Тема 8 Анализ конкурентных преимуществ
Тема 8 Анализ конкурентных преимуществ
Приложение
Формирование и реализация конкурентных преимуществ торговой фирмы «Спецсантехресурс» (ССТР)
История предприятия
Ход формирования и реализации стратегии развития отечественного торгового предприятия «Спецсантехресурс» (ССТР) поучителен для отечественных предприятий торговли, которые были созданы и развивались в последние годы. Ядро стратегии этой фирмы заключается в повышении собственной конкурентоспособности.
Фирма ССТР была создана в 1997 г. несколькими энтузиастами, занимавшимися «челночной» деятельностью — мелкооптовым импортом сантехники. К руководству фирмой ССТР пришел бывший руководитель крупной оптовой компании, имевший богатый опыт менеджера в области внешнеэкономической деятельности и оптовой торговли.
Объединив свои ресурсы, компаньоны начали активную деятельность по продаже сантехники. В клиентскую базу входили в основном мелкие торговцы, реализующие сантехнику на строительных и мелкооптовых рынках крупных городов. Также осуществлялся развоз заказанной продукции на территории Киева. Этот период был очень благоприятным для продавца — высокий уровень спроса и наценок обеспечивал большую прибыль. Благоприятная ситуация для бизнеса сложилась в условиях отсутствия сильных конкурентов на рынке и предопределила избыточность проведения маркетинга и разработки специальной стратегии. Объем продаж быстро рос, товарооборот увеличивался, росла численность работников фирмы. Увеличение объемов продаж сказалось на изменении условий работы. Все в большем объеме предоставлялись товарные кредиты. Появились большие складские помещения, реклама в профессиональных изданиях, сформировалась группа крупных клиентов с большими заказами товара. Стала применяться транспортная и складская логистика.
В 1998 г. ССТР самостоятельно вышла на внешний рынок, и теперь наценка на товар полностью доставалась фирме. Однако с положительными результатами пришли новые проблемы, порожденные новой торговой политикой. Иностранные поставщики не предоставляли товарные кредиты из-за отсутствия долгосрочных деловых отношений с ними, поэтому приходилось быстро, в течение нескольких дней продавать поставленный товар, что существенно ослабляло системность сбытовой деятельности. Постоянно не хватало оборотных средств, что отрицательно сказывалось на наличии и ассортименте товара. Выросли условно-постоянные издержки из-за увеличившегося штата сотрудников.
Во второй половине 1998 г. экономическая ситуация в Украине серьезно осложнила ведение бизнеса. И тогда руководством ССТР было принято нетривиальное стратегическое решение. В то время когда большинство фирм из-за дефолта прекратило активную деятельность, руководство ССТР решилось на смелый шаг и отправилось к иностранным поставщикам за увеличенными заказами на поставку товара, чем укрепило свой авторитет и получило дополнительные торговые привилегии.
В 1999 г. товарооборот увеличивался, однако росла и конкуренция. В этой ситуации руководство фирмы оказалось перед стратегическим выбором: либо получение максимальной прибыли при минимальных собственных затратах (без совершенствования структуры, маркетинга, сервиса и расширения ассортимента), либо создание целостной системы оптовой продажи сантехники, максимально удовлетворяющей потребности клиентов. Стратегический выбор был сделан в пользу второго варианта. Для его реализации потребовалось полностью использовать возможности логистики во всех областях ведения бизнеса. Одновременно пришлось смириться с большими издержками в расчете на увеличение прибыли и повышение конкурентоспособности в будущем. Принятый стратегический выбор дал возможность ССТР создать, целостную систему оптовой торговли, максимально удовлетворяющий потребности клиентов.
Осуществить задуманное мешал целый ряд факторов: низкая квалификация сотрудников, неспособность принимать правильные маркетинговые решения, недостаточная рентабельность предприятия, как ютвие отсутствия анализа рынка и дефицита объективной финансовой информации. Руководству пришлось активно заняться страте-i ней развития фирмы, с упором на обучение персонала.
Дна года велась постоянная и кропотливая работа по увеличению рентабельности предприятия, формированию квалифицированных руководителей, обучению сотрудников, созданию стройной системы оптовой торговли, нацеленной на неуклонное развитие фирмы. Усилия по развитию ССТР в 2001-2002 гг. дали ощутимые результаты: ,ем продаж увеличился в 3 раза, количество работающих достигло 130 человек, открылось 3 филиала и Интернет-магазин, оптовыми продажами сантехники была охвачена вся территория страны.
