Менеджмент знаний как конкурентная стратегия
Новое понятие «менеджмент знаний» (knowledge management), или управление знаниями, связано с современной управленческой наукой и практикой.6 Менеджмент знаний - это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.
Первоначальные черты менеджмента знаний можно увидеть еще в трудах Платона. Однако именно в последнее время произошли драматические изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. К ним можно отнести следующие:
- знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста;
- базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими отраслями;
- знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.
Управление знаниями — это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации. Такое управление — это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость. Менеджмент знаний приводит к изменениям в образе мыслей многих менеджеров, к отходу от многих устаревших, ортодоксальных подходов. Главная цель управления знаниями — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Управление знаниями - это не абсолютно новая парадигма, а лишь заново осмысленные известные технологии управления, применяемые в современных условиях. Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, в фокус которого попадают неэффективно используемые ресурсы.
Знания отличаются от данных и информации. Руководители организации начинают это осознавать после того, как затратят значительные средства на создание базы данных или информационной системы или же просто потратят эти средства «на компьютеризацию» причем без серьезного эффекта.
данные — это совокупность разных объективных фактов. В корпорациях данными, например, являются структурированные записи о трансакциях (в частности, о продажах: сколько, когда и кто купил и когда заплатил и пр.). Из этих данных неясно, как оценить продажи, почему покупатель пришел именно сюда, и придет ли он еще раз, а самое главное — что надо делать.
Информация — это своего рода послание, обычно в форме документа, и видео-, или аудиоформе. Она имеет получателя и отправителя, i информирует, т. е. «придает форму» факту путем изменения оценок, поведения получателя. Является ли послание информацией, определенный получатель. Именно он оценивает, насколько информирует его полученное сообщение и информирует ли вообще. Информация в организациях распространяется по сетям. Различаются жесткие и мягкие сети и их компоненты. Жесткие — это каин, почтовые службы, компьютеры, адреса, в том числе электрон-jc. Мягкие — процедуры распространения информации, включая совещания, тренинги, собрания и пр.
Данные превращаются в информацию несколькими путями:
-контекстуализации: мы знаем, для чего эти данные нужны;
-категоризации: мы разбиваем данные на типы и компоненты;
- подсчета: мы обрабатываем данные математически;
- коррекции: мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски;
- сжатия: мы сжимаем, концентрируем, агрегируем данные.
Знания — понятие более глубокое и широкое, чем просто данные или информация. Это высшая форма существования информации: это информация, пропущенная через личность. Обычно мы говорим о человеке как о знающем, подразумевая, что он обладает не только информацией, но мудростью, опытом, образованием, способностью проникать в суть предмета. Мы не относим понятие «знание» к документу, книге или базе данных, даже если они есть продукт труда знающего человека или группы знающих людей.
Таким образом, знание — это комбинация опыта, ценностей, экспертных оценок и контекстной информации, с помощью которой новый опыт инкорпорируется в информацию. Знание существует в сознании тех, кто знает. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах, процедурах, нормах, в целом в практической деятельности. Точно так же, как информация возникает из данных, знания возникают из информации путем:
- сравнения, определения области сопоставления (с информацией о других, аналогичных объектах);
- установления связей (с другой информацией об этом объекте); V оценки (как можно оценить данную информацию и как ее оценивают другие);
- определения области применения информации к тем или иным решениям или действиям.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий отличие знаний от информации и данных.
У компании Chrysler имеется собрание компьютерных файлов, именуемое «Книгой инженерных знаний» и заключающее в себе исчерпывающие данные и информацию о создании автомобилей этой компании, чем может пользоваться каждый разработчик новых автомобилей. Когда управляющий получил данные о проведенных крэш-тестах, то он отказался их поместить в файлы без соответствующей обработки. Он предложил ответить на следующие вопросы:
— почему эти тесты проводились;
- каковы результаты по сравнению с проводившимися ранее аналогичными тестами данной компании и конкурентов;
- какие выводы были сделаны на основе результатов тестов относительно надежности конструкции автомобиля и его основных узлов.
