Эти умения и знания позволят специалистам разобраться в частных разделах товароведения потребительских товаров, организации и проведении экспертизы и оценки качества
Практическое обучение студентов является одной из важнейших составных частей образовательного процесса и эффективной формой подготовки специалиста к трудовой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | стр. | |
I | Требования к оформлению контрольной работы | |
II | Определение задания контрольной работы студента | |
II. 1 | Теоретические вопросы | |
II. 2 | Карточки заданий | |
II. 3 | Тестовое задание | |
III | Методические рекомендации к ответам на теоретические вопросы | |
IV | Рекомендуемая литература |
I. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Необходимую информацию контрольной работы следует представить в печатном виде на одной стороне листа белой бумаги, формат А4, через 1 интервал. Высота букв и цифр должна быть: шрифт – 14, Times New Roman. Выравнивание текста – по ширине области текста, «красная строка» – 1,25 см. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое –30 мм, правое-15 см, верхнее, нижнее –20 мм.
Каждый лист текста контрольной работы нумеруется по порядку, титульный лист не нумеруется. Контрольная работа состоит из двух теоретических вопросов, карточки задания и тестового задания (состоящего из трех вопросов). Выполнять контрольную работу следует в следующей последовательности:
ü титульный лист;
ü теоретические вопросы;
ü карточка задания;
ü тестовое задание;
ü список использованной литературы.
При оформлении, в обязательном порядке пишется номер соответствующий заданию и формулировка теоретического вопроса, затем дается на него ответ. Карточки задания копируются и заполняются, также соблюдая нумерацию задания. При ответе на тестовое задание, переписывается все задание, затем указывается слово «ответ» и выставляется необходимый, по мнению студента, вариант. В конце текста контрольной работы должен быть список литературы, которую использовали при написании (не менее трех источников).
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Последняя цифра шифра личного дела студента | ||||||||||
Начальная буква фамилии студента | ||||||||||
А, З, П, Ц | 1, 25, 53, 79 | 12, 44, 55, 104 | 21, 38, 64, 80 | 6, 27, 75, 98 | 9, 41, 57, 99 | 20, 52, 63, 86 | 13, 37, 65, 95 | 2, 29, 68, 91 | 1, 33, 69, 85 | 19, 43, 71, 86 |
Б, И, Р, Ч | 24, 31, 69, 94 | 2, 26, 54, 80 | 5, 26, 76, 97 | 8, 40, 56, 98 | 7, 28, 74, 99 | 14, 38, 66, 100 | 19, 51, 62, 85 | 12, 36, 64, 90 | 20, 44, 72, 87 | 22, 37, 68, 84 |
В, К, С, Ш | 19, 36, 65, 81 | 4, 25, 77, 96 | 3, 27, 55, 81 | 13, 45, 56, 79 | 15, 39, 67, 79 | 8, 29, 73, 100 | 2, 34, 58, 91 | 21, 45, 73, 88 | 11, 35, 63, 89 | 3, 30, 71, 92 |
Г, Л, Т, Щ | 3, 52, 78, 95 | 7, 39, 54, | 21, 25, 64, 87 | 4, 28, 56, 82 | 14, 46,5 57, 80 | 3, 35, 63, 92 | 22, 46, 74, 89 | 10, 42, 59, 101 | 18, 50, 61, 84 | 10, 34, 62, 88 |
Д, М, У, Э | 6, 38, 53, | 2, 51, 53, 94 | 16, 40, 68, 82 | 24, 28, 67, 90 | 5, 29, 57, 83 | 23, 47, 75, | 22, 35, 62, 104 | 9, 30, 72, 101 | 9, 33, 61, 87 | 17, 49, 60, 83 |
Е, Н, Ф, Ю | 22, 26, 65, 88 | 17, 41, 69, 95 | 1, 50, 54, 93 | 4, 36, 66, | 24, 48, 76, 91 | 6, 30, 58, 84 | 15, 47, 58, 81 | 8, 32, 60, 86 | 10, 31, 71, 102 | 24, 43, 60, 102 |
Ж, О, Х, Я | 18, 42, 70, | 23, 27, 66, 89 | 5, 37, 78, 94 | 20, 49, 77, 92 | 1, 33, 67, 83 | 23, 32, 70, 93 | 7, 31, 59, 85 | 16, 48, 59, 82 | 23, 34, 61, 103 | 11, 32, 70, 96 |
II. 1 Теоретические вопросы
1. Понятие качества товаров. Инпотребности и аутпотребности человека.