Перемены на рынке
В 2002 г. значительный сегмент рынка сантехнической продукции оказался оккупирован дешевой продукцией китайского производства. Агрессия фирм, торгующих китайской продукцией, подпитывалась возможностями низких закупочных цен.
В то же время среди поставщиков продукции европейского производства наметилась тенденция формирования олигополистического рыка. Формированию олигополистической структуры рынка способствовал рост таможенных пошлин и платежей. Он создал ощутимый инвестиционный барьер вхождения на рынок: средний оптовик должен был оплачивать в предварительном порядке таможенные платежи на ввозимый товар; при этом в конце 2002 г. средние платежи на импортируемое сантехническое оборудование выросли в 5 раз. В условиях резкого повышения ввозных таможенных пошлин на рынке остались только относительно крупные компании, которые смогли выдержать столь сильно изменившиеся таможенные правила и которые обладали необходимыми финансовыми ресурсами.
Ценообразование оказалось в жестких рамках неявного олигополистического сговора. На практике это означало, что повышение цены одного из поставщиков вызывает не столько конкуренцию по цене, сколько ответное повышение цен. Вследствие этого все участники рынка получают дополнительные преимущества, обусловленные их монополистическим положением на рынке.
Одновременно с формированием олигополистической структуры рынка началась активная диверсификация бизнесов его участников. Многие продавцы сантехники стали предпринимать шаги по расширению предлагаемой номенклатуры, внедряясь на смежные рынки строительных принадлежностей, инструментов и материалов. В этом проявилась горизонтальная диверсификация.
Поход на новую территорию оказался нелегким. Строительный рынок имеет несколько другую структуру и определяется долгосрочными постоянными хозяйственными связями, которые выстраиваются по законам, далеким от законов конкурентного рынка. В него очень трудно внедриться, он характеризуется очень высокими барьерами входа. Поэтому горизонтальная интеграция в ряде случаев оказалась не очень удачной.
Другие продавцы стали расширять свой бизнес, организуя собственное производство отдельных товаров сантехнического профиля. Однако данное направление диверсификации оказалось наименее удачным. В отсутствие поддержки отечественного производителя значительная часть капиталовложений в производственный сектор не оправдалась. Многие производства не смогли выдержать борьбу с конкурентами из Китая.
Самой успешной оказалась более глубокая диверсификация, при которой прибыль, полученная в торговле сантехническим оборудованием, стала вкладываться в так называемые непрофильные активы. Такими активами стали новые виды бизнеса, как правило, наукоемкого направления. При этом уменьшаются системные риски в области оптовой торговли сантехническим оборудованием. Уже было понятно, что конкуренция может обостриться до критического уровня в связи с приходом на российский рынок мощных западных торговых компаний. Под вопросом оказалась и сама структура оптовой торговли сантехническим оборудованием, поскольку агенты мелкооптовых строительных рынков (пока еще основные потребители сантехники) уже ожидали трудноотражаемую атаку со стороны крупных ритейлеров строительного профиля.
Конкурентные стратегии
Стратегия конкурентной борьбы - это центральная часть стратегии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функциональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планирование, мотивацию, обучение персонала и пр.). Стратегия конкурентной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существует и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурентоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.
Выводы
1.Основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации таковы: барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); ценовая власть потребителей; ценовая власть поставщиков; угроза заменителей услуг и товаров; степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса).
Источником центральной компетенции являются уникальные ресурсы, т. е. такие, которые имеются у данной фирмы и отсутствуют у ее фактических и потенциальных конкурентов. В этой связи в современной экономике источниками центральной компетенции все чаще становятся способности персонала, планирование, основанное на знании, логистика, рыночная информация, технология, финансы, координация, навыки обслуживания. Стратегия увеличения конкурентоспособности на базе центральной компетенции строится на том, что компания культивирует центральную компетенцию, чтобы обеспечить отрыв от других конкурентов, и оберегает ее с помощью строительства дополнительных барьеров для вхождения в рынок потенциальных конкурентов.
Концепция цепочки стоимости позволяет формировать эффективную стратегию конкурентоспособности фирмы. Для этого необходимо выделить те виды деятельности, которые в большей мере и наиболее эффективно создают вновь добавленную стоимость.
Современный этап развития экономики России и других стран мира характеризуется формированием новых конкурентных преимуществ, основанных на информационных ресурсах и элементах интеллектуального капитала организаций. Эти ресурсы отличаются от традиционных ресурсов новыми свойствами, которые принципиально меняют и экономические отношения, и природу экономической конкуренции. Если ранее конкурентная борьба сводилась в значительной мере к борьбе за обладание уникальными физическими ресурсами (плодородная земля, серебряные рудники, порт и др.), то сегодня конкурентная борьба — это прежде всего борьба за обладание устойчивыми ключевыми компетенциями, обеспечивающими монопольное положение на рынке.
