Логика формирования основных общественных функций библиографической информации

Научное значение понятий основных общественных функций библиографической информации. Изложенные выше исходные положения общей теории библиографической информации следует рассматривать, прежде всего, с позиций методологических и гносеологических интересов библиографоведения, потому что теоретические положения, научные абстракции не предназначены для непосредственного утилитарного применения, они обладают “функцией полезности” прежде всего в сфере самой науки. Вместе с тем несомненно, что любые теоретические построения в конечном итоге не только проверяются на истинность в ходе общественной практики, но и воздействуют на нее, используются в целях ее совершенствования. Между тем, среди части библиографов до сих пор бытует мнение, что библиография – дело сугубо практическое и никакой “высокой” теории тут вообще быть не может. Это глубокое заблуждение. Методология “узкого практицизма” была и остается тормозом на пути развития теоретических исследований в области библиографоведения.

Сформулированные теоретические представления об основных общественных функциях библиографической информации содержат необходимую основу для преодоления различных ограниченных точек зрения на библиографию как общественное явление, получивших распространение как в библиографоведении, так и за его пределами (например, в библиотековедении, книговедении, информатике). Некоторые точки зрения такого рода были затронуты выше.

Разграничение основных общественных функций библиографической информации (поисковой, коммуникативной, оценочной) позволяет осознать неоднородность принципов, лежащих в основе библиографического обеспечения общества, и, следовательно, ограниченность и неточность, например, концепции “ценностной природы” всей и всякой библиографической информации. На самом деле ценностное отношение к документу характеризует только одну основную общественную функцию библиографической информации – оценочную.

Поисковая и коммуникативная функции библиографической информации в отличие от оценочной связаны с формальной и содержательной упорядоченностью документов. Формально-логическая природа поисковой и коммуникативной функций библиографической информации предполагает принципиальную возможность полной автоматизации соответствующих библиографических процессов. На наших глазах эти возможности во все возрастающих масштабах претворяются в жизнь, особенно в научно-информационной деятельности, а также в области текущей государственной библиографии.

Основные общественные функции, взятые изолированно, в чистом виде, т. е. абстрактно, служат наиболее общей формой выражения ее устойчивости как особого общественного явления. Это значит, что какие бы изменения ни претерпевала библиографическая информация, она всегда выполняла, выполняет и будет выполнять свои основные общественные функции, хотя способы их практической реализации меняются, модифицируются, обретая в различных условиях специфические конкретно-исторически обусловленные формы.

В этой связи одна из важных задач современного библиографоведения состоит, в частности, в том, чтобы, используя представления об основных общественных функциях библиографической информации в качестве исходного пункта, предпринять хорошо организованные и скоординированные фундаментальные поисковые и прикладные исследования с целью выяснить, как конкретно, на разных структурных уровнях и участках библиографической реальности, в специфических условиях разных областей человеческой деятельности практически реализовывались в прошлом, реализуются сейчас и должны реализовываться в будущем основные общественные функции библиографической информации. Только тогда и смогут реально обнаружиться действительные познавательные, объяснительные и прогностические возможности общей теории библиографии. Только в результате таких исследований может быть всесторонне раскрыта подлинная системная целостность не только существующего, но и будущего общественно необходимого, научно обоснованного разнообразия структурных уровней, направлений, функциональных рядов, организационных форм, средств и методов библиографической деятельности.

Несомненно, что основные общественные функции библиографической информации (особенно оценочная), рассматриваемые в качестве исходного пункта теоретического воспроизведения библиографии как системы методом восхождения от абстрактного к конкретному, потенциально предполагают, скрывают в себе, как в почке, огромное богатство возможностей, путей и средств своей практической реализации, в том числе и многое такое, о чем мы сегодня не подозреваем или только догадываемся.

12. Качества библиографической информации.

Изложенные выше представления об основных общественных функциях библиографической информации впервые были сформулированы автором настоящего учебника в монографии “Проблемы общей теории библиографии” [43]. Обсуждение книги вылилось в 1976 – 1978 гг. в теоретическую дискуссию[7].

В дальнейшем было опубликовано много работ, авторы которых вновь обратились к обсуждению фундаментальных проблем общей теории библиографической информации, а именно: к какому виду информации относится библиографическая информация, каковы ее специфические качества, каковы ее место и роль в системе документальных коммуникаций, как соотносятся понятия библиографическая информация и библиографическое знание, что такое функции библиографической информации, каков их состав и иерархия, каковы пути и средства их теоретического осмысления и практической реализации.

Остановимся на первых двух проблемах, поскольку остальные так или иначе уже рассматривались выше.