Аналогичные вопросы трансформируют информацию в знания, более того, ответы на эти вопросы добавляют информации ценность, или, говоря другими словами, добавляют стоимость. Таким образом, на данном примере мы видим, как трансформация информации, или менеджмент знаний, создает стоимость.
На практике встречаются противоположные примеры, когда путем добавления ненужной, пустой информации исходная информация теряет в своей, цене. Происходит потеря стоимости за счет размывания нужной информации в потоке информационного шума. Еще Эсхил две с половиной тысячи лет назад говорил, что мудрый человек — это тот, который знает много полезного, а не просто много знает.
Знанием обладают не только конкретные люди; знание — это также часть продукта или услуги. В современной экономике стираются грани между продуктом и услугой, а также между услугой и передачей знания.
Знания перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой НИОКР. Сегодня знания проникают во все сферы и все стадии экономического процесса, их уже сложно отделить от продукта или услуги.
Эту закономерность современного экономического развития можно проиллюстрировать примерами. Так, компания Xerox в последние годы позиционирует себя не как производитель копировальных аппаратов, а как компания по обработке документов (document company).
Компания ЗМ вообще называет себя компанией по производству знаний (knowledge company). Компания IBM производит не просто вычислительную технику, а комплексы для выработки решений в промышленности (industry solution units). Компания Steelcase, которая производит конторское оборудование, утверждает, что она продает знания. Что добавляет стоимость в деятельности всех этих компаний? И основном решения, базирующиеся на знаниях: технические и технологические ноу-хау, дизайн продукта, маркетинговые исследования, выявление истинных нужд клиентов. Именно знания дают устойчивое конкурентное преимущество этим компаниям.
В отечественной практике имеются также интересные примеры использования менеджмента знаний в управлении предприятием. Так, например, проблеме формирования внутренней коммуникации много внимания уделяет новое руководство одного из предприятий — Голицынского автобусного завода. Этот завод создавался в рамках совместного проекта между правительствами СССР и ФРГ, предусматривающего производство автобусов «Мерседес». В 1996 г. завод выиграл тендер Международного Банка реконструкции и развития на поставку городских автобусов в ряд регионов. Из-за ошибок менеджмента и кризиса 1998 г. ГолАЗ был объявлен в 1999 году банкротом и в 2001 г. куплен группой компаний «Сибирский Алюминий».
Со сменой менеджмента завода появилась основа для формирования «электронной нервной системы предприятия». Силами сотрудников заводского отдела информационных технологий локальная сеть была подключена к Интернету, запущен почтовый сервер и, таким образом, появилась возможность использовать электронную почту как внутри завода, так и за его пределами.
Сначала сотрудники с большим трудом обращались друг к другу посредством электронной почты. Причин этому было несколько, главная — люди не привыкли совместно решать проблемы, т. е. они не привыкли работать по горизонтали. Они сразу «скидывали» проблему на плечи руководства, что в итоге приводило к перемещению проблемы па самый высокий уровень, где сам генеральный директор решал, кто, как и где будет «копать траншею для резервного кабеля».
Постепенно руководство завода стало отказываться принимать решения за подчиненных, и люди были вынуждены обращаться за помощью к коллегам. Вот тогда необходимость в электронной почте проявилась в полной мере.
Обычное письмо может потеряться, о телефонном звонке можно забыть, а вот с электронной почтой все по-другому: легко выяснить кто, что и когда, кому отправил и кто, что и когда получил. Эта закономерность привела к тому, что люди стали ответственнее относиться к просьбам, требованиям, запросам коллег.
Кроме того, получив в свое распоряжение инструмент электронной почты, новое руководство завода обязало всех потенциальных участников еженедельных совещаний рассылать по электронной почте тезисы своего сообщения или выступления. Это заметно сократило продолжительность совещаний и повысило их эффективность, так как участники приходили подготовленными к решению проблемы.