2. Многоаспектность качества.
3.Контроль качества товаров на производстве и в торговле.
4. Понятие «пирамида качества».
5. Классификация методов управления качеством. Организационные методы управления качеством.
6.Классификация методов управления качеством. Социально-психологические и статистические методы управления качеством.
7. Классификация методов управления качеством. Экономические методы управления качеством.
8. Классификация методов управления качеством. Инженерно-технические и графические методы управления качеством.
9.Классификация методов оценки качества продукции.
10.Статистические методы оценки качества: понятие статистического контроля, метод «контрольный листок», столбиковая диаграмма – гистограмма.
11. Статистические методы оценки качества: понятие статистического контроля, диаграмма Парето и причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы).
12. Статистические методы оценки качества: понятие статистического контроля,диаграмма разброса (рассеивания), стратификация (расслоение данных), контрольные карты (контрольные карты Шухарта).
13.Оценка качества экспертными методами: понятие и критерии экспертных методов оценки качества.Экспертный метод «комиссий».
14. Оценка качества экспертными методами: понятие и критерии экспертных методов оценки качества. Ранжирование, табличная форма, бальные оценки и социологический опрос как методы экспертных оценок.
15.Основные положения и направления квалиметрии.
16.Структура квалиметрии.
17.Измерение качества: основные определения, используемые в метрологии, метрологическое обеспечение.
18. Измерение качества: основные определения, используемые в метрологии,единство измерений.
19.Стандартизация продукции.
20. Сертификация продукции.
21.Теоретические основы экспертизы потребительских товаров.
22.Принципы экспертизы потребительских товаров.
23.Классификация товарной экспертизы в зависимости от требований к товару.
24.Методология товароведной экспертизы.
25. Товарная информация: понятие, виды, формы, средства.
26. Оценка качества: понятие этапы.
27. Градации качества.
28. Основные понятия, классификация ассортимента товаров.
29. Принципы деления товаров на сорта. Сортамент. Пересортица.
30. Обеспечение качества и количества: хранение и упаковка.
31. Сертификация по системе ИСО.
32. Маркировка товаров: назначение, виды, составные элементы.
33. Контроль качества и количества товарных партий. Правила отбора проб.
34. Информационные знаки: назначение, виды, разновидности, расшифровка.
35. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров: краткая характеристика, критерии выбора.
36. Свойства и показатели ассортимента товаров.
37. Дефекты товаров. Отличие дефектов от допустимых отклонений.
38. Товароведная классификация товаров.
39. Качество товаров: основные понятия, свойства, показатели. Технический уровень качества.
40. Идентификация и прослеживаемость товаров.
41. Общегосударственные классификаторы: виды, назначение, структура.
42. Управление ассортиментом. Ассортиментная политика организации: понятие, цели, задачи.
43.Факторы, формирующие качество товаров.
44. Этапы формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.
45. Факторы, способствующие сохранению качества товара.
46.Оценка качества товаров органолептическими методами.
47.Оценка качества товаров инструментальными методами.
48.Процедура и порядок проведения экспертизы качества товаров.
49.Экспертиза количественных характеристик товаров.
50. Товарно-сопроводительные документы (ТСД).
51. Эксплуатационные документы (ЭД).
52.Нормативно-правовая база и средства товароведной экспертизы.
II. 2 Карточки заданий
53. Продолжите схему классификации общих и специфичных требований, предъявляемых к маркировке товаров:
54. Продолжите схему взаимосвязи условий хранения с основополагающими принципами хранения:
55. Продолжите схему классификации дефектов:
56. Продолжите и дополните схему классификации групп товарных потерь на подгруппы:
57. Продолжите схему классификации группы товарных знаков по форме представления товарной информации на подгруппы:
58. Установите соответствие между статистическими методами оценки качества и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца (метод) подберите соответствующую позицию из второго столбца (характеристика), обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры.
МЕТОДЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА | ||
А) | Контрольный листок – | 1) | инструмент, позволяющий наблюдать, измерять и отслеживать изменения показателя качества во времени; позволяют проанализировать характеристики технологического процесса во времени: определять стабильность и выявлять возможные отклонения, проводить корректировки процесса для предотвращения выхода показателя качества за допустимые пределы. |
Б) | Диаграмма Парето: | 2) | столбиковая диаграмма для отображения частоты повторения определённого параметра; инструмент, который позволяет наглядно изобразить и легко выявить структуру и характер изменения полученных данных (оценить распределение), которые трудно заметить при их табличном представлении, определить разброс параметра и степень устойчивости технологического процесса. |
В) | Гистограмма – | 3) | форма, предназначенная для сбора и автоматического упорядочивания первичной информации о дефектности продукции, что позволяет облегчить дальнейшее использование собранной информации. |
Г) | Диаграмма разброса (рассеивания): | 4) | процесс сортировки (разделения) статистических данных на отдельные группы согласно некоторым критериям или факторам, результаты которого часто представлены в виде диаграмм или графиков. |
Д) | Расслоение данных (стратификация) – | 5) | представляется в виде столбчатого графика согласно отдельным факторам, являющимся причинами возникновения проблемы. По оси ОХ откладываются причины возникновения дефекта, в порядке убывания значимости. По оси ОУ – количество дефектов. |
Е) | Контрольная карта (контрольная карта Шухарта) – | 6) | используется для выяснения наличия зависимости величин друг от друга. Взаимозависимость различных показателей выявляется с помощью корреляционного анализа. |
Таблица.
А | Б | В | Г | Д | Е |
59. Продолжите схему классификации группы товарных знаков по назначению и по виду собственности владельца на подгруппы:
60. Продолжите схему классификации информационных знаков на группы и подгруппы в зависимости от определенных признаков:
61. Продолжите схему взаимосвязи оценки качества товаров с градациями качества и классами товаров по назначению:
62. Составьте структурно-логическую схему методов товароведения. Укажите последовательность порядка отбора проб из партии товара, размещенного тарным способом.
63. Определите соответствие названий манипуляционных знаков и их назначение:
1 2 3 5
? – хрупкий груз, необходимо осторожное обращение («Хрупкое. Осторожно!»);
? – груз следует защищать от тепла («Беречь от нагрева!»);
? – необходима защита груза от воздействия влаги («Беречь от влаги!»);
? – диапазон значений температуры, при которой следует хранить груз или манипулировать им («Ограничение температуры»);
? – правильное вертикальное положение груза («Верх»);
? – упаковку открывать в указанном месте («Открывать здесь»).
64. Установите соответствие между аспектами качества и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца (аспект) подберите соответствующую позицию из второго столбца (характеристика), обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры.
АСПЕКТ КАЧЕСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА | ||
А) | Национальный аспект: | 1) | прогресс, приводящий к совершенствованию, создает мощную основу для совершенствования качества продуктов; высокое качество систем жизнедеятельности создадут лучшие предпосылки для ускорения прогресса. |
Б) | Политический аспект: | 2) | высокое качество, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, влияет на среду и статус государства: «развитая страна» отождествляется с возможностями производить конкурентоспособные высококачественные продукты труда и высоким среднестатистическим социальным уровнем нации; уровень человека влияет на качество его труда. |
В) | Технический аспект: | 3) | как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда, говорят о необходимости данного аспекта качества. |
Г) | Социальный аспект: | 4) | аспект связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых к качеству компонентов инпотребностей и аутпотребностей. |
Д) | Экономический аспект: | 5) | качество определяет конкурентоспособность фирм, а, в конечном счете, и стран; влияет на уровень доходов населения, безработицы а, следовательно, и на политическую ситуацию внутри страны и на международный статус государств. |
Е) | Моральный аспект: | 6) | решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия эффекту. |
Таблица.