Библиографическая информация как разновидность вторично-документальной информации. Библиографическая информация в качестве особой разновидности непосредственно входит в состав вторично-документальной информации, т. е. информации, созданной в результате аналитико-синтетической обработки первичных документов.

Основной признак, на основе которого библиографическая информация отделяется от небиблиографической в составе вторично-документальной информации, заключается в том, что библиографической является информация, содействующая реализации соответствия между документом и потребителем, обращению потребителя к первичному документу, а небиблиографической – та, которая используется без обращения к первичному документу или заменяет обращение к нему. Последнее и составляет главное содержание того функционально побочного, сопутствующего, небиблиографического использования источников библиографической информации, о которой говорилось выше.

Качества библиографической информации. Вопросу о специфических качествах библиографической информации в ходе дискуссии было уделено особенно много внимания. В концептуальном отношении наиболее интересными и оригинальными были статьи А.С. Аугустинайтиса, Ю.С. Зубова, Ю.М. Лауфера, В.П. Леонова, А.В. Соколова, В.А. Фокеева[8].

Если обобщить все, что было сказано выше о библиографической информации, и все то, что известно о ней из работ различных авторов, то можно утверждать, что библиографическая информация есть разновидность вторично-документальной информации, обладающая следующими основными качествами (свойствами).

1.Библиографическая информация вторична в особом библиографическом смысле. Внешне (в библиографических записях) это качество выступает как вторичность только по отношению к документам, но на самом деле библиографическая вторичность относится, прежде всего, к соответствию между документом (непосредственным объектом библиографической деятельности) и потребителем информации (вторым объектом и конечной целью библиографической деятельности).

Вторичность библиографической информации проявляется главным образом в том, что эта информация нужна потребителю не сама по себе, а лишь как средство поиска первичных документов, средство предварительной ориентации в их содержании и форме, количестве и качестве (ценности).

Именно в этой вторичности заключена исходная специфика библиографической информации как разновидности вторично-документальной информации и как особого средства достижения главной цели всей системы документальных коммуникаций – реализации соответствий между документами и потребителями информации.

Вместе с тем, следует отметить, что “вторичность” библиографической информации в рассмотренном смысле отрицается некоторыми библиографоведами – сторонниками ее “первичности” как вида социальной информации, например С.А. Трубниковым, Ю.М. Туговым, В.А. Фокеевым и др.

2. Отдельное библиографическое сообщение (главным образом в форме библиографической записи), будучи элементарной ячейкой библиографической информации, обеспечивает идентификацию документа, осуществляемую независимо от того, где он находится. Таким качеством в системе документальных коммуникаций обладает только библиографическая информация. Оно обеспечивает возможность практической реализации первой основной общественной функции библиографической информации – поисковой.

3. Библиографическая информация, функционирующая в форме библиографического пособия (и системы пособий), обладает интегральным (не свойственным отдельной библиографической записи) качеством отражения (моделирования) формальной и содержательной структур любых документных массивов и потоков. Это качество обеспечивает реализацию второй основной общественной функции библиографической информации – коммуникативной.

4. Библиографической информации свойственно комплексное информационное содержание, она включает не только чисто библиографическую, но и по мере надобности первичную научную, публицистическую, художественную и другие виды информации. Именно эта информационная комплексность позволяет библиографической информации успешно выполнять свою третью основную общественную функцию – оценочную.

Это же качество делает почти неуловимой грань между библиографическим и небиблиографическим и всегда порождало и продолжает порождать трудно разрешимые дискуссионные проблемы. Например: где проходит водораздел между научной и литературной критикой и библиографией? Существует ли критическая библиография? Как соотносятся библиографическая и реферативная информация? Содержит ли библиографическая информация новое знание по предмету, рассматриваемому в библиографируемом документе? Каковы место и роль первичной информации в библиографических пособиях различных видов, в частности, в какой мере рекомендательное библиографическое пособие может решать непосредственные воспитательные задачи в процессе восприятия потребителем информации, содержащейся в самом пособии, независимо от той литературы, которая в нем рекомендуется? Одни проблемы такого рода, так или иначе, решены библиографоведением, другие еще ждут своего решения.

Отметим, что второе, третье и четвертое качества тесно связаны с первым (исходным и наиболее общим) качеством библиографической информации и представляют собой его развитие, конкретизацию на уровне реализации основных общественных функций библиографической информации.

5. Важнейшее качество библиографической информации – ее двойственность, отражающая двойственность отношения “документ – потребитель информации”. На этом качестве зиждется наиболее существенное различие между поисковой и коммуникативной функциями библиографической информации, с одной стороны, и оценочной – с другой, а затем и различие между двумя основными видами библиографии: общей и специальной (рассматриваются в следующем – втором разделе учебника).