2. Конкурентные стратегии направлены на то, как вести конкурентную борьбу, как развивать собственные конкурентные преимущества и как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Все стратегии создания устойчивых конкурентных преимуществ укладываются в три типовых варианта. У предприятия есть возможность либо минимизировать производственные затраты, либо дифференцировать продукт, либо сконцентрироваться на определенном сегменте рынка. Каждая типовая стратегия сулит лишь относительный успех, поскольку имеет не только преимущества, но и чревата специфическими рисками.
Универсальной тенденцией современного социально-экономического развития является переход от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и проявляется практически во всех странах мира, во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода является изменение структуры воспроизводственных процессов на макро- и микроуровнях. На макроуровне это, прежде всего, уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) это проявляется в том, что все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельности, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии обслуживания. В процессе перехода к постиндустриальной стадии развития изменяются конкурентные стратегии, соответственно меняется содержание экономической практики.
Ключевыми характеристиками фирм-лидеров, обеспечивающими им конкурентные позиции, являются: наличие своего сегмента на рынке; забота о качестве; инновации; быстрота действий; малая величина предприятий; партнерство; международная деятельность; квалификация персонала.
Внедрение систем управления знаниями на отечественных и зарубежных предприятиях стало одним из главных факторов в борьбе с конкурентами. Главная цель управления знаниями — это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Словарь терминов
Конкуренция— процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции, за долю на рынке.
Конкурентоспособность— способность конкурировать на том или ином рынке.
Конкурентное преимущество товара— такое его свойство, которое позволяют данному товару на рынке успешно конкурировать с аналогичными товарами.
Цепочка стоимости— последовательность создаваемой добавленной стоимости на всех стадиях производства и потребления продукта.
Центральная компетенция— основное конкурентное преимущество фирмы, которое проявляется в том или ином виде деятельности сотрудников.
Стратегия низких издержек- конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции с минимальными издержками и осуществлении ценовой конкуренции.
Стратегия дифференциации— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции с особыми свойствами и осуществлении конкуренции по качеству.
Стратегия сегментации— конкурентная стратегия, основанная на производстве продукции для особого сегмента рынка, где покупатели предъявляют особый спрос, и сохранении в этом сегменте по возможности монопольного положения.
Глобализация— усложняющийся комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, проявляющихся через сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы.
Знание — комбинация опыта, ценностей, экспертных оценок и контекстной информации, с помощью которой новые данные и опыт инкорпорируются в информацию и становятся личностно значимыми. Знание существует в сознании людей. В организациях оно фиксируется не только в документах, но и в процессах, процедурах, нормах, в практической деятельности.
Менеджмент знаний- это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.
Постиндустриальная стадия развитияобщества, страны, региона, корпорации - такая стадия развития, при которой происходит уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. На данной стадии развития ведущую роль в общественном производстве начинают играть информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
1. Приведите примеры различных конкурентных стратегий (стратегии низких издержек, стратегия дифференциации и стратегия сегментации).
2. Какие конкурентные стратегии в современной Украине получили наибольшее распространение?
3. Приведите примеры проявления глобализации в современной экономической жизни.
4. Что такое постиндустриальная стадия развития, как она проявляется?
5. Чем отличаются знания от данных и информации?
6.Приведите примеры конкурентоспособности коммерческой организации, обусловленные следующими факторами: а) барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензионные, ноу-хау); б) ценовая власть потребителей; в) ценовая власть поставщиков; г) угроза заменителей услуг и товаров.
7. В чем заключается стратегия конкурентоспособности, основанная на концепции цепочки стоимости? Что является предметом конкуренции городов, регионов и стран?
Литература
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Центр экономики и маркетинга, 1996. — С. 46—151.
- Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. — М.: Дчьпина Паблишер, 2002. - С. 25-64, 357-382.
- Портер М. Конкуренция: Уч. пособие. - М.: Издательский дом -Вильяме», 2000. - 495 с.
- Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. - С. 32-48.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи. Издательское объединение «ЮНИТИ», 1998. - С. 204-261.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в усло-ииях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Издатель-ско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 892 с.
- Хамел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2002. — С. 194—206.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: ГНОМ ПРЕСС, 1998. - С. 96-260.
Тема 8 Анализ конкурентных преимуществ