Соотношение понятий и видов деятельности: связи с общественностью и маркетинг, реклама, пропаганда, журналистика.
Особое место в содержании деятельности по связям с общественностью занимают проблемы управления, маркетинговых коммуникаций, массовых коммуникаций и так далее, всё это обусловливает непосредственное взаимодействие PR с такими науками, как менеджмент, маркетинг, журналистика, социология массовой коммуникации и специализированными сферами деятельности – рекламой, пропагандой.
В связи с этим стоит упомянуть термин интегрированные маркетинговые коммуникации. ИМК - единая многоканальная коммуникация, объединяющая в единое целое три разных направления продвижения товара - маркетинг, рекламу, PR и ориентированная на установление (двусторонних) отношений с целевой аудиторией.
Существует множество определений PR более 500.
PR –это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и её общественностью. (Сем Блэк).
PR –это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта. (А.Н.Чумиков).
Маркетинг — это процесс определения, предсказания и создания потребительских потребностей и желаний и организации всех ресурсов компании для удовлетворения их с большой общей прибылью для компании и потребителя (Берни Гудрич, США, 1960г.).
Маркетинг— это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группа людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем нуждаются (Е. П. Голубков).
Общее в PR и маркетинге:
- отвечают за освоение рынка компанией и её «раскрутку»,
- создают положительный образ компании, товара или отдельной личности,
- отвечают за поиск того, в чем нуждается рынок,
- призывают к творческому ведению бизнеса,
- ведут аналитическую работу.
Отличия в том, что маркетинг – это процесс управления, ответственный за определение, оценку и удовлетворение потребностей потребителя, целью которого является получение прибыли.
Рекла́ма (от 090010801008091807180 reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.(ФЗ РФ «О рекламе»)
Реклама — это оплачиваемая целенаправленная деятельность, которая принимает форму воздействия опосредствованного характера, имеющая целью стимулирование (антистимулирование) конкретных действий объектов, на которых направлено это воздействие с помощью средств рекламы.
Общее в PR и рекламе:
- Учитывают настроения и предпочтения различных групп, организаций, не противоречат стратегическому плану организации,
- Осуществляются по определенному плану с использованием определенных приемов и технологий в несколько этапов,
- Координируются и контролируются специальными органами или службами исполнителя заказа,
- воздействие на общественное мнение,
- вовлечение в процесс СМИ,
- В период разработки информационных кампаний PR-фирмы и рекламные агентства используют аналогичные этапы и методики, имеющие целью определить целевые аудитории и сформулировать основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из которых — средства массовой информации.
Отличаются:
- Эффект рекламы может быть спрогнозирован заранее, а отклик со стороны потребителя предсказуем.
- PR-мероприятия имеют коммулятивный эффект, проявляющийся во времени.
- В рекламе жестко контролируется содержание и время, в PR – контроль относительно слаб.
- Доверие к сообщению в рекламе низкое, у PR – гораздо выше.
- Реклама всегда платная, PR зачастую бесплатен, из-за актуальности.
- Реклама обычно продвигает определенный товар на рынке, а PR – образ организации, фирмы в целом, и не только на рынке, но и в обществе.
Сложность выявления отличий PR и пропаганды. История пропаганды. Пропаганда, как инструмент идеологий и власти. Пропаганда как использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. Отличие ценностей PR и пропаганды. Односторонняя коммуникация в пропаганде. Навязывание мнение. Манипулирование фактами и статистикой.
Понятие «пропаганда» возникло и закрепилось в связи с деятельностью католической церкви: в 1622 г. была организована так называемая Конгрегация пропаганды веры, целью которой была миссионерская деятельность. Однако уже давно под пропагандой понимается любое целенаправленное воздействие на массы с целью формирования у них определенных убеждений и установок.
Пропаганда –информация, используемая для получения поддержки какой-либо точки зрения, интереса или убеждения.
Сходства:
-Порой трудно различить составляющие пропаганды и PR в информации, передаваемой правительственными структурами.
-Оба понятия обозначают использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание.
-Ориентированы на широкие слои общественности.
- Воздействуют на общественное мнение с целью достижения желаемого результата.
- Основаны на программе действий, осуществляются по определенному плану с использованием определенных приемов и технологий в несколько этапов.
- Координируются и контролируются специальными органами или службами исполнителя заказа
Различия:
-Пропаганда навязывает свое мнение публике, убеждает её действовать так, а не иначе. PR стремится к взаимодействию, учитывая мнение каждой стороны.
-Чтоб PR был успешным ему должны верить, а пропаганда в любом случае вызывает подозрения или несогласия.
-Пропаганда направлена на удержание правительства у власти, а PR обеспечивает понимание у граждан в сущности тех услуг, которые предоставляет власть.
-Пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, PR основывается на правдивой информации.
-Пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу, PR в обязательном порядке предполагает налаживание механизма двухсторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории.
PRи журналистика – разница целей и схожее в манипуляции общественным мнением и сознанием людей. Субъективность ответственности PR и журналистики. Требование необходимости удовлетворения запросов потребителя в журналистики. «Независимость» и «аполитичность» журналистики.
Журналистика –деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной политической, экономической и социальной информации через СМИ.
Сходства:
-Манипуляция общественным мнением и сознанием людей,
- Используют СМИ как инструменты коммуникации
Различия:
-PRответственность перед клиентами или работодателями, журналистика ответственность перед своим издателем.
- PRвыполнение согласованных программ, необходимость в удовлетворении запросов читателей.
- Журналистика не является независимой, хотя потенциально способна выступать в качестве самостоятельной силы.
-Журналистика всегда отражает политику тех, кто её финансирует.