Если документ (одна сторона двойственности) предстает как необходимая материально-информационная база реализации всех основных общественных функций библиографической информации, то потребитель (другая сторона двойственности) в одном случае (в ходе реализации поисковой и коммуникативной функций) выступает в самом общем, недифференцированном виде (как абстрактный некто, который ищет нужный ему документ и которого оповещают о существовании документов различного содержания и формы). В другом же случае все реальное многообразие проявлений оценочной функции основывается на вполне определенных групповых или индивидуальных особенностях потребителя и прямо от них зависит. Следует подчеркнуть, что, несмотря на разнообразие проявлений зависимости библиографической информации от ее потребителя, эта зависимость во всех случаях является главной, определяющей сущность библиографической информации как общественного явления.

6. В принципе не обязательным, но практически очень важным качеством библиографической информации является ее внутренняя организованность по определенным правилам (стандартность). Это относится не только к библиографическим записям, но и к способам их группировки в библиографических пособиях, к аннотированию и реферированию, к составлению вспомогательных указателей. Организованность библиографической информации обеспечивает ее эффективное и единообразное использование во всех общественных институтах в системе документальных коммуникаций.

Приведенный перечень, очевидно, не исчерпывает всех существенных качеств библиографической информации. Их выяснение будет продолжаться. Важно только подчеркнуть, что ни одно из качеств, взятых отдельно, не раскрывает полностью специфику (природу) библиографической информации, поскольку они нередко присущи и другим объектам в системе документальных коммуникаций. Специфику библиографической информации в полном объеме раскрывает только совокупность, системное единство всех ее качеств.

13. Документальные и библиографические потребности.

В системе документальных коммуникаций (точнее, в пределах отношения “документ – потребитель информации”) потребитель выступает непосредственно как носитель информационно-документальных или просто документальных потребностей (потребностей в информации, содержащейся в документах).

Потребности в библиографической информации (библиографические потребности) возникают из документальных потребностей, совпадают с ними по содержанию, нацелены на их удовлетворение и представляют собой лишь особую библиографическую форму их проявления.

Документальные потребности могут быть осознанными и неосознанными, что в еще большей мере относится к библиографическим потребностям, так как даже хорошо осознанная потребность в документах может быть неосознанной в своем вторично-документальном (библиографическом) выражении. Документальные потребности (вместе с библиографическими) занимают вполне определенное место в общей структуре человеческих потребностей. Через более широкое понятие – “информационные потребности” – они входят в состав общего понятия “потребности” и опосредованно возникают на почве последних.

Таким образом, последовательность возникновения основных видов потребностей может быть представлена так: человеческие потребности (материальные и духовные, общественные и естественные) → информационные потребности (человек – информация) → потребности в документах, т. е. документальные или читательские потребности (человек – документ) → библиографические потребности (человек – сведения о документе).

Из этой последовательности видно, что информационные потребности человека – это непосредственная причина, фундамент, главный стимул и цель возникновения, развития и функционирования системы документальных коммуникаций, в рамках которой информационные потребности обретают форму документальных потребностей и удовлетворяются с помощью документов.

Документальные потребности и “соответствия” между документами и потребителями информации. Введенное выше понятие соответствия базируется на документальных потребностях, обусловливается ими и по содержанию совпадает с ними. Но тогда возникает вопрос: если документальные потребности человека и “соответствия” между документом и тем же человеком совпадают, то зачем тогда нужно понятие “соответствие”, почему нам сразу не перейти от документальных потребностей к функциям библиографической информации? В этой связи отметим два главных момента.

Во-первых, соответствия в системе документальных коммуникаций возникают на почве не всех информационных потребностей, а только тех, которые могут быть удовлетворены с помощью документов. Например, существует очень важная по значению потребность в новой информации, новых знаниях, которые могут быть получены только в результате самостоятельного научно-исследовательского или художественного творчества, но не в процессе потребления уже имеющейся информации. Поэтому отвечающие этим потребностям соответствия в системе “документ – потребитель” отсутствуют[9].

Во-вторых, только “соответствие” включает потребность в систему документальных коммуникаций и образует отношение между документом и потребителем, с которым затем имеет дело библиографическая информация. Поэтому общественные функции (“социальную природу”) библиографической информации нельзя выводить прямо из потребностей. Конечно, библиограф как субъект библиографической деятельности может воспринимать направляющее влияние общественной жизни непосредственно, но библиографическими эти моменты становятся, только пройдя через систему документальных коммуникаций и преобразовавшись в соответствия между документами и потребителями. Поэтому вне соответствий в системе документальных коммуникаций нельзя рассматривать связи библиографической информации с социальным бытием человека. Другими словами, если имеется определенная потребность в документах, но нет документов для ее удовлетворения (отсутствуют необходимые соответствия), то библиографическая информация (и вся система документальных коммуникаций) не может содействовать удовлетворению этой потребности.

