Различие силы покупателей и продавцов.
Сила покупателя проявляется, когда присутствует огромный выбор продавцов у потребителей. Пример – покупка автомобиля, а автомобильных салонов в наше время большое разнообразие. Поэтому, у покупателя есть выбор, в какой салон ему пойти и купить машину, выбор может также осуществляться по критериям: скидки, подарки и другое.
Сила продавцов – продукция может поставляться в больших объемах, отсутствие альтернатив, стоит определиться с проблемой, в каких случаях мы чувствуем себя на «крючке» у поставщиков. Пример – три оператора сотовой связи – Билайн, Мегафон и МТС.
6. Особенности анализа микро‐среды организации с помощью модели «Цепочка ценности» М. Портера. На чем основан принцип разделения бизнес‐процессов в рамках данной модели?
Автором известной концепции цепочки создания ценности (ценностной цепочки) является профессор Гарвардского университета Майкл Портер. В соответствии с ней бизнес каждой компании можно рассматривать как сложную систему различных видов деятельности: проектирования, производства, изучения рынка, доставки товаров и постпродажного обслуживания. Ценностная цепочка состоит из девяти стратегически взаимосвязанных видов деятельности (звеньев), в которых создается ценность и генерируются издержки; пять ее звеньев — основные, а остальные играют вспомогательную роль
Cнабжение и поставки procurement (все, что обеспечивает работу офиса), Развитие технологий (лабораторные исследования, отдел разработок), Инфраструктура компаний (орг. структура компании),HR- управление персоналом
Входящая логистика (поставщики, наличие альтернатив, система поставок),Основное производство(физическое производство), Исходящая логистика (система дистрибъбции), Маркетинг и продажи??? (продвижение и продажи), Обслуживание (послепродажное обслуживание)
В большинстве компаний, вне зависимости от того, в какой отрасли она работает, присутствуют пять групп основных видов деятельности: входящая логистика; операции; исходящая логистика; маркетинг и продажи; сервис.
Входящая логистика связана с приёмом и хранением материальных ресурсов, учётом и расписанием поставок. Под операциями понимают все виды деятельности, направленные на превращение входящих потоков ресурсов в готовую продукцию: производство, упаковка, сборка, обслуживание оборудования, проверка на брак. Исходящая логистика связана с подготовкой готовой продукции и транспортировкой её покупателю. К маркетингу и продажам относятся все мероприятия, которые информируют покупателей о предложениях компании и делают возможным совершение покупки. В последнюю группу, сервис, входят виды деятельности по сохранению ценности продукта для покупателя: установка, ремонт, обучение и обеспечение запасными частями.
В зависимости от специфики деятельности компании одна или несколько групп могут представлять большую значимость по сравнению с остальными. Для транспортной компании значение логистических операций намного выше, чем, например, производства, в то время как для производственного предприятия всё может быть наоборот. Тем не менее в каждой компании присутствуют элементы всех основных категорий деятельности.
Вспомогательные виды деятельности отличаются от основных тем, что они обеспечивают деятельность одного или нескольких основных этапов, не работают непосредственно над продуктом и не взаимодействуют с клиентами. Выделяют четыре категории вспомогательных видов деятельности: снабжение; развитие технологий; управление человеческими ресурсами; инфраструктура компании.
Снабжение, в отличие от входящей логистики, связано с процессом приобретения материальных ресурсов, а не непосредственно с самими ресурсами. Каждый вид деятельности в цепочке по-своему, но использует технологию, будь то ноу-хау, установленный регламент или технология, по которой работает оборудование. Процесс развития технологий включает в себя большое количество видов деятельности, которые можно разделить на две группы: действия по улучшению продукта или вспомогательных процессов. Связанные с конечным продуктом мероприятия, как правило, проводятся на протяжении всей цепочки, тогда как связанные с процессами относятся к одной или нескольким процессам. В группу действий по управлению человеческими ресурсами относят мероприятия по подбору, отбору, обучению, развитию и мотивации всех сотрудников организации. Вопросы, связанные с человеческими ресурсами, возникают на протяжении всей цепочки, поэтому некоторые действия распространяются на все элементы цепочки. К инфраструктуре относят общий менеджмент, планирование, финансы, бухгалтерский учёт, управление качеством, решение юридических вопросов и взаимодействие с государственными органами. В отличие от большинства вспомогательных видов деятельности, инфраструктура присутствует на всей цепочке и не относится ни к одному из этапов. Несмотря на репутацию центра затрат, инфраструктура может также являться источником конкурентного преимущества, так как бесперебойное функционирование всех систем компании приводит к более низким материальным и транзакционным издержкам и может выгодно отличать компанию от конкурентов.