Разветвленная компьютерная сеть предоставила ГолАЗу возможность использовать чат — программу для онлайнового общения сотрудников. Как правило, такие программы, кроме основного поля, имеют «окно», в котором высвечиваются все работающие в локальной сети, а также выполняют функции отправки онлайновых сообщений конкретному адресату либо группе. Единственным ограничением была обязательная регистрация в чате под своей фамилией. Запуск такой программы позволил оперативно задавать вопросы коллегам, не отвлекая их от работы, поскольку большая часть вопросов не требует моментального ответа. В этом случае, направив свой вопрос по чату, вы получаете ответ после того, как ваш адресат заметил окошко с вопросом или когда смог на него ответить.
Но наибольший эффект использования чат-программы проявляется, когда руководству необходимо оповестить о чем-либо большую группу людей. В этом случае телефон не может составить конкуренцию. Это могут быть сообщения о дате и времени выдачи зарплаты (их удобней «вывешивать» на общую доску для всеобщего обозрения) или срочные производственные вопросы, касающиеся участников сети.
Менеджмент знаний включает в себя следующие компоненты:
- стимулирование прироста знаний;
- отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников;
- сохранение, классификацию, трансформацию, обеспечение доступности знаний;
- распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации;
- использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе принятия решений;
- воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении;
- оценку знаний, измерение и использование нематериальных активов организации;
- защиту знаний.
Внедрение систем управления знаниями на крупных предприятиях началось совсем недавно, но они уже считаются одним из главных факторов в борьбе с конкурентами. Согласно оценкам Gartner, в 2000 г. американские компании на построение таких систем потратили около 5 млрд. долл. Наибольшую пользу управление способно принести в таких областях, как планирование, обслуживание клиентов, обучение персонала и сотрудничество в проектов.
Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках менеджмента знаний — это излишне технократический или попросту количественный подход. Главное — не «всемерно расширять» информационную базу, а делать ее всеобщей, культивировать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими питиями. Часто компании терпят поражение в сфере управления знаниями, безуспешно пытаясь осуществить тот или иной проект, в силу юге, что они не разделяют понятия «информация» и «знания». Управление знаниями не тождественно информационному менеджменту, так как в дополнение к организации информационных потоков менеджмент знаний фильтрует, синтезирует, суммирует информацию, развивает персонал с целью более эффективного использования информации и уже имеющегося знания для создания добавленной стоимости. Управление знаниями — это процесс, который обеспечивает синергетическое взаимодействие обработки информации и данных с помощью информационных технологий, а также инновационную активность работников. Управление знаниями обязательно предполагает синергию между технологическими и поведенческими аспектами.
Система управления знаниями на предприятии не даст эффекта, если корпоративная культура не поощряет сотрудников к обмену идеями и опытом. Поэтому процесс внедрения системы управления знаниями предполагает изменение внутренней структуры и культуры компании. Корпоративные лидеры тоже должны показать, что открыты для общения с сотрудниками, и установить на предприятии систему вознаграждений за передачу знаний.
В последнее время многие фирмы на Западе стали вводить специальную должность директора по управлению знаниями. В разных фирмах и организациях эта должность называется по-разному. В Mac-Kinsey эта должность называется «директор по знаниям», в Scandia — «директор по интеллектуальному капиталу», в Buckman Labs — «директор по передаче знаний», в Dow Chemical - «директор по интеллектуальным активам». В обязанности этих управляющих входят такие функции, как:
- создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, человеческие и компьютерные сети, исследовательские центры, оргструктуру, ориентированную на знания;
- управлять отношениями с внешними поставщиками информации и знаний;
- содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, НИОКР и воплощению в новых продуктах и технологиях;
- измерять величину интеллектуального капитала и содействовать его увеличению;
- управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
- формировать и реализовывать стратегию в сфере менеджмента знаний.