Библиографические потребности. Механизм формирования библиографических потребностей хорошо описан в работах (в том числе неопубликованных) талантливого ученого, к несчастью, безвременно и трагически погибшего, С.Д. Коготкова (1951 – 1986). Им предложена схема, наглядно иллюстрирующая процесс формирования библиографических потребностей (рис. 4).

Логика формирования основных общественных функций библиографической информации - student2.ru

Рис.4

Процесс формирования библиографических потребностей:

ип - информационная потребность; ипд - информационно-потребительская деятельность; инф - информация; дп - документальная потребность; д - документ; бп- библиографическая потребность; би - библиографическая информация

Смысл этой схемы в следующем. В основе всего процесса находятся информационные потребности (ИП), имеющиеся у потребителей (в левом нижнем углу схемы). Механизм возникновения информационных потребностей в самых общих чертах выглядит следующим образом. В процессе базовой деятельности (профессиональной, научно-исследовательской, учебной и др.) в условиях недостатка информации для достижения поставленных целей появляется проблемная ситуация. В ходе осознания субъектом проблемной ситуации у него возникает потребностное состояние (психическая напряженность, выражающаяся в чувстве дискомфортности, неудовлетворенности, нехватки чего-то), которое разрешается в некоторых, хотя бы приблизительных представлениях о том, какая информация необходима для преодоления проблемной ситуации и достижения поставленной цели, т. е. появляется “знание о незнании”. В результате потребностное состояние субъекта наполняется конкретным содержанием и превращается в определенную информационную потребность [35].

Для того чтобы получить нужную информацию и удовлетворить свою информационную потребность, человек должен проявить активность, предпринять какие-то действия, направленные на овладение нужной информацией. Эти действия, независимо от их конкретной формы и содержания, можно назвать информационно-потребительской деятельностью (ИПД).

Если в результате проведенной ИПД–1 нужная информация получена без обращения к документам (например, по телефону или из личной беседы с коллегами по работе) и информационная потребность удовлетворена, то процесс на этом заканчивается. Если же по каким-либо причинам получить нужную информацию таким непосредственным способом не представляется возможным (на схеме соответствующий канал перечеркнут пунктирным крестом), то в ходе ИПД–1 и возникает потребность в документах.

Эта потребность вновь порождает действия потребителя (на схеме – ИПД–2), нацеленные на поиск и получение документов, содержащих необходимую информацию. Если нужные документы удается найти в рамках непосредственной связи между документами и потребителем (например, на полках открытого доступа в библиотечном читальном зале или в своей личной библиотеке), то, как и в первом случае, процесс на этом заканчивается.

Однако, как мы уже знаем, именно действия потребителя, направленные на получение необходимых ему документов, наталкиваются на охарактеризованные выше барьеры, препятствия, затрудняющие или даже делающие невозможным прямой доступ к нужным источникам информации (на схеме еще один пунктирный крест). В этих случаях в ходе ИПД–2 у потребителя и возникает потребность в библиографической информации, помогающей преодолеть возникшие трудности. Появление библиографической потребности вновь ведет к действиям (на схеме ИПД–3), направленным теперь на получение соответствующей библиографической информации (БИ), которая содействует нахождению нужных документов и, следовательно, получению необходимой информации и удовлетворению вызвавшей весь цикл информационной потребности (что и показано на схеме жирными стрелками).

Итак, для возникновения библиографических потребностей необходимы, по меньшей мере, четыре предпосылки:

– во-первых, наличие у потребителя осознанной информационной потребности;

– во-вторых, невозможность удовлетворения этой потребности без обращения к документам;

– в-третьих, невозможность непосредственного получения нужных документов, т. е. наличие таких барьеров, препятствующих реализации соответствий между документами и потребителями, для преодоления которых необходима библиографическая информация;

– в-четвертых, знание потребителем источников библиографической информации и их функциональных возможностей, умение пользоваться услугами соответствующих библиографических служб, без чего объективно существующая библиографическая потребность может так и остаться субъективно неосознанной потребителем.

Следует подчеркнуть, что библиографические потребности возникают, когда имеют место все названные предпосылки. Важнейшая среди них – первая, так как именно она вызывает информационно-потребительскую деятельность и обусловливает другие предпосылки. Поскольку причины, вызывающие появление библиографических потребностей, имеют место не всегда и только на определенной стадии ИПД, постольку библиографические потребности представляют собой явление эпизодическое и нередко плохо осознаются потребителями как особая потребность (особенно при отсутствии четвертой предпосылки).

14. Формы, типы и виды библиографических пособий.

Наши рекомендации