - самый восторженный, самый возбудимый из всех перечисленных фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов передать ее всему миру! «Зигзаги» - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.
II. Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в четыре группы: «Движение», «Спокойствие», «Уверенность» и «Неуверенность». Из каждой группы выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Содержание отчета
|
|
Практическая работа 7
Резюме
Цель работы - составление резюме.
В нашей стране все время что-то меняется, в том числе и правила приема на работу. Практика набора новых сотрудников по знакомству уступает место более цивилизованной, принятой во всем мире системе подбора кадров - на конкурсной основе. Главное - настроиться на успех и без промедления реагировать на привлекающие вас предложения. Собирайте информацию о быстро расширяющихся фирмах. Не бойтесь зайти «с улицы» в секретариат пли узнать по телефону, проводится ли набор новых сотрудников. Можете ли вы прислать резюме или прийти на собеседование? Подготовьтесь к этому разговору, постройте свои вопросы так, чтобы получить исчерпывающую информацию. Напоминайте о себе фирмам, занимающимся подбором персонала. Интересуйтесь курсами с последующим трудоустройством - вы можете получить знания. профессию и место работы, затратив на все это лишь несколько месяцев. Получив отказ после отправки резюме или собеседования, не отчаивайтесь и не ставьте на себе крест. Внимательно проведите «работу над ошибками». Считайте, что это была только репетиция и уж в следующий раз вы не допустите промаха. Оцените себя по достоинству и дайте возможность сделать это другим.
Подготовьтесь заранее
На Западе очень популярна система резюме, или C.V. («curriculum vitae»). где в краткой форме перечислены ваши анкетные данные и все то, чем вы занимались до последнего момента. В нашей стране под C.V. часто подразумевают более подробное жизнеописание, хотя на Западе эта форма уже изжила себя.
Резюме, как правило, посылается по почте (или по факсу). Но его можно занести и лично, а заодно и произвести «рекогносцировку местности», то есть оценить степень солидности фирмы по месторасположению офиса и его интерьеру Резюме анали