Объясните различия понятий массовый и дифференцированный маркетинг. В каких случаях применяются данные подходы?
Придерживаясь стратегии недифференцированного маркетинга (массового), компания пренебрегает различиями в сегментах и выходит на весь рынок с единственным предложением. Она концентрирует усилия на удовлетворении общих потребностей покупателей, абстрагируясь от различий между ними. При разработке маркетинговых программ, нацеленных на охват максимального числа потребителей, акцент делается на массовый сбыт и массовую рекламу. Цель поставщика — формирование в сознании потребителей положительного имиджа продукта. Освоение узкой ассортиментной группы товаров позволяет снизить издержки производства, уменьшить затраты на хранение и транспортировку, а также расходы на маркетинговые исследования и рекламу. Очевидно, для того чтобы завоевать наиболее чувствительные к цене сегменты рынка, компании придется трансформировать низкие издержки в низкие цены для потребителей.
Стратегия дифференцированного маркетинга предусматривает освоение компанией нескольких сегментов рынка, для каждого из которых разрабатывается отдельная программа. Так, представители корпорации General Motors утверждают, что она выпускает автомобили «для любого кошелька, любой цели и любого человека». Компания Intel предлагает микросхемы и программное обеспечение потребительскому и деловому рынку, малым предприятиям, рынкам, специализирующимся на создании сетей, оцифрованных изображений и видеопродук-ции.11 Дифференцированный маркетинг позволяет достичь больших (в сравнении с недифференцированным) объемов продаж, однако возрастают и издержки ведения бизнеса, а именно, затраты на модификацию продуктов, производственные и административные издержки, расходы на управление материальными запасами и на продвижение товаров.
Поскольку дифференцированный маркетинг приводит к увеличению как объема продаж, так и издержек, определение его эффективности сопряжено со значительными трудностями. Производителям необходимо проявлять осторожность и избегать разделения рынка на слишком маленькие сегменты. Иначе им, возможно, придется проделывать обратную операцию по слиянию нескольких крохотных сегментов в один. Например, компания Smith Kline Beecham предложила рынку зубную пасту «Aquafresh», ориентированную сразу на три целевых сегмента — потребителей, которые хотят иметь одновременно «свежее дыхание, белоснежные зубы и защиту от кариеса».
Дифференцированный маркетинг — достаточно емкая категория, в которую входят отдельные его разновидности:
-групповой маркетинг, т. е. стратегия маркетинга, ориентированная на сегментированный рынок;
-индивидуальный маркетинг, т. е. производство (продажа) продукции на заказ;
-концентрированный маркетинг опирается на такую стратегию маркетинга, при которой фирмой выделяются один или большее количество сегментов рынка для их охвата на основе разработанной системы мероприятий. Остальные сегменты рынка в данный период времени из поля зрения фирмы выпускаются.
Недифференцированный маркетинг(массовый) применяется в том случае, если денежного капитала предприятия недостаточно для проектирования нескольких номенклатурных наименований продукции одновременно, а рынок, где производитель планирует реализовать свою продукцию, не подразделяется по интересам. Иными словами, сегментация отсутствует и производитель выходит на рынок с одним наименованием товара и высокой степенью риска. Так же массовый маркетинг применяется также в том случае, если предприятие может пренебречь различием в сегментах и обратится ко всему рынку сразу. Усилия концентрируются на общих нуждах всех потребителей, и максимизируется продажа массового товара. Затраты на маркетинг будут относительно небольшими.
Стратегию дифференцированного маркетинга целесообразно применять, если у компании достаточно средств для реализации нескольких параллельных маркетинговых программ, а также, если у компании есть возможность выпускать различные виды товаров для нескольких сегментов рынка.
Укажите, по каким принципам можно классифицировать маркетинговые исследования?
Сбор информации
Первичные данные- эксперт собирает ее под какую-то задачу. Информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Чаще всего под проведение конкретной задачи собирается первичная информация
- количественные исследование (опрос, ретейл-аудит)- качественные исследование (фокус-группа, глубинное интервью, анализ протокола)- микс методики (Hall-тесты, home-тест, тайный покупатель)
Вторичные данные- была собрана когда –то без постановки задачи. Информация, собранная когда – либо для каких то прошлых целей не связанных с данной задачей (традиции, опыт)
1.Наблюдение: эксперимент, 2.Опрос: анкетирование, интервью. По месту: - домашний, в офисе, на работе, в местах продаж; по объектам анализа: - физических лиц, - юридические лица; - эксперты; по виду коммуникаций: - личный, - телефонный; - почтовый)
1) По виду объекта исследования - например, при исследовании рынка это исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынка капитала и т.д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды.
2) По территориальному признаку - например, при исследовании рынка это региональное, национальное, интернациональное исследование.
3) По временному признаку - например, для исследования рынка это ретроспективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование.
4) По продуктивному (вещевому) признаку - например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг.
5) По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования - например, для исследования сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследования - например, для исследования сбыта это возраст, пол, профессия.
6) По способу получения данных и информации - первичные, полевые, и вторичные, кабинетные маркетинговые исследования.