Многие отрасли сегодня — это отрасли, основанные на знании. Так, например, сутью фармацевтики является не столько производство таблеток, сколько производство и тиражирование знаний в виде новых свойств химических соединений, а также новых способов тестирования лекарств, их патентной защиты и продвижения на рынке. Кино, телевидение, консалтинг, аудит, медицинские и образовательные услуги — примеры отраслей, которые производят и передают информацию. Во многих отраслях производимый продукт в значительной степени является результатом переработки информации (компьютеры, мобильные телефоны, программное обеспечение).
Стратегии управления знанием могут эффективно использоваться не только в коммерческих, но и в некоммерческих организациях. Более того, значительная часть некоммерческих организаций имеет прямое отношение к управлению знаниями. Основа их деятельности состоит именно в управлении знаниями. Среди них особо выделяются
органы государственного управления. Здесь потенциальная эффективность управления знаниями может оказаться весьма высокой. Однако этот аспект управления знаниями пока еще мало разработан в отечественной и мировой научной литературе. Мало разработаны и технологии управления знаниями в органах государственного управления. В то же время концепция управления знаниями вполне подходит для органов государственного и муниципального управления. И частности, в местных администрациях большую пользу могут примести системы управления знаниями, нацеленные на продуктивное взаимодействие и применение лучшей практики.
Обычно и в теории, и на практике ограничиваются стандартными подходами к повышению индивидуальной компетенции работников государственных организаций. Это традиционный набор действий, охватывающий подбор, распределение, воспитание и обучение кадров. Концепция управления знаниями позволяет по-новому подойти к работе с кадрами. Обучение может происходить не только в аудиториях, но и непосредственно на рабочем месте, в процессе общения с клиентами и в других не столь тривиальных формах. Важнейший элемент обучения сегодня — это обучение приемам системного мышления, технологиям совместного решения проблем. Для многих государственных организаций весьма актуальным является формирование организационной культуры, нацеленной на обмен знаниями.
В рамках управления знаниями можно выделить и такое направление совершенствования работы государственных организаций, как формирование информационных систем, позволяющих осуществлять эффективный обмен знаниями и снабжение необходимыми знаниями. В качестве примеров можно привести геоинформационные системы, систему мониторинга предприятий в Центральном банке, систему данных Госкомстата и пр.
Важную роль играют также стратегии формирования положительного имиджа государственных организаций и государственной службы в целом, стратегии, обеспечивающие продвижение управляемых объектов (в частности, продвижение городов и регионов на рынке инвестиций). Большое значение имеют управленческие технологии, обеспечивающие эффективное взаимодействие учреждений и организаций государственной службы с потребителями услуг. Это и социологические исследования, и технологии «горячих» телефонных линий, и приемы бенчмаркинга, и базы данных о потребителях услуг. Все эти вопросы требуют своего дальнейшего научного изучения и активного практического применения.
Выводы
1.Основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации таковы: барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); ценовая власть потребителей; ценовая власть поставщиков; угроза заменителей услуг и товаров; степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).
Источником центральной компетенции являются уникальные ресурсы, т. е. такие, которые имеются у данной фирмы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной компетенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, координация, навыки обслуживания. Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе центральной компетенции строится на том, что компания культивирует центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегает ее с помощью строительства дополнительных барьеров для вхождения в рынок потенциальных конкурентов.
Концепция цепочки стоимости позволяет формировать эффективную стратегию конкурентоспособности фирмы. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость.
Современный этап развития экономики России и других стран мира характеризуется формированием новых конкурентных преимуществ, основанных на информационных ресурсах и элементах интеллектуального капитала организаций. Эти ресурсы отличаются от традиционных ресурсов новыми свойствами, которые принципиально меняют и экономические отношения, и природу экономической конкуренции. Если ранее конкурентная борьба сводилась в значительной мере к борьбе за обладание уникальными физическими ресурсами (плодородная земля, серебряные рудники, порт и др.), то сегодня конкурентная борьба — это прежде всего борьба за обладание устойчивыми ключевыми компетенциями, обеспечивающими монопольное положение на рынке.