А | Б | В | Г | Д | Е |
65. Продолжите схему последовательности отбора проб и образцов из товарных партий разных способов размещения:
66. Заполните и продолжите схему классификации ассортимента:
|
67. Продолжите схему градаций качества:
68. Продолжите схему основополагающих принципов хранения:
69. Составьте схему потребительских свойств и показателей качества продовольственных или непродовольственных товаров:
70. Установите соответствие между терминами, используемыми в сфере управления качеством и их определениями: к каждой позиции первого столбца (термин) подберите соответствующую позицию из второго столбца (определение термина), обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры.
ТЕРИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
А) | Показатель качества | 1) | Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). |
Б) | Свойство продукции | 2) | Философия, которая вовлекает каждого члена организации в работу по достижению качества; движущей силой такой работы является удовлетворение потребителя |
В) | Всеобщий менеджмент качества (TQM — Total Quality Management) | 3) | Требования, которые содержатся в каком-либо нормативном документе, например в государственном стандарте (ГОСТ) или в технических регламентах. |
Г) | Качество | 4) | Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления. |
Д) | Продукция | 5) | Материализованный результат деятельности или процесса, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными и неовеществленными (энергия, информация). |
Е) | Установление потребности | 6) | Это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. |
Таблица.
А | Б | В | Г | Д | Е |
71. В каких документах устанавливаются требования к производственной маркировке? Схематично укажите элементы маркировки и соотношение товарной информации:
72. Продолжите схему классификации основных стадий и этапов технологического жизненного цикла товародвижения:
|
73. Продолжите схему классификации градации качества:
74. Заполните и продолжите схему классификации ассортимента по широте охвата:
75. Установите соответствие между терминами, используемыми в сфере метрологического обеспечения и их определениями: к каждой позиции первого столбца (термин) подберите соответствующую позицию из второго столбца (определение термина), обозначенную цифрой. Запишите в таблицу выбранные цифры.
ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
А) | Метрологическое обеспечение – | 1) | .… установление и применение научных, нормативно-технических и организационных основ, технических средств, правил и норм с целью достижения единства и требуемой точности (достоверности) измерений качества, необходимых для количественной оценки объектов ноосферы и происходящих в них явлений. |
Б) | Измерение – | 2) | … определение особо уполномоченным метрологическим органом погрешностей средств измерений и установление их пригодности к применению. |
В) | Единство измерений – | 3) | … показатель качества измерений, отражающий близость их результатов к истинному значению измеряемой величины. |
Г) | Поверка средств измерений – | 4) | … нахождение значения физической величины, характеризующей качество, опытным путем с помощью специальных технических средств. |
Д) | Физическая величина – | 5) | … такое состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах, размеры, соответствуют единицам, воспроизводимым эталонами, а погрешности результатов измерений не выходят за установленные пределы. |
Е) | Точность измерений – | 6) | … особое свойство качества физического объекта. Физической величиной называется свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. |
Таблица.
А | Б | В | Г | Д | Е |
76. Дайте определение понятия «товарные потери». Продолжите классификацию товарных потерь:
77. Для каких целей проводят калибровку? Продолжите схему классификации упаковки:
78. Укажите, какие из показателей, предназначены для характеристики сложных свойств товаров? Продолжите схему классификации показателей качества и приведите примеры:
|
II. 3 Тестовое задание
79. Выполните тестовое задание.
1. Что такое качество продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективная особенность продукции, проявляющаяся в процессе потребления и обеспечивающая удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественная и количественная характеристика любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
2. Укажите факторы, формирующие качество продукции:
а) упаковка, маркировка;
б) условия хранения и транспортировка;
в) сырьевые материалы, условия и способ производства, конструкция, отделка и упаковка;
г) действия, осуществляемые при создании, потреблении или эксплуатации.
3. Что является объектом управления качеством?
а) продукция и услуги;
б) сырье, продукция, услуги, процессы, персонал;
в) территория услуг и производства;
г) производственные процессы, персонал.
80. Выполните тестовое задание.
1. Что такое потребительские свойства продукции?
а) совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
б) объективные особенности продукции, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека;
в) качественная и количественная характеристика любых состояний продукции;
г) объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.
2. Как классифицируют потребительские свойства продукции по назначению в зависимости от характера влияния на потребительную стоимость?
а) простые, сложные, негативные, позитивные;
б) физические, химические, физико-химические, биологические;
в) утилитарные, эстетические;
г) функциональные, эстетические, эргономические, надежности, безопасности.
3. На какие группы подразделяются функциональные свойства продукции?
а) психологические, антропометрические, гигиенические, физиологические, психофизиологические;
б) совершенство выполнения основной функции, совершенство выполнения вспомогательной функции, универсальность выполнения;
в) информационная выразительность, композиционная целостность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида;
г) долговечность, сохраняемость, технологичность, эргономичность, безотказность, экономичность.
81. Выполните тестовое задание.
1. На какие группы подразделяются эргономические свойства продукции?
а) антропометрические, гигиенические, физиологические, психофизиологические, психологические;
б) сохраняемость, совершенство выполнения вспомогательной функции, композиционная целостность, безотказность;
в) информационная выразительность, универсальность выполнения, экономичность, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида;
г) долговечность, совершенство выполнения основной функции, технологичность, эргономичность, рациональность формы.
2. На какие группы подразделяются эстетические свойства продукции?
а) антропометрические, гигиенические, физиологические, психофизиологические, психологические;
б) сохраняемость, совершенство выполнения вспомогательной функции, композиционная целостность, безотказность;
в) информационная выразительность, универсальность выполнения, экономичность, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида;
г) информационная выразительность, композиционная целостность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
3. На какие группы подразделяются свойства надежности продукции?
а) долговечность, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность;
б) типоразмер, стабильность товарного вида, безопасность, акустическая целостность выразительность;
в) целостность, совершенство, универсальность, свойства, влияющие на гидросферу, удобство использования;
г) свойства, влияющие на атмосферу, долговечность, выразительность, технологичность, экономичность.
82. Выполните тестовое задание.
1. Что такое показатель качества продукции?
а) количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара);
б) количественное и качественное выражение одного свойства продукции (или товара);
в) качественное выражение свойств продукции (или товара);
г) количественное выражение одного свойства продукции (или товара).
2. Как классифицируют показатели качества продукции по количеству характеризуемых свойств?
а) единичный, комплексный, интегральный;
б) фактический, базовый, относительный;
в) проектные, производственные, эксплуатационные;
г) обобщающие, определяющие, интегральные.
3. Что такое минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оценки (контроля, испытаний) качества?
а) выборка;
б) навеска;
в) проба (образец);
г) браковочное число.
83. Выполните тестовое задание.
1. Субъективно-объективная характеристика, раскрываемая через степень удовлетворения постоянно меняющихся инпотребностей и аутпотребностей человека – это:
а) качество познания и развития личности;
б) качество отдыха;
в) качество объектов;
г) качество жизнедеятельности.
2. Аутпотребности (условно-исходящие потребности) человека включают в себя:
а) качество коммуникаций, качество внешней среды;
б) качество трудовой деятельности, качество отдыха;
в) качество продуктов труда, качество охраны здоровья;
г) качество познания и развития личности, качество жизнедеятельности.
3. Инпотребности человека связаны с объектами, которые он потребляет или использует:
а) качество трудовой деятельности, качество внешней среды, качество жизнедеятельности;
б) качество коммуникаций, качество внешней среды, качество продуктов труда, качество охраны здоровья, качество познания и развития личности;
в) качество отдыха, качество продуктов труда, качество жизнедеятельности, качество коммуникаций;
г) качество внешней среды, качество трудовой деятельности, качество познания и развития личности.
84. Выполните тестовое задание.
Как называется показатель качества продукции, выражающий соотношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление?
а) определяющий;
б) групповой;
в) интегральный;
г) комплексный.
2. Минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации – это:
а) ассортиментный минимум (перечень);
б) новизна (обновление) ассортимента;
в) рациональность ассортимента;
г) гармоничность ассортимента.
3. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реальные обоснованные потребности разных групп потребителей – это:
а) ассортиментный минимум (перечень);
б) новизна (обновление) ассортимента;
в) рациональность ассортимента;
г) гармоничность ассортимента.
85. Выполните тестовое задание.