2. Конкурентные стратегии направлены на то, как вести конкурентную борьбу, как развивать собственные конкурентные преимущества и как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ укладываются в три типовых варианта. У предприятия есть возможность либо минимизировать производственные затраты, либо дифференцировать продукт, либо сконцентрироваться на определенном сегменте рынка. Каждая типовая стратегия сулит лишь относительный успех, поскольку имеет не только преимущества, но и чревата специфическими рисками.
Универсальной тенденцией современного социально-экономического развития является переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и проявляется практически во всех странах мира, во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода является изменение структуры воспроизводственных процессов на макро- и микроуровнях. На макроуровне это, прежде всего, уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) это проявляется в том, что все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельности, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии обслуживания. В процессе перехода к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные стратегии, соответственно меняется содержание экономической практики.
Ключевыми характеристиками фирм-лидеров, обеспечивающими им конкурентные позиции, являются: наличие своего сегмента на рынке; забота о качестве; инновации; быстрота действий; малая величина предприятий; партнерство; международная деятельность; квалификация персонала.
Внедрение систем управления знаниями на отечественных и зарубежных предприятиях стало одним из главных факторов в борьбе с конкурентами. Главная цель управления знаниями — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Словарь терминов
Конкуренция— процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции, за долю на рынке.
Конкурентоспособность— способность конкурировать на том или ином рынке.
Конкурентное преимущество товара— такое его свойство, которое позволяют данному товару на рынке успешно конкурировать с аналогичными товарами.
Цепочка стоимости— последовательность создаваемой добавленной стоимости на всех стадиях производства и потребления продукта.
Центральная компетенция— основное конкурентное преимущество фирмы, которое проявляется в том или ином виде деятельности сотрудников.
Стратегия низких издержек- конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции с минимальными издержками и осуществлении ценовой конкуренции.
Стратегия дифференциации— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции с особыми свойствами и осуществлении конкуренции по качеству.
Стратегия сегментации— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции для особого сегмента рынка, где покупатели предъявляют особый спрос, и сохранении в этом сегменте по возможности монопольного положения.
Глобализация— усложняющийся комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, проявляющихся через сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы.
Знание — комбинация опыта, ценностей, экспертных оценок и контекстной информации, с помощью которой новые данные и опыт инкорпорируются в информацию и становятся личностно значимыми. Знание существует в сознании людей. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах, процедурах, нормах, в практической деятельности.
Менеджмент знаний- это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.
Постиндустриальная стадия развитияобщества, страны, региона, корпорации - такая стадия развития, при которой происходит уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. На данной стадии развития ведущую роль в общественном производстве начинают играть информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
1. Приведите примеры различных конкурентных стратегий (стратегии низких издержек, стратегия дифференциации и стратегия сегментации).
2. Какие конкурентные стратегии в современной Украине получили наибольшее распространение?
3. Приведите примеры проявления глобализации в современной экономической жизни.
4. Что такое постиндустриальная стадия развития, как она проявляется?
5. Чем отличаются знания от данных и информации?
6.Приведите примеры конкурентоспособности коммерческой организации, обусловленные следующими факторами: а) барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); б) ценовая власть потребителей; в) ценовая власть поставщиков; г) угроза заменителей услуг и товаров.
7. В чем заключается стратегия конкурентоспособности, основанная на концепции цепочки стоимости? Что является предметом конкуренции городов, регионов и стран?
Литература
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Центр экономики и маркетинга, 1996. — С. 46—151.
- Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. — М.: Дчьпина Паблишер, 2002. - С. 25-64, 357-382.
- Портер М. Конкуренция: Уч. пособие. - М.: Издательский дом -Вильяме», 2000. - 495 с.
- Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. - С. 32-48.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи. Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. - С. 204-261.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в усло-ииях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издатель-ско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 892 с.
- Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — С. 194—206.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: ГНОМ ПРЕСС, 1998. - С. 